Секреты алфавита
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Смирнова Татьяна Павловна

урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka_sekrety_alfavita.doc60.5 КБ
Файл sekrety_alfavita.pptx288.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. СЕКРЕТЫ АЛФАВИТА.

Цель деятельности учителя

Раскрыть секреты становления русского алфавита.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Познакомить с историей создания и развития алфавита.
  • Формировать умения использовать алфавит на практике.
  • Определить разницу между алфавитом и азбукой.

Метапредметные:

  • Уметь действовать по алгоритму.
  • Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Развивать умения определять понятия, формулировать и обосновывать выводы на основе проведенного анализа  полученной информации.

Личностные:

  • Повышение мотивации к изучению русского языка (литературы, истории России).
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развивать умения работать самостоятельно, в паре и в группе.
  • Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны.

Методы обучения

Проблемный, наглядно-иллюстративный, словесный.

Фомы организации работы

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, метапредметный подход к обучению

Оборудование

Компьютер, экран (интерактивная доска), мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация учителя, фильм, таблицы с алфавитом, карточки с заданиями для учеников, рабочие листы.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

1

2

3

4

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть сегодня. Стряхните усталость и напряжение. У нас много интересной работы, мы будем узнавать новое.

Слушают учителя

Фронтальная

Стадия вызова

(определение темы, актуализация имеющихся знаний, целеполагание)

- Для того чтобы узнать тему нашего урока, мы выполним следующее задание:

- Вставьте пропущенную букву в слова, написанные на доске, объясните орфограммы.

Словарно-орфографическая работа.

Пос..дить, со..нце, ше..ский, зап..х, ло..кий, ф..гура, радос..ный. (алфавит)

- Получилось слово АЛФАВИТ, хорошо половину названия темы мы определили. Но у меня есть еще один вопрос

- Есть  ли у вас ребята секреты? (Ответы)

-Так вот, оказывается, у алфавита тоже есть секрет и не один.  Но мы его разгадаем позже, а пока запишите тему урока: «Секреты алфавита» (слайд № 1) 

-Ну что ж, ребята, мы узнали тему урока. Теперь давайте вспомним, что такое алфавит и где он может нам пригодиться.

Выполняют задание письменно в специальных рабочих карточках, один ученик у доски.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока, делают записи

Индивидуальная, фронтальная.

Стадия осмысления содержания (повторение теоретических сведении, получение новой информации, творческая работа)

- Скажите, ребята, что такое алфавит?

Алфавит - это (слайд № 2)

  • Совокупность букв или других знаков данной системы письма.
  • Порядок букв, принятый в азбуке.

- Сейчас мы с вами выполним упражнение, где необходимы знания алфавита.

Задание (слайд № 3)

-Расположите по алфавиту фамилии поэтов и писателей: Толстой, Некрасов, Пушкин, Гоголь, Бажов, Аксаков, Тютчев, Лермонтов, Чехов, Платонов, Жуковский, Крылов, Бунин, Маршак, Есенин, Куприн.

  • В какой последовательности вы запишите фамилии Бунин и Бажов, Платонов и Пушкин, Куприн и Крылов?

- С практическим заданием вы справились. Молодцы.

- Давайте подумаем и ответим еще на один вопрос: Где могут пригодиться знание алфавита и умение их применять? (Алфавит  используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные  дела учащихся).

- Сейчас давайте отвлечемся. Дело в то, что к нам пришел гость, это мальчик по имени Игорь, ваш сверстник. Он хочет провести физкультминутку.

Отвечают на вопросы, выполняют в парах письменное задание

Парная, фронтальная.

Физкультминутка

Видео «Супер физкультминутка» с  сайта http://videouroki.net/

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

- Но давайте вернемся к секрету алфавита.

- Как вы думаете АЛФАВИТ и АЗБУКА это одно и то же, или нет?

Давайте будем решать эту проблему. (Ответы детей)

- Есть два слова: азбука и алфавит. Большинство думают, что это одно и то же. Далеко не так. Азбука – слово славянское, алфавит – греческое. Слово «азбука» состоит из названий двух её первых букв – аз и буки. Алфавит – из двух первых греческих букв: альфа и бета. Казалось бы, никакой разницы. И всё-таки отличие коренное: в азбуке буквы-образы, в алфавите – символы просто переносчики информации. Если выражаться не совсем корректно, алфавит – упрощённая азбука.

Думаем, почему?

С чего начинает..ся наш путь к знаниям? С Азбук.. . Недаром говорят: Азбука к – к мудрост.. ступен..ка.

Просмотр 2-х фильмов, сравнивание их.

Давайте сделаем шаг на новую ступень и узнаем, как произошло упрощение азбуки.

 Фильм слайд-шоу «От славянской буквицы до русского алфавита»

Вы теперь знаете как со временем менялась азбука, упрощалась

Стадия рефлексии (выполнение заданий по применению полученных знаний)

Групповая работа

Задание 1.

