Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Возвратное местоимение СЕБЯ"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Урок русского языка в 6 классе  УМК Р.Н. Бунеев, программа "Школа 2100" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka.docx31.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    В 5 КЛАССЕ

    ТЕМА: «ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «СЕБЯ»

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цели урока:  

    • деятельностная: формирование способности опознавать и классифицировать  опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты (различные формы местоимения – существительного себя), оценивать их с точки зрения нормативности  
    • образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях-существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов
    • воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.

    Планируемые результаты:

    1. Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в том числе  с помощью  электронных  ресурсов, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников).
    2. Предметные:
    • языковая компетенция (опознавать местоимения – существительные в тексте, отличать местоимения –существительные от имен существительных, разграничивать разные разряды местоимений –существительных, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении)
    • коммуникативная компетенция (продуцировать и редактировать собственный текст)
    1. Метапредметные:  (овладеть различными видами аудирования;  извлекать и преобразовывать информацию из текста в таблицу, схему, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения)
    2. Регулятивные: (осуществлять самопроверку письменных текстов)
    3. Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимения­существительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.

    Оборудование и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация, доска, листы самооценки, памятки о разрядах местоимений-существительных

    Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.

    Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

    • групповая (коммуникативная жизненная задача)
    • парная
    • индивидуальная

    Методы обучения на уроке:

    • наглядный
    • проблемный и побуждающий диалог
    • индуктивный (по логике построения материала)

    ХОД УРОКА.

    I.  Мотивация учебной деятельности.

     - Здравствуйте, ребята. Какой праздник сегодня празднуется у нас? (Ответы: День влюбленных, День Св. Валентина). Я поздравляю вас с этим праздником и желаю, чтобы в вашей жизни было как можно больше разнообразных проявлений влюбленности. Например, влюбленности в учебу и в русский язык. Вы пришли на урок с различными настроениями: у кого-то оно хорошее, у кого-то не очень.  Давайте повернемся в начале друг к другу и улыбнемся (сидящие за партой), а потом ко мне лицом и тоже улыбнемся друг другу. А теперь  начнем нашу работу.

    II. Актуализация знаний.

    - О чем мы говорили на прошедшем уроке? (Ответы детей: «О разрядах местоимений». «О местоимениях». «О личных местоимениях»).

    - Верно. И к каким выводам мы пришли с вами в результате изучения этого раздела русского языка? (Ответы детей: «Существует 8 разрядов местоимений». «Они употребляются в речи вместо имен существительных». «Они служат для грамотной и красивой устной и письменной речи».

    - Молодцы! Спасибо. А теперь давайте посмотрим, как вам удалось справиться с  решением жизненной задачи на тему «Участие в международном конкурсе «Самый талантливый класс», которая являлась вашим домашним заданием. Эта часть домашнего задания была групповой, поэтому и выступят у нас три группы: 1-е отделение покажет нам презентацию, второй прочитает письмо-обращение к директору школы, а 3-е – письмо-представление класса к председателю жюри конкурса.

    (Происходит демонстрация и зачитывание подготовленных работ).

    - Так как это был повышенный уровень выполнения задания сегодня параллельно в классе работает  группа экспертов из трех человек, которые проверят индивидуальную работу некоторых  ребят по написанию письма-представления, являвшегося необходимым уровнем выполнения.

    III. Тестирование – блиц -опрос

    - Спасибо всем, Вы молодцы, справились с заданием. А теперь я предлагаю вам  проверить свои способности и возможности по изученному материалу (Работа с интерактивной доской). Для вас на интерактивной доске предложен привычный для вас блиц-опрос в форме тестирования, где вы сможете показать свои успехи в использовании системы голосования. Возьмите, пожалуйста в руки пульты, и давайте пройдем регистрацию. Хорошо, а теперь зарегистрируйте свои отделения, которые мы называем на уроке «Умники и умницы», «Почемучки» и «Знатоки», выбрав соответствующую цифру -  1, 2 или 3. Будьте внимательны, не забывайте, что голосуем мы быстро, пульты чувствительны, поэтому обращаемся с ними аккуратно.

    (Проходит тест с системой голосования)

    1. - Поставьте местоимения в нужном падеже:

    Я грущу по (вы), тоскуешь по (мы), скучаю по (вы).

    2. – Допишите предложения:

    1) Местоимения не называют предметы, признаки, количество, но … (указывают на них).

    2) Местоимения­существительные указывают на … (лицо или предмет).

    3) Я запомнил(а) такие разряды местоимений­существительных: … .

    4) Местоимения­существительные так же, как имена существительные, изменяются … (по падежам).

    - Что ж, вы молодцы, справились с заданиями достойно. Теперь давайте определим самого ценного игрока в каждой команде

    (Слайд – оценка участников)

    - И пришло время узнать, какая команда победила и заработала отметку «пять» за тестирование.

    (Слайд – команда-победительница)

    - Хорошо, молодцы.

    - У вас на столах лежат листы самооценки своих возможностей и способностей. Обратите внимание, что в этом полугодии в столбце «Самооценка» у вас появляется возможность не только поставить себе оценку, но и отметку.

    -Оцените, пожалуйста, свою работу. (Дети себя оценивают)

    - Обращаю ваше внимание еще и на то, что на обратной стороне оценочного листа у вас есть светофор ваших ожиданий от урока. У вашего светофора – три сигнала, как и у обычного. Зеленый – все получилось замечательно, я справился с заданиями и мои ожидания на уроке оправдались; желтый – у меня получается правильно выполнять задания, но бывают и ошибки, нужно еще не много постараться. Красный цвет – тревожный, не все получилось, так как мне хотелось, было допущено много ошибок. Цвет сигнала ваших светофоров за весь урок будет разным, и это напрямую будет зависеть от полученной вами самооценки и отметки.

    IV. Орфографическая разминка

    -  Продолжаем работать. Предлагаю вам решить орфографическую задачу. На нашей доске представлены  словосочетания с местоимениями, но предлоги в них не записаны, а стоят в сторонке. У вас будет два задания. Первое – записать эти словосочетания в столбик с предлогами и вставить пропущенные буквы. Второе – поставить местоимения в начальную форму.

    (Работа на интерактивной доске)

    Появился у него, летит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о ней, прибыл ко мне, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нём, подарил им, скучаю по вас, рассказал о себе.

    – Что общего вы увидели во всех записанных словосочетаниях? (Зависимое слово – личное местоимение в каком­то падеже.)

    - Верно