обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Волкова Елена Борисовна

данный урок является обобщающим по теме "Бессоюзные сложные предложения". Материал урока составлен по одной тематике "доброта", что дает не только повторить изученный материал, но и воспитывать нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_urok.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

оборудование: проектор, компьютер

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

2. Сообщение темы урока и постановка целей

 Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)

Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей. (Лакордер)

   3. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях.

Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов.

обродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие) 

Составьте словосочетание с типом связи управление (пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта - присущая человеку, бескорыстное чувство )

 Задание к эпиграфу:

Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

4. Актуализация уже имеющихся знаний.                                                

1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)

3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

 5. Проверь себя

А)Опуская союзы, преобразуйте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте в них знаки препинания и объясните их.

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление

2. Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты.  (Д. Кугулътинов.)тире-время

3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие

4. Доброта...  постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина

5. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов.)  тире-время

Б) Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.  

  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро. 
  2. Добро не лежит на дороге ()его случайно не подберешь.
  3. Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.
  4. Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
  5. Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.
  6. Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь.
  7. Мудрость доброты в одном ()она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  8. Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.
  9. Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.   
  10. Мы знаем() главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  11.  Поговоришь с добрым человеком ()солнечный луч озарит твою душу. 
  12.  Желаешь себе добра ()не делай зла другому.
  13.  Самый светлый талант () доброта.
  14.  Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства() радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев.   
  15. Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки.
  16. Добрые деяния никогда не следует откладывать () всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  17.  Ум, доброта, душевное тепло ()словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру.
  18. Добрый человек оставляет добрую память () злой человек будет быстро забыт.
  19. Доброта () язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)

Ответы

  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
  2. Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)
  3. Ты сделал добро -  скрой, тебе сделали добро -  расскажи. (Арабская пословица.) условие
  4. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
  5. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление
  6. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
  7. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
  8. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
  9. Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина
  10. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(дополнение)
  11. Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу.(сравнение)
  12. Желаешь себе добра - не делай зла другому.(условие)
  13. Самый светлый талант — доброта (С. Граховский) (простое предложение)
  14. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства: радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев. . Обобщающее слово
  15. Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(условие)
  16. Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)
  17. Ум, доброта, душевное тепло – словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру. Обобщающее слово
  18. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)
  19. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви) (спп предложение)

Цифровой распределительный диктант.

 

          ,

 

            ;

         :

        -

 

 2,

 

Причина – 9,16

Противопоставление – 5,18

Пояснение – 1,7,

Время –

Дополнение –4,10

Условие –3,6,12,15

Следствие –8

Быстрая смена событий–

сравнение –11

Объясните знаки препинания в 4, 5 предложениях.

Какие предложения вы не выписали? Объясните. 13,14,17,19

6. Релаксация. Гимнастика для глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо.  

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Представить  квадрат.

7. Конструирование предложений                                                  

 Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

  1. С детских лет постигаем мы истину…
  2. Хочешь изменить мир к лучшему…

8. Работа с текстом (текст распечатан на листочках)                    

1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бродит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!

Задание к тексту:

  1. найдите БСП (3,6,10,13)
  2. среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)
  3. назовите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)
  4. сколько грамматических основ во 2 предложении (2)
  5. в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки)
  6. сколько букв и звуков в слове «начинается» (10б,10зв) 11 предложение
  7. назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)
  8. назовите спп с определительным придаточным (1)
  9. определите вид придаточного во 2 предложении (степень)

9.контроль и самооценка знаний, умений и навыков

Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации

                           «Знаю», «умею» - это 1 балл,

                           «нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

                                                                                                                      Оценка

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Знание теоретического материала о БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение определять смысловые отношения в БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение конструировать БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение находить БСП в тексте

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение выполнять дополнительные задания по орфографии,

грамматике

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения : «Помните: с доброты человек начинается!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе "Обобщающее повторение по теме сложные вещества"

Ресурс содержит подробный план- конспект, презентацию и схему классификации веществ по теме, соответствует программе по химии 8 класса О.С. Габриеляна.Основная форма работы на уроке - групповая. Урок ...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Обобщающий урок по теме "Сложные предложения" (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"). 9-й класс

Данный урок позволяет повторить виды сложных предложений, пунктуацию в них, тренирует логическое мышление, ученики учатся видеть тонкие оттенки смысла, осознают на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой...

обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс

обобщающий урок по теме "бессоюзные сложные предложения" дает возможность не только повторить пройденный материал, но и воспитывать нравственные качества. Материал урока подобран о доброте....

Конспект обобщающего занятия по теме "Осень: овощи и фрукты" в классе для детей со сложной структурой дефекта в специальной общеобразоавательной (коррекционной) школе VIII вида

Цель: закрепление представлений об осени, обобщающих понятий "овощи" и "фрукты", названий овощей и фруктов.Задачи:- повторить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", активизировать названия различных о...