В 1916 году Марина Цветаева писала в «Стихах к Блоку»:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

Объясните, почему Марина Цветаева насчитывает в фамилии Блока 5 букв?

Ответ:

До орфографической реформы 1918 года, устранившей букву Ъ на конце слов, фамилия поэта писалась так: БЛОКЪ.

Задание 2.

В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовали древние названия букв славянской азбуки.

  1. У нея ротик фитою (В.И.Даль)
  2. Станет фертом, ноги-то азом распялит. (П.И. Мельников-Печерский)

У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В.Гоголь)

Названия каких букв встречаются в данных предложениях?

Какие звуки они обозначали?

Напишите эти буквы.

Каких из них нет в современном алфавите и почему?

Ответ:

“Фита” - f, звуковое значение -/ф/; “ферт” - ф, звуковое значение - /ф/;

“аз” - а /а/; “ижица” -v, /и/.

В современном алфавите нет букв “фита” и “ижица”, т.к. они обозначали те же звуки, что и буквы “ферт” и “иже”, употребляясь в ограниченном числе заимствованных слов.

Задание 3.

Запишите слова:

 фамилия, флейта, реферат, конфета, фломастер, референдум.

 

По каким признакам можно определить, что данные слова являются нерусскими и неславянскими по происхождению?

Буква Ф пришла из греческого алфавита.

В памятниках древнерусской письменности она встречается в словах, заимствованных из греческого языка.

В народно-разговорной речи согласного Ф не было.

Молодцы, вы справились с этими сложными заданиями.

S.

Понравился вам урок?

Давайте оценим нашу работу

Знал

Узнал

Хочу знать

Z.

Нарисовать образ-букву

БУКВЫ СО СТИХАМИ

У алфавита миллиард прочтений,
А букв всего лишь 33.
Он – разум истины и колыбель решений,
Творит из букв твои следы.

И.Бунин.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бесценный – речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Секреты алфавита

Слайд 2

Алфавит Буквы расположенные в определенной последовательности

Слайд 3

Задание: Расположите по алфавиту фамилии поэтов и писателей Толстой , Некрасов, Пушкин, Гоголь, Бажов, Аксаков, Тютчев, Лермонтов, Чехов, Платонов, Жуковский, Крылов, Бунин, Маршак, Есенин, Куприн.

Слайд 4

Проверяем: Аксаков, Бажов, Бунин, Гоголь, Есенин, Жуковский, Крылов, Куприн, Лермонтов, Маршак, Некрасов, Платонов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Чехов.

Слайд 5

1 группа В 1916 году Марина Цветаева писала в «Стихах к Блоку»: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твоё – пять букв. Объясните, почему Марина Цветаева насчитывает в фамилии Блока 5 букв?

Слайд 6

Ответ До орфографической реформы 1918 года, устранившей букву Ъ на конце слов, фамилия поэта писалась так: БЛОКЪ.

Слайд 7

2 группа В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовали древние названия букв славянской азбуки. У нея ротик фитою (В.И.Даль) Станет фертом, ноги-то азом распялит. (П.И. Мельников-Печерский) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В.Гоголь) Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Какие звуки они обозначали? Напишите эти буквы. Каких из них нет в современном алфавите и почему?

Слайд 8

Ответ “Фита” - f , звуковое значение -/ ф /; “ферт” - ф , звуковое значение - / ф /; “аз” - а / а /; “ижица” - v , /и/. В современном алфавите нет букв “фита” и “ижица”, т.к. они обозначали те же звуки, что и буквы “ферт” и “иже”, употребляясь в ограниченном числе заимствованных слов.

Слайд 9

3 группа Прочитайте слова Ф амилия , флейта, реферат, конфета, фломастер, референдум. По каким признакам можно определить, что данные слова являются нерусскими и неславянскими по происхождению?

Слайд 10

Ответ Буква Ф пришла из греческого алфавита. В памятниках древнерусской письменности она встречается в словах, заимствованных из греческого языка. В народно-разговорной речи согласного Ф не было.

Слайд 11

Феликс К ривин В любой старинной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с ней и буква Ять, Но время быстро движется , И жизнь уже не та. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Без них правописание Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится. Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся, То значит, нам конец.

Слайд 12

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме "Праздник английского алфавита"

Внеклассная работа по английскому языку является составной частью всего воспитательного процесса. Она способствует более глубокому овладению языком и творческому развитию учащихся....

Праздник английского алфавита

Праздник для учащихся 2 классов после изучения алфавита...

урок немецкого языка "Праздник алфавита" - 2 класс

этот урок можно провести празднично, торжественно во 2 классе в конце первого полугодия...

К празднику английского алфавита

Приложение к празднику...

Праздник английского алфавита во 2 классе The ABC Fun

Урок проходит при завершении изучения алфавита во 2 классе по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English 1". Разработка урока включает план-конспект урока, презентацию и песню The ABC....

Презентация "Обучение алфавиту и звукам английского алфавита"

Содержит буквы,звуки,примеры слов и упражнения на отработку...

Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"

Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью  отслеживание результативности обучения по программе ...