План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»
материал по русскому языку (5 класс)

План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (правило выбора чередующихся гласных, слова-исключения), так и практический материал для закрепления полученных знаний. В первой части плана-конспекта содержатся методические сведения, во второй - план и ход урока, в третьей - самоанализ проведенного урока. К плану прилагаются мультимедийные материалы в виде презентации по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по русскому языку 

в 5 классе Муниципального общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа №3 г.Можайска

на тему «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»

Разработал: Савицкая Полина Андреевна                              

учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения – Средняя общеобразовательная школа №3 г. Можайска

Можайск, 2020


Тема урока: «Правописание чередующихся гласных А и О в корнях -раст- (-ращ-) / -рос-»

Дата проведения: конец 2-го триместра учебного года

Тип урока: урок получения новых знаний

Технология урока: информационно-коммуникативная

Цель урока: Научить определять правописание гласных А и О в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-

Задачи: Образовательные: изучить правила написания букв А и О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, уметь применять эти правила на практике и объяснять условия выбора той или иной чередующейся гласной в корне;

Развивающие: развитие критического мышления, зрительной, слуховой и моторной памяти, внимания обучающихся; получение навыков самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму и объяснять ее правописание; развивать культуру речи обучающихся; тренировка самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Воспитывающие: способствовать развитию интереса и уважения к русскому языку; прививать интерес к самостоятельной исследовательской работе; содействовать созданию атмосферы взаимоуважения и сотрудничества в коллективе.

Планируемые результаты: Предметные: Знать о чередовании гласных А и О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, научиться выбирать правильную гласную в данной орфограмме и аргументировать свой выбор. Изучить слова-исключения для данной орфограммы, уметь находить их и правильно писать гласную в корне.

Метапредметные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно ее выполнять; устанавливать цели своей деятельности и соотносить с ними полученные результаты; определять успешность проделанной работы; владеть навыками отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; уметь грамотно представить результат своей деятельности.

Личностные: формировать мотивацию к обучению, прививать интерес к самостоятельной познавательной деятельности, способствовать проявлению самоконтроля и критической оценки своей деятельности обучающимся

Основные термины, понятия: орфограмма, корни с чередованием, исключения

Оборудование (Перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т. д.): интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК; учебник для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-х классов, авторы: Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2012.


План урока:

1. Организационно-мотивационный этап (2 мин.);

2. Актуализация знаний.         Формулировка темы урока. Постановка цели урока. (7 мин.);

3. Изучение нового материала (10 мин.);

4. Применение приобретенных знаний и умений под руководством учителя (10 мин.);

5. Самостоятельная работа по закреплению новых знаний и умений (7 мин.);

6. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов урока (6 мин.);

7. Задавание домашнего задания (3 мин.).

Ход урока 

1. Организационно-мотивационный этап

Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний.         Формулировка темы урока. Постановка цели урока.

Учитель предлагает классу ответить на вопрос: «Над какой темой мы работали в течение последних уроков?» (Тема «Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне слова»)

Класс отвечает.

Учитель проверяет усвоение учащимися материала, изученного на прошлых уроках: «На что вы обращаете внимание при выборе безударной гласной в корнях с чередованием -лаг-/-лож-?», «От чего зависит выбор той или иной гласной в этих корнях?» (При повторении пройденного материала учитель включает слайд №2 презентации, содержащий описание понятия «корень с чередованием»). Ученикам предлагается (по желанию) устно сформулировать правило написания гласных А и О в корнях с чередованием -лаг-/-лож-.

Ученики формулируют ответы, объясняют алгоритм своих действий при выборе правильной чередующейся гласной в корнях -лаг-/-лож-. Один из учеников полностью озвучивает правило написания гласных в данной орфограмме.

 Учитель озвучивает тему урока: «Сегодня мы ознакомимся с еще одной орфограммой в корнях с чередованием. Это написание букв А и О в корнях -раст- (-ращ-) - -рос-.». Далее учитель очерчивает цель урока: «Мы должны научиться определять, в каких случаях в этих корнях пишется буква А, а в каких – О.»

3. Изучение нового материала.

Включается слайд №3 презентации, на котором представлены три группы слов. Учащимся предлагается проанализировать данные слова, установить, по какому принципу они сгруппированы, объяснить свои выводы (представленные на слайде группы слов созданы в зависимости от их корня и содержащейся в нем гласной). Учитель предлагает вывести закономерность в наблюдениях учеников: какие гласные чередуются, в каких случаях пишется А, в каких - О.

Далее учитель показывает слайд №4 презентации, содержащий правило написания букв А и О в корнях с чередованием - раст- (-ращ-) - -рос-, комментирует содержание слайда. Учителем дается объяснение, что, как и в корнях с чередованием гласных -лаг- / -лож-, написание букв А и О в корнях –раст- (-ращ-) / -рос- зависит от следующих за чередующимися гласными согласных букв. Ученикам дается задание переписать схему правила в тетрадь.

