Русский язык. Орфографические пятиминутки 5-9 кл.
презентация к уроку по русскому языку на тему

Шитакова Мария Валерьевна

Орфографические пятиминутки на уроках русского языка в  5-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon russkiy_v_tablitsah.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ 5-9 КЛАСС Орфографические пятиминутки

Слайд 2

ПРАВИЛА КОРНЯ Безударные гласные а, и, я, о, е Парные согласные б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш ; з-с. Непроизносимые согласные т; д; л; в Непроверяемые буквы пол о скать – л о ' ск пол а скать – л а ' ска ло в кость – ло в о к ко с ьба – ко с и ть ре з ьба – ре з а ть учас т ник – учас т и е сер д це – сер д е чко э фф ект, а кк уратный

Слайд 3

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -л а г - предпо л а г ать из л а г ать с л а г аемое распо л а г ать по л а г ать -л о ж - предпо л о ж ение из л о ж ение с л о ж ение распо л о ж ить по л о ж ение исключение: по л о г Вставьте пропущенные буквы: изл..жить мысль, перел..гать стихи, пол..жение в обществе, сложное предл..жение, сосл..гательное наклонение, изл..гать идею, пол..г для коня.

Слайд 4

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ - р а ст -\-р а щ - р а ст и р а ст ение вы р а щ енный -р о с - вы р о с ли р о с ли за р о с ли исключения: р о сток, р о стовщик, Р о стислав, Р о стов; отр а сль Вставьте пропущенные буквы и распределите в 2 столбика: отр..сли, р..стительность, р..стениеводство, взр..щенный, р..сточек, Р..стов-на-Дону, подр..стает, водор..сли, зар..сти, ср..щивание, р..стовщик, выр..щивание, Р..стислав, «Р..стишка»

Слайд 5

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -г о р- безударное положение г о р ение г о р ящий у г о р ел -г а р- под ударением у г а р за г а р г а р евая дорожка Спишите, вставьте пропущенные буквы: Заг_рел на солнце, г_рящая спичка, г_ри, г_ри ясно; пища приг_рела, выг_рки на сковороде, г_ревый след, уг_рный газ, шоколадный заг_р, паровозная изг_рь. Исключения: приг а рь, выг а рки

Слайд 6

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -з о р- -тв о р- -тв а р- -г а р- -кл о н- -кл а н- з о р и, з о р ька тв о р чество тв а р ь (божья) у г а р , за г а р по кл о н , на кл о н кл а н яйся -з а р- -тв о р- -г о р- -кл о н- з а ря, з а рница тв о рение, тв о рите г о рение, г о рящий скл о нение, скл о нили под ударением и в безударном о или а в безударном положении

Слайд 7

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ и а - бер- при б е р у -дер- за д е р ет -тер- с т е р еть -пер- от п е р еть - мер- у м е р еть - стел- за ст е л ить - жег- вы ж е г -блест- бл е ст еть - чет- вы ч е т е нет суф.а - б и р-а- при б и р а ю -д и р-а- за д и р а ю -т и р-а- от т и р а ю -п и р-а- за п и р а ю -м и р-а- у м и р а ю -ст и л-а- за ст и л а ет -ж и г-а- с ж и г а ть -бл и ст-а- бл и ст а ет -ч и т-а- вы ч и т а ние исключение: со ч е т ание, со ч е т ать Запишите однокоренные слова с корнями: -мер-\-мир-а- (в значении смерть, а затем в значении мир). -жег-\-жиг-а- \-жеч-\-жг-\-жж-

Слайд 8

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ пож а ть зан я ть нач а ть подн я ть прим я ть вз я ть по ж и м а ть за н и м ать на ч и н ать под н и м ать при м и н ать вз и м ать а (я) – им а, а (я) – ин а Слова второго столбика запишите в форме 2 лица, ед. ч., наст. вр. по ж и м аешь…

Слайд 9

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -кос- ( нет - а-) при к о с новение к о с нуться неу к о с нительно -кас- (есть – а- ) к а с а ние к а с а ться к а с а тельная Соберите слова из данных морфем: кос кос кос кос ание ательный аться аюсь кас кас кас кас нусь новение нись нуться

Слайд 10

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -пл о в- пл о в ец пл о в чиха -пл ы в- пл ы вуны -пл а в- ( вс е остальные ) пл а в ание пл а в ник с пл а в лять Со словами 1-го столбика составьте предложения.

Слайд 11

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ - ск а к - ск а к ать за ск а к ать на ск а к у ск а к алка -ск о ч - в ско ч и под ско ч и за ско ч и вы ско ч ка Исключение: ск а чок, ск а чу, ск а чи

Слайд 12

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -мак- (погрузить в жидкость) м а кать в чай м а кнуть в молоко м а каешь в мед обм а кнуть в сметану -мок- (пропустить жидкость, промокнуть) непро м о к аемый плащ про м о ч ил ноги

Слайд 13

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -р о вн- ( ровная, гладкая поверхность ) вы р о вн ять дорогу с р о вн ять с землей под р о вн ять кусты Исключение: р а вн ина - р а вн- (равный, одинаковый) р а вн овесие р а вн осильно с р а вн ить р а вн осторонний у р а вн ение (x+2=5)

Слайд 14

ПРИСТАВКИ НА З- И С- (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-) з (перед звонкими согласными) и з б ежать и з в озиться и з д ергаться c ( перед глухими согласными ) и c п ечь и с к ушать и с ц елить ЗАПОМНИ! ( з… ) – часть корня: з десь, з дание, з доровье

