Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся во внеклассной работе по русскому языку.
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Мелешенко Ирина Евгеньевна лицей 488

В статье рассказывается о путях, позволяющих повысить у учащихся интерес ксловесности, воспитать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intellektualnogo_i_tvorcheskogo_potentsiala.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся

во внеклассной работе по русскому языку.

        Меня, как и многих учителей словесности, волнует вопрос, как сделать уроки интересными и увлекательными для учеников? Сегодня, в период всеобщей бездуховности, негативного влияния телевидения, распространение видео- и компьютерной техники, многие школьники считают русский язык неинтересным предметом, видят в нем лишь свод трудных и скучных правил. Одна из основных причин того, что учащиеся теряют интерес к родному языку, заключается, на мой взгляд, в том, что мы не всегда ярко и убедительно показываем ученикам богатство русского языка, его возможности выражать разные чувства и мысли, не все делаем для того, чтобы ученики «дивились драгоценности нашего языка». Поэтому проблема формирования интереса учащихся к урокам словесности является сейчас одной из самых актуальных.

        Каковы же пути, позволяющие повысить у учащихся интерес к предмету, воспитать любовь к русскому языку? Таких путей много, но одним из них является использование элементов занимательности на уроках, особенно это важно в начале изучения предмета в 5-7 классах. Постоянный и устойчивый интерес к предмету, глубокое уважение к языку формируются не сразу и складываются в процессе каждодневной работы на уроке.

        С учащимися 5 класса я начинаю каждый урок с высказывания о русском языке общественных деятелей, писателей, поэтов, ученых. Ребята записывают их, проводят словарную работу, высказывают свое к ним отношение. Во втором полугодии учащиеся сами готовят материал к урокам. Отрадно, что в этом им с увлечением помогают родители.

        Оживить урок, повысить его познавательное значение, можно при помощи использования в учебной работе поэтических физминуток. Дети получают задания c  опережением: найти и выучить стихотворения на заданную учителем тему или заданного автора. Сначала темы определяет учитель, сам демонстрируя образцы выразительного чтения наизусть, затем дети самостоятельно выбирают авторов и темы. Такие поэтические минутки способствуют формированию навыков выразительного чтения, обогащения словарного запаса, тренируют память, а главное – все учащиеся получают хороший эмоциональный заряд, что, несомненно, повышает их интерес к урокам родного языка.

        Включение максимального количества учащихся в учебный процесс помогает и использование элементов игровых технологий обучения, в частности,технологии внеклассной работы. Умелое использование материалов по занимательной грамматике как на уроках, так и во время внеклассной работы способно «расшевелить» даже самого ленивого ученика, способствует его интеллектуальному развитию, развитию уверенности в себе. Игра, которую я провожу с учащимися, является с аналогом популярного телешоу «Своя игра». Плюс этой игры в том, что ее можно проводить и на уроке, и во внеурочное время. Класс делится на три команды, к игровым местам выходят игроки ( по одному из каждой команды), и каждый игрок из тройки отвечает на выбранный им самим вопрос пот темам школьного курса. Потом игровые места занимает следующая тройка, таким образом, все учащиеся класса поочередно побывают на игровом месте. Игрок сам выбирает категорию и цену вопроса. В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов и каждый из игроков отвечает (письменно) на вопрос оставшейся категории. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Вот некоторые из вопросов отдельных раундов:

  • За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (200 очков)

Ответ: зал.

  • Категория «Фразеология»

Вопрос – аукцион (300 очков).

      Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту – хорошую крысу.

      Ответ: большому кораблю – большое плавание.

  • Бежать, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы единственного числа? (100 очков)

Ответ: победить.

  • Подберите неверное, но неправдоподобное толкование, отталкиваясь от внешней формы слова, к слову НЕЛЕПИЦА (300 очков).

          Ответ: некачественный пластилин.

  • Поэтическое название какого международного праздника выражается сложным словом? (300 очков).

Ответ: первомай.

  • Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным? (100 очков).
  • Ответ: я.

Как показывает опыт, данные формы работы благотворно влияют на общекультурный уровень учащихся, их коммуникативные компетенции, повышают стремление к самостоятельной творческой деятельности, способствует развитию интереса и любви к слову.

Список использованной литературы:

  1. Л. Петрановская  «Игры на уроках русского языка» (Интернет – ресурс)
  2. Л. Григорян «Язык мой – друг мой», Москва, «Просвещение», 1988.
  3. Г. Александрова «Занимательный русский язык. Нескучный ученик», Санкт – Петербург, «Тригон», 1999.
  4. В Зданкевич «Русская занимательная грамматика», Санкт – Петербург, 1992.
  5. Т. Лозинская «Русский язык… Это интересно», Москва, «Московский лицей», 2000.
  6. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь «Занимательно о русском языке», Ленинград, «Просвещение», 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...

Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"

Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы  организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....

Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"

Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Система педагогического опыта по работе с одаренными обучающимися как средство развития интеллектуального и творческого потенциала.

Данная работа представляет собой описание из опыта системы работы с одарёнными обучающимися. Здесь показана модель деятельности, способствующая добиться высоких результатов, интересные формы и методы ...