Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Полякова Юлия Владимировна

Урок построен по модульной технологии, прилагается технологическая карта для учащихся и листы оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnosostavnye_chleny_predlozheniya.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Односоставные предложения

Задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания учащихся, приобретённые при изучении темы “Односоставные предложения”; осуществить контроль усвоения темы; повторить пунктуационные и орфографические правила
  2. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся
  3. Воспитывать внимательное отношение к работе, ответственность за результаты своей учёбы; орфографическую и пунктуационную зоркость; практические навыки.

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

3 мин.

Цель: знакомство с задачей урока, с критериями усвоения темы

Определить, что необходимо освоить вам на занятии

УЭ-2

7 мин.

Цель: обобщить имеющиеся знания по теме.

Теоретический блок.

  • Какие предложения называются односоставными?
  • Какие односоставные предложения вы знаете?

- Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

- Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член? Приведите примеры.

- Где чаще употребляются назывные предложения?

В случае затруднения повторите учебный материал п.

УЭ-3

10 мин.

Цель: закрепить полученные знания

Практический блок.

А) Заполните таблицу, указывая номер предложения:

Определённо-личные.

Неопределённо-личные.

Безличные.

Назывные.

Двусоставные.

1.Вечер. 2.Увидишь в багрец одетую осину и умилишься. 3.На улице посветлело. 4.Жаркий летний день. 5.Густо пахнет мёдом полевыми травами.6.Кончился наш привал. 7.Тянуло грибной прелью мхами и умытой хвоей. 8.Лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. 9. Схоронили его за Москвою-рекой и бугор земли тут насыпали, и кленовый крест тут поставили. 10.Подул ветерок с заречья. 11.Настоящую нежность не спутаешь.

Б) Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы. Обозначьте грамматические основы предложений, укажите вид односоставного предложения:

1) Родина…2) Береги св…тые слова и д..рожи ими.    3) Родина твой дом твоя колыбель. 4) Нет пр..красней и т..плей этого слова. 5) (Не)возможно не помнить об этом. 6) Патриотизм чу..ство самое стыдливое писал Лев Толстой . 7) Мне (не)хочется стыди(ть,т)ся св..их ч..вств.

Проверьте по ключу №1.

Проверьте по ключу №2.

УЭ-4

5 мин.

Цель: развивать умение конструировать предложения.

А) Переделайте двусоставные предложения в односоставные

1. Я люблю шум взволнованных лесов.

2. Тонкий ледок затянул лужи.

3. Неожиданно мы услышали какой-то шорох.

Б) Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

1. Шучу. 2. Мороз. 3. Пахнет травой.

Запишите полученные предложения, проверьте по ключу №3.

Взаимопроверка.

УЭ-5

Цель: формировать умение работать по схемам

Составьте предложения по данным схемам:

определённо-личное, и двусоставное;
двусоставное, и безличное;
определённо-личное, и определ.- личное.

Это задание выполняется по желанию.

УЭ-6

5 мин.

Цель: формировать умение развивать мысль.

Составьте односоставные предложения с данными словосочетаниями.

1.Удивительная картина. 2.Станут сниться. 3. Не видно огня.

Запишите предложения.

Взаимопроверка.

УЭ-7

12 мин.

Цель: оценить полноту усвоения учебного материала.

Тест.

I. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.

б) Часам к двум пополудни началась гроза.

в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

г) Тротуары заливают асфальтом.

II. Определите тип предложения

Ночь как год.

а) Односоставное.

б) Двусоставное.

III. Какое из данных утверждений является неверным?

Определённо-личное предложение – это … 

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);

б) односоставные предложения;

в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

IV. Найдите безличное предложение

а) Ее не успевшая остыть земля излучала тепло.

б) Хорошо в зимнем лесу!

в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

г) Газеты приносят утром.

V. Определите тип предложения

Тропинки в лесу замело снегом.

а) двусоставное;

б) определённо-личное;

в) безличное;

г) неопределённо-личное.

VI. Какая схема соответствует предложению?

Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

а) [двусост.], и [двусост.];

б) [двусост.], и [определённо-личн.];

в) [двусост.], и [неопределённо-личн.].

VII. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безличн.].

! (Знаки препинания не проставлены)

а) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

в) Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.

г) Ещё мгновенье и лодка вошла под темные своды деревьев.

VIII. Найдите предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.

б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

г) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Самопроверка по ключу №4.

Самооценка

УЗ-8

3 мин.

Цель: оценить полноту усвоения учебного материала.

Рефлексия.

Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились ли мы с ними? Оцените свою работу на уроке.

УЭ-9

Домашнее задание

Цель: углубить навыки определения типов односоставных предложений.

Упражнение

Ключ №1.

Определённо-личные – 2, 11

Неопределённо-личные - 9

Безличные – 3, 5, 7

Назывные – 1, 4

Двусоставные – 6, 8, 10.

Ключ №2.

  1. Родина…(назывное) 2) Береги свЯтые слова и дОрожи ими.  (определенно-личное)                                                                                                                 3) Родина - твой дом, твоя колыбель. (двусоставное) 4)Нет прЕкрасней и тЕплей этого слова. (безличное) 5) НЕвозможно не помнить об этом. (безличное) 6) «Патриотизм - чуВство самое стыдливое», - писал Лев Толстой .  (двусоставное, двусоставное). 7) Мне НЕ хочется стыдиТЬся свОих чУвств. (безличное)

Ключ №3.

А) 1 – Люблю шум взволнованных лесов.

     2 – Лужи затянуло льдом.

     3 – Неожиданно послышался шорох.

Б) 1 – Я шучу.

     2 – Мороз крепчает.

     3 – Почувствовался запах травы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ключ №4.

 Тест I. г/. II.б/. III. в/. IУ. б/. У. в/. УI.в/. УII. а/, в/. УIII. в/.

Критерии оценки:

Выполненные задания        Оценка

8 (восемь)                                «5»

7 (семь) или 6 (шесть)         «4»

5 (пять)                                «3»

4 (четыре)                               «2»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс

данный урок является обобщающим по теме "Бессоюзные сложные предложения". Материал урока составлен по одной тематике "доброта", что дает не только повторить изученный материал, но и воспитывать нравст...

обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс

обобщающий урок по теме "бессоюзные сложные предложения" дает возможность не только повторить пройденный материал, но и воспитывать нравственные качества. Материал урока подобран о доброте....

презентация "Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям в 9 классе"

презентация для обобщения или повторения сложноподчиненного предложения...

Презентация "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Презентация "Обобщающий урок по односоставным предложениям"...