Технологическая карта "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Куликова Елена Леоновна

Технологическая карта урока русского языка : Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ouno.83_tehn._karta_rus._yaz._kulikova_e.l.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Дата проведения урока: 12.12.2013 г.

Класс: 7

ОУ: ГБОУ СОШ №83

Учитель-предметник: Куликова Е.Л. , слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»

     УМК: Русский язык: учебник для 7 класса образовательных учреждений/М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др.-16-е изд.-М: Просвещение, 2009 г.

Цели для ученика

Обучающие:

1.Обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте

2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса .

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

Образовательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках по теме «Деепричастие»

Развивающие: 

создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, редактирование).

Воспитательные:

воспитывать  бережное отношение к слову, толерантность.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Традиционная  (урок-практикум)

Опорные понятия, термины
Деепричастие

Деепричастный оборот

Причастие

Причастный оборот

Синтаксические признаки

Морфологические признаки

Новые понятия



Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание

Повторение к.в. стр.91, справочник, упр.193

 Подбор материала для контрольной работы по теме «Деепричастие» (для сильных учеников)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

4 минуты.



Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний о деепричастии как части речи.

Словесная форма.

Фронтальный опрос.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний


5 минут.

Объяснение целеполагания урока.

Организация работы со справочником.

Определение цели учебной деятельности.

Запись темы в тетрадь.

Создание обобщающей таблицы

Индивидуальная работа. Иллюстративно-словесный метод.

Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений определять

деепричастия как часть речи, образовывать деепричастия.

III. Работа по теме урока
Работа с таблицей

Выборочно-распределительный диктант

Индивидуальная работа с разноуровневыми

заданиями


8 минут – самостоятельная работа групп


5 минут – презентация материала.

Распределение заданий. Создание проблемной ситуации.

Корректировка выполнения задания.

Умение работать в группах.
Умение презентовать свою работу.

(См. Приложение 1)

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

IV. Лингво-физкультминутка.
Проверка уровня усвоения темы «Не с деепричастиями и другими частями речи»

5 минут.

Объясняет задание.

Выполняют упражнения.

(см. Приложение 2)

Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология.

V. Актуализация знаний.
Работа по развитию речи


7 минут.

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по
 применению полученных знаний.


Самостоятельно конструируют предложения.

(См. Приложение 3)

Взаимопроверка

Игра «Я редактор»

Личностные: самопроверка и взаимопроверка

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий  действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Умение грамотно строить предложения

Видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов

VI. Повторение сведений о причастном и деепричастном оборотах и пунктуации при них

7 минут.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Решают пунктуационную задачу. (упр. 194, см. Приложение 4)

Комментированное письмо по цепочке.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

3 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание.

1 минута.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

(См. Приложение 5)

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение 1

Задание

  • Обозначить графически орфограммы, условия написания НЕ с частями речи,  указать части речи.
  • Указать главное и зависимое слово,  способ связи слов в словосочетании (сильным ученикам)

Очутившись в саду, размахивая руками, пренебрегая опасностью, выслушав объяснения, дробясь о скалы, раздавшийся слева, сдвинув на затылок, забегая вперед, медленно исчезая, блестя на солнце, ешь не спеша, принять не расспрашивая, ненавидя врага, не преодолев препятствия, недоумевая, непрекращающееся ненастье, непреодолимая преграда, неволя себя.  

Приложение 2

Задание

  • Разделиться на группы: по частям речи с НЕ
  • Изобразить то, о чем говориться в пословицах и загадках

Не учась  и лаптя не сплетешь.

Не поклонясь до земли, грибка не подымешь.

Не засыпай старого колодца, не вырыв нового.

Поле не меряно, овцы не считаны,  пастух рогат.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

На чужой роток не накинешь платок.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Приложение 3

Задание

  • Построить предложения, соблюдая  грамматические  нормы  русского языка

Хорошо подготовившись к выступлению речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

Используя языковые средства выразительности речь наполняется яркими красками.

Сидя у окна в комнату влетел воробей.

Возвращаясь домой пошел дождь.

Раскрыв газету в ней не оказалось  ничего интересного.

Идя по мокрой тропинке дождь не прекращался.

Подъезжая к станции и глядя на природу в окно у меня слетела шляпа.

Приложение 4

Упр.194

Задание

  • Спишите, расставляя знаки выделения, обозначьте деепричастные и причастные обороты как члены предложения

Бодрый утренний воздух прогнал остатки сна и Таня размахивая портфелем быстро зашагала слегка подпрыгивая на правую ногу. Володя ходил взад и вперед поглядывая на часы висевшие над ним. Миша делал вид что его очень заинтересовала какая-то статья в газете приклеенной на стене дома. Лева же прислонился к водосточной трубе и судя по вытянутым в трубочку губам свистел. Валя Белова сидела на парте задумчиво глядя в окно решив несколько задач Аня раскрыла томик ранних стихов Горького.

Приложение 5

Упр.193

Задание

  • Спишите, расставляя пропущенные знаки выделения. Обозначьте графически орфограммы.

Тайга стояла тихая и смурная уж и проснувшись вступив в день она казалось безвольно дремала в ожидании каких-то перемен. Про небо в густой белой мути нельзя было сказать низко оно или высоко у него словно вынули плоть и осталась одна бездонная глухая пустота. Солнце сквозь нее не проникало не было и ветра тяжелые раздобревшие за  лето деревья стояли неподвижно и прямо охваченные истомой и только над речкой повинуясь движению и шуму воды  подрагивали на березах и кустах листья. Время от времени вспархивали птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...