Учитель останавливает внимание учеников на том, что в правиле есть исключения. Включается слайд №5 презентации, содержащий слова исключения. Учителем комментируется содержание слайда. Ученикам дается задание выписать слова-исключения в тетрадь.

Учителем производится повторное воспроизведение нового правила с опорой на слайды презентации и представленные на них примеры.

  Далее ученикам предлагается алгоритм для определения чередующейся гласной в корнях -раст-, -ращ-, -рос- (все шаги алгоритма приведены в слайде №6 презентации):

1) выделить корень;  

2) подчеркнуть согласную корня: С, СТ или Щ;

3) определить, не относится ли слово к словам-исключениям; если нет – переходить к следующему шагу;

4) если корень оканчивается на согласные СТ или Щ, перед ними пишется буква А;

если корень оканчивается на согласную С, перед ней пишется буква О.

4. Применение приобретенных знаний и умений под руководством учителя.

Учитель просит открыть учебник на странице 170 и обратить внимание на задание 437. Один ученик (по желанию) выполняет задание у доски, остальные – в тетради. После выполнения задания происходит устная проверка: выполненное задание озвучивает ученик, стоящий у доски, с объяснением написания слов с орфограммой, остальные ученики проверяют написание у себя в тетради; в случае наличия ошибок в выполнении задания у ученика, стоящего у доски, по выбору учителя его поправляют желающие ученики с места. Учитель контролирует выполнение задания и объяснения учениками их позиции.

Далее ученикам предлагается письменно выполнить задание, представленное на слайде №7 презентации. После выполнения ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте и производится устная проверка правильности выполнения. Желающий ученик читает словосочетание со слайда и объясняет написание чередующейся гласной в слове из этого словосочетания. Учитель контролирует правильность выполнения задания. После проверки ученики возвращают свои тетради.

Словосочетания, содержащиеся на слайде: дубы разр…слись, болотные р…стения, зар…сли тростника, молодая пор…сль, отр…сль промышленности, расчетливый р…стовщик

5. Самостоятельная работа по закреплению новых знаний и умений

Чтобы проверить, как учащиеся усвоили материал, им предлагается задание для самостоятельной работы. На слайде №8 презентации содержатся слова с пропущенными буквами. Ученики выписывают слова в тетрадь, вставляют пропущенные чередующиеся гласные в корне согласно алгоритму (с выполнением каждого шага алгоритма). Учитель выборочно проверяет выполненное задание на оценку. После проверки тетрадей производится устная проверка работы: по цепочке ученики озвучивают выписанное слово с указанием выбранной буквы и объяснением своего выбора.

Слова для самостоятельной работы: р…сток, нар…стает, выр...с, Р...стислав, пор…сль, р…стительное, отр…слевой, прор…щивать, р…стовщичество, зар…сли, взр…стить, отр…стить, ср…статься, возр…стной, выр…щенный, Р…стов.

                       

6. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов урока

Ученики по желанию отвечают на вопросы учителя: «Что нового мы узнали на уроке?», «Чему научились?».

По желанию один или несколько учеников рассказывают правило правописания корней -раст-, -ращ-, -рос-.

По результатам проведения урока учитель выставляет оценки ученикам, проявившим наибольшую активность в разборе материала. (оценивание производится по пятибалльной шкале)  

7. Домашнее задание: письменно выполнить упражнение № 441 (диктант).

Список использованной литературы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2012.


Самоанализ урока

Урок является частью темы «Чередующиеся гласные в корне слова» в большом разделе «Морфемика», изучаемом в 5-х классах в 3-ей четверти. Он следует за темой «чередующиеся гласные А-О в корнях –лаг-, -лож-», расширяя знания обучающихся о чередующихся корнях, которые нельзя проверить ударением или подбором однокоренных слов.

Важно на этапе актуализации знаний дать детям понятие и разграничение между однокоренными словами и формами слова. Еще нужно заострить внимание на исторических процессах, происходящих в словах: чередование, беглость гласных, сращение и т. д.

На первых двух этапах урока происходит подготовка учащихся к реализации нормативных требований учебной деятельности путем концентрации их внимания на процессе обучения, а также формирования активной двусторонней связи учеников с учителем. Далее следует плавное введение в тему урока с вовлечением учеников в самостоятельную умственную деятельность. Учителем проверяются усвоенные учениками знания об орфограмме «корни с чередующимися гласными», их умение самостоятельно формулировать правило данной орфограммы. После учителем озвучиваются тема и цели текущего занятия.

