Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -рос
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 

Научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспроизводить правило по правописанию данных корней, владеть практическими навыками выбора букв в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; воспитывать любовь к родному языку; развивать речь, мышление, логику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -рос

Цели: - научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспроизводить правило по правописанию данных корней, владеть практическими навыками выбора букв в корнях -раст-, -ращ-, -рос-;

воспитывать любовь к родному языку; развивать речь, мышление, логику.

 Оборудование: записи на доске, учебник, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку. Начинаем урок.

2. Создание проблемной ситуации.

Сейчас мы с вами запишем несколько словосочетаний, и вы попробуете объяснить изученные орфограммы.

Запись на доске: сб...жать с горы, виднелись в отд...лени, сильно скр...пели, выр...стить в саду.

Проверим последний глагол по словарю. Какая ошибка допущена?

-В корне пишется не о, а буква а.

-А каким правилом вы пользовались?

-Проверка безударных гласных в корне сова.

 -Применимо ли это правило в последнем случае?

 -Нет, правило не работает.

-Почему?

-Объяснение должно быть другим.

3.Постановка целей.

-Так чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

-Изучать новое правило о правописании корней.

4. Поиск, побуждение к гипотезе.

Обратимся снова к доске и прочитаем слова.

Запись на доске: выросли, растения, обросла, росток, обрасти, растительность.

-Что заметили? Есть ли у вас какие-либо догадки?

-Заметили, что в ловах пишется то «о», то «а».

-Как можно это проверить?

-Проверить нельзя, но выяснить, когда пишется «О», а когда «А», можно.

Давайте распределим слова по столбикам, запишем в тетради и выделим корни.

Кто из вас сумеет объяснить, когда пишется «О», а когда «А»?

В корнях -раст-, -рос- перед ст пишется а, перед с, пишется о.

-А как же быть со словом росток?

Дети предполагают, что это слово-исключение.

5.Определение темы самими учащимися.

   Так значит какую новую тему мы изучаем на уроке?

 -Буквы О и А в корнях -раст-, -рос-.

  • Сверим вашу формулировку с темой и правилом в учебнике.
  • Все правильно.
  • Оформите новое правило графически.

-раст-, -ращ-, -рос- выделяется корень и подчеркиваются согласные двумя чертами, гласные - одной).

6. Закрепление пройденного материала.

  1. Объяснительный диктант.

Заросли кустарника, выращивание овощей, произрастать в оранжерее, богатая растительность, неизученная отрасль, зарастать водорослями, росли долго, выращенный в школе.

  1. Морфемный разбор.

Разобрать по составу слова: растительность, водорослями.

  1. Запись слов с распределением на колонки.

Проверяемые ударением        Корни в чередованием

гласные в корне

(Дети распределяют слова и проводят взаимопроверку).

Прил...пить к стене, прекрасная д...лина, старый р...стовщик, излагать материал, с нар...стающей силой, см...риться с судьбой, в...сеть на стене, быстро выр...с, проживать кусок, пос...деть от старости, выписать прилагательное, найти слагаемое.

  1. Списать, вставить пропущенные буквы и графически выделить орфограмму.(карточки)

Неизвестное р...стение, буйная пор...ель, выр...щенный в домашних условиях, зар...сли шиповника, отр...стить волосы, слабые р...стки, приехать в Р..стов, новая отр.хль, подрастающее поколение, ср...щение, нар..стить зуб, невысокого р...сточка, идти по нар....стающей, зар...стать травой, выр...стить на грядке, быльём пор...ело, р..ела во дворе, морские водор...сли.

5.Выписать        номера тех строк, в которых имеются только слова с чередованием корней.(карточки)

1)возл...гаемый, пол...жжение, р...сток;

2)тр...сина,        препод...ватель, з...мляникка;

  1. практичный, талантливый, д...рогой;

4)обст...новка,        м...дведь, д...лекий;

5)подр...ствший, предположение, сложение;

6)под...рить, обл...ко, св...ла гнездо;

7)пор...ель, разл...жить, нар...стить;

8)пол...жать        на диване, пол...екать белье, пос...деть на стуле;

9)изл...жжение, сл..гать, Ростислав;

10)обв...нять, единица, ч...родей;

11)взр...стить, разрастись, выр...щивать.

6.Игра «Составь слово».

Из слова предутренний взять приставку, из слова поговорить взять тоже приставку, из слова слагать взять корень, из слова решать глагольный суффикс, из слова писал суффикс прошедшего времени, из слова собирала взять окончание. Запишите получившее слово (Предполагала).

Из слова отпустить взять приставку, изелова приложение взять корень, из лова объявление взять суффикс, из слове в судьбе взять окончание. (Сложение).

Из слова Ростов взять корень, из слова лесок взять суффикс. ( Росток).

7.Подведение итогов.

  • С какой орфограммой познакомились?
  • Как пишутся корни -раст-, -ращ-, -рос-?
  • Какие есть слова исключения?

8.Домашнее задание.

Составить сказку о пройденной орфограмме, упр.441.

Объявление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание гласных А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ-"

Урок изучения нового материала. С помощью различных тренировочных упражнений учащиеся должны усвоить правописание корней  -раст- и -рос- с чередующейся гласной, а в конце урока у учителя будет во...

Урок в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне раст-рос.

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока:"Чередующиеся гласные в корне раст-рос". Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода. Презентация к уроку....

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Гласные а-о в корнях -раст- -ращ- -рос-"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в конях -раст- -ращ- -рос-" с использованием универсальных учебных действий...

Урок русского языка. Гласные в корнях -раст, -ращ, -рос.

Урок русского языка в 5 классе.Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -росЦели: - научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспр...

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...