Слайд 15

ПРАВОПИСАНИЕ О И (Ё) ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Пишется ё , если есть однокоренное с е ч е ло – ч ё лка щ е ка – щ ё ки пч е ла – пч ё лы беч е ва – беч ё вка Все остальные - с о ж о р ш о колад обж о ра ч о порный ж о кей ш о ры ж о нглёр ш о рты ж о м ш о мпол изж о га ш о рох капюш о н ш о ссе крыж о вник ш о фёр чащ о ба ч о х трущ о ба ш о тландец трещ о тка анч о ус ш о в артиш о к ш о к борж о м В корне - ж о г- - в существительных ож о г на руке получил ож о г -ж ё г- - в глаголах ож ё г руку разж ё г костер

Слайд 16

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕФИСА Сложные существительные: юго-восток диван-кровать пол-лимона пол-апельсина пол-Москвы Славянск-на-Кубани Сложные прилагательные: темно-красный мясо-молочный ( комбинат ) северо-восточный Юго-восточная равнина Сложные предлоги : из-за, из-под, по-за, по-над Неопределенные местоимения: кто-то, какой-нибудь, что-либо, кое-что

Слайд 17

ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ С ПОЛ- И ПОЛУ- Второй корень с буквы -л- по л - л имона по л - л уны Второй корень с гласной буквы по л - а пельсина по л - о гурца Второй корень с заглавной буквы по л - М осквы по л - В олги Второй корень с согласной буквы пол м ира пол д ома С полу - всегда: полу мрак полу годие полу сфера Через дефис Слитно

Слайд 18

ПРАВОПИСАНИЕ О И (Ё) ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Существительные, прилагательные. о - под ударением е - без ударения хомяч о к -ок- реч о нк а -онк- грач о нок -онок- борц о в ский холщ о в ый кусоч е к горош е к беж е в ый ситц е в ый больш о го чуж о го ключ о м багаж о м хорош его пригож его стаж ем матч ем

Слайд 19

ПРАВОПИСАНИЕ О И (Ё) ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ё – в заимствованных существит. стаж ё р дириж ё р ретуш ё р коммивояж ё р тренаж ё р ё – в глаголах и глагольных формах ш ё л печ ё шь стриж ё шь выкорч ё вывать размеж ё вывать сожж ё нны й сожж ё н испеч ё нный испеч ё н о – в наречиях под ударением свеж о горяч о общ о: но ещ ё

Слайд 20

-Н-, -НН– В СУФФИКСАХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ) -ин- голуб ин ый гост ин ый -ан- ;-ян- кож ан ый земл ян ой ветр ян ая (мельница) масл ян ый (крем) - ен- ветр ен ый ( день ) масл ен ые (руки) -онн- ; -енн- революци онн ый демонстраци онн ый врем енн ый солом енн ый клюкв енн ый тыквенный - янн- – (исключения) дерев янн ый олов янн ый стекл янн ый

Слайд 21

-Н-, -НН– В СУФФИКСАХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ) н +-н- без дон н ый туман н ый весен н ий н + -н- стар ин н ый был ин н ый равн ин н ый В кратких - столько же Н, сколько и в полных: крас н ый—крас н а тума нн ый—тума нн а ум н ый—умё н торжеств енн ый—торжеств енн а Зелен ый, красн ый, румян ый, юн ый – Н – НЕТ !

Слайд 22

БУКВЫ Ы И И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК НА СОГЛАСНУЮ Ы ЕСЛИ КОРЕНЬ С И Ы БЕЗ Ы МЯННЫЙ ( И МЯ) БЕЗ Ы СКУСНЫЙ ( И СКУСНЫЙ) РАЗ Ы ГРАТЬ ( И ГРА) С Ы ГРАТЬ ( И ГРА ) ПРЕД Ы СТОРИЯ ( И СТОРИЯ) ПОД Ы ТОЖИМ ( И ТОГ) взим ать – корень взим- взир ать – корень взир- И Меж и нститутский сверх и нтересный Иноязычные приставки: дез-; контр-; пан-; пост-; суб-; супер-; транс- дез и нформация контр и гра супер и нфенция После числительных двух-; трех-; четырех-: двух и гольный трех и мпульсный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по русскому языку "Орфографические задачи"

Материал представляет собой ряд орфографических задач, предлагаемых ученику для верного решения. Может быть применен в рамках подготовк к ГИА учащихся 9 класса....

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Презентация. 5 класс. Русский язык. Тренинг-пятиминутка. Части речи. Имя существительное

Презентация  «Тренинг-пятиминутка » «Части речи. Имя существительное» создана к проведению урока русского языка в пятом классе. Показ направлен на закрепление знаний. В конце занятия ученики долж...

ОГЭ по русскому языку орфографический анализ

Данный материал может быть полезен при подготовке к ОГЭ по русскому языку...

Разработка задания № 5 в формате ОГЭ по русскому языку «Орфографический анализ».

Тренажер для отработки задания № 5 "Орфографический анализ" на ОГЭ....

ПОДГОТОВКА К ГИА ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Данный материал предназначен для обучающихся 9 класса для подготовки к ГИА по русскому языку...

Разноуровневые задания при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ.

Подготовка к ОГЭ требует обобщения и систематизации знаний по предмету, владения логикой применения изученных правил на практике, умения использовать теоретические сведения для составления связного пи...