На третьем этапе ученики вовлекаются в самостоятельную деятельность по формулировке закономерностей новой темы. Для связи добытой учениками в процессе актуализации знаний с прошлых уроков информации и новой темы им предлагается выполнить задание, представленное на презентации. Задействуются аналитические способности учеников, путем выполнения задания на анализ, синтез, группировку слов с орфограммой по теме «чередующиеся гласные в корне», активизируются навыки по установлению аналогий с изученным ранее правилом. После происходит объяснение нового правила с применением интерактивных материалов. На презентации схематично представляется правило, что облегчает его понимание и усвоение. Для лучшего закрепления теоретического материала, ученики переносят схему правила к себе в тетради. После чего учителем еще раз задействуется слуховая память учеников путем повторного произнесения правила.

Далее, путем совместной работы под руководством учителя, ученики тренируют навык распознавания орфограммы, применения изученного алгоритма для правильной постановки чередующейся гласной в корне. Сначала вместе с учителем происходит выполнение задания из учебника, сопровождающееся письменной фиксацией и устным закреплением – озвучиванием причин выбора того или иного написания орфограммы. После ученикам дается возможность проявить критическое мышление по оценке правильности выполнения задания их одноклассниками и ими самими. Для этого предлагается выполнить задание, представленное на слайде, после чего обменяться тетрадями с соседом по парте. Сначала ученик самостоятельно проверяет правильно ли выполнил задание его сосед, затем происходит общая проверка, контролируемая учителем. В результате активируется внимательность обучающегося, способность к самоанализу и оцениванию своей и чужой деятельности.

На следующем этапе урока производится закрепление усвоенного материала. Ученики самостоятельно выполняют задание, представленное на слайде презентации. Обязательным условием при выполнении является использование изученного алгоритма по определению правильной чередующейся гласной.

После проверки степени успешности закрепления навыков по определению изученной орфограммы учителем, происходит подведение итогов. Ученикам предоставляется возможность самостоятельно устно сформулировать изученное правило, а также перечислить полученные на уроке умения.

Использование разнообразных средств обучения, таких как интерактивные материалы (презентация) со схемами, материалы учебника, методические пособия, позволило создать заинтересованность у детей, привлечь их внимание, обеспечить воздействие на различные сферы умственной деятельности (эмоциональную, мыслительную- реакция на художественную форму, осмысление содержания).

На уроке использовались разные формы работы: коллективная, групповая и самостоятельная. Такое сочетание различных форм деятельности способствует развитию коммуникативных умений обучающихся, уважения к другим, стремления проявить индивидуальные успехи; активизирует мыслительный процесс и развивает положительную мотивацию к учебной деятельности.

В соответствии с ФГОС особое внимание уделяется метапредметным связям. В уроке пролеживаются элементы литературы, психологии, умения анализировать происходящие события и давать им характеристику, развивает внимание, память, логику, сообразительность.

В процессе получения новых знаний и оттачивания приобретенных навыков задействуется критическое мышление учеников. При подведении итогов с помощью совместного анализа учащиеся рассматривают свою работу на уроке, а учитель дает обоснованную оценку их результатов.

В результате анализа подготовленного урока можно сделать вывод, что он достигает своей цели. В процессе его проведения происходит выполнение всех поставленных задач. В содержании урока достаточно как теоретического материала, так и практических заданий для достижения обучающимися заявленных результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Правописание чередующихся гласных А и О в корнях - раст - / - рос- »

Слайд 2

Корень с чередованием это морфема, в которой правильное написание чередующихся букв зависит от определенных условий

Слайд 3

в озраст растение подрастать з аросли п одрос разрослись в ыращенный с ращивать приращение

Слайд 4

Корни с чередованием РАСТ (РАЩ) / РОС Буква А п ишется перед СТ, Щ Например: растение, выращивать Буква О п ишется перед С Например: заросли, вырос

Слайд 5

Исключения Пишется буква О р О сток р О стовщик Р О стов Р О стислав Пишется буква А отр А сль

Слайд 6

Алгоритм для определения чередующейся гласной выделить корень; подчеркнуть согласную корня: С, СТ или Щ ; определить , не относится ли слово к словам-исключениям; если нет – переходить к следующему шагу; если корень оканчивается на согласные СТ или Щ , перед ними пишется буква А ; если корень оканчивается на согласную С , перед ней пишется буква О .

Слайд 7

Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор дубы разр … слись б олотные р… стения зар … сли тростника молодая пор… сль о тр … сль промышленности р асчетливый р… стовщик

Слайд 8

Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите изучаемую орфограмму согласно алгоритму р…сток нар…стает выр ...с Р... стислав пор… сль р… стительное отр … слевой п рор … щивать р… стовщичество зар … сли взр … стить отр … стить ср…статься возр … стной выр …щенный Р… стов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»

1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Конспект урока по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях –раст-(-ращ-)//-рос-"

Конспект урока  по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях –раст-(-ращ-)//-рос-"...

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...