"Правописание гласных А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ-"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Васянина Екатерина Андреевна

Урок изучения нового материала. С помощью различных тренировочных упражнений учащиеся должны усвоить правописание корней  -раст- и -рос- с чередующейся гласной, а в конце урока у учителя будет возможность с помощью теста проверить,  как учащиеся  усвоили эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_po_teme.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание букв А-О в корнях –раст-, -рос-, -ращ-«

Цели урока:

1. Открыть закон правописания А-О в корнях – раст-, -рос-, -ращ-.
2. Научиться применять закон на практике (уметь правильно писать слова с этими корнями).
3. Формировать орфографическую зоркость.
4. Различать безударные и чередующиеся гласные.
Оборудование: презентация, перфокарты, ,С.И. Ожегов «Словарь русского языка», карточки

                                                                      Ход урока.

1 Оргмомент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.

2 Словарный диктант.

Всегда, спортсмен, вьюга, никогда, баскетбол, салют, компьютер, спасибо, футбол, вокзал, барьер, беседовать, алфавит, портфель, километр.

-Самопроверка. СЛАЙД 1
-Что такое антонимы?
-Найдите в словарном диктанте антонимы.
- Обратим ещё раз внимание на последние 3 слова. Озвучим их, правильно ставя ударение.

3. Игра «Четвёртое лишнее». СЛАЙД 2.

На доске записаны слова:

Растущий, прорастающий, простейший, росточек.
Роскошный, расти, возрастной, подрастать.
Сложение, положение, полагается, сладкий.

Определите в каждой группе слов лишнее. Назовите его, объясните свой выбор.

Проверка. СЛАЙД 3. Затем СЛАЙДЫ  4, 5.

4 Новый материал. СЛАЙД 6.

- Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями написания чередующегося корня –раст- - рос- - -ращ-.

- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-рос-, -ращ- пишется безударная А, а когда – О.

-Сделаем вывод. Сформулируйте закон правописания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ»

-Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой.

-- Какие слова являются исключениями? Почему?
- Что необходимо сделать с данными словами?

-Дадим лексическое толкование словам-исключениям ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК, используя «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. СЛАЙД 7.

Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль 1) Ветвь растения (устар)
2) перен. Потомок, потомство (устар)
3) Отдельная область деятельности, науки, производства.

-У слова ОТРАСЛЬ 3 значения. Как называют такие слова?

Запишем слова-исключения в тетрадь. СЛАЙД 8.

- Ответим на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?

-Проверим, правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ». Обратимся к учебнику. Как обозначается данная орфограмма?

5. Закрепление. 

1) Вставьте пропущенные буквы. СЛАЙДЫ 9, 10. Работа с карточками А-О.

1) Излагать, 2) полагать, 3) слагаемое, 4) предлагать, 5) возлагать, 6) изложение, 7) возложить, 8) полог, 9) переложить, 10) располагать, 11) слагать, 12) предполагать, 13) прилагательное, 14) растение, 15) прорасти, 16) отрасль, 17) ростовщик, 18) росток, 19), подросли, 20) прорасти, 21) выращенный, 22) дорасти, 23) растительность, 24) возраст, 25) прирасти.

2) Работа с перфокартами.

3) СЛАЙД 11. Работа с текстом «Яблонька». Устно расставить знаки препинания. Класс в 2 столбика выписывает слова с чередующимися и проверяемыми гласными. На доске 3 учащихся делают разборы.

Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.

Цв_ти, цв_ти яблонька ра_цв_тай!

З_л_тое  солнышко жарче грей!

Выр_стайте яблоки1 поск_рей!

Р_сла, р_сла яблонька, подр_сла.

Цв_ла, цв_ла яблонька, отцв_ла2.

Отр_хнула яблонька свой наряд,

И поспели яблоки для ребят4.

В это время учитель проверяет перфокарты.

Проверка. СЛАЙД 12.

4) ИГРА «Третий лишний». СЛАЙД 13.

1) прилагать, ловить, помирить;

2) усложнить, положить, изложение;

3) произрастать, потрясти, излагать.

5) Творческая работа с текстом. СЛАЙД 14.

Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Кама..
  2. Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.
  3. Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.
  4. Эти места удивляют богатой _______________.
  5. Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.
  6. Быстро ___________ на берегу палатки.
  7. Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.
  8. Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
  9. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
  10. Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Прочитайте получившуюся запись. Докажите, что данная запись является текстом. Озаглавьте, определите тип речи текста.

6. Подведение итогов урока. СЛАЙД 15.

 7. Домашнее задание. СЛАЙД 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

Правописание гласных О-А в корне РАСТ-РАЩ-РОС

урок разработан в соответствие с ФГОС для 5 класса...

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»

План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...

Методическая разработка "Правописание гласных о, а в корнях лаг-//лож, раст//ращ//рос"

В работе описывается метод правильного выбора гласной в словах с чередующимися корнями, а также способ проверки гласной буквы в словах с чередующимися корнями. Тема достаточна сложная, так как в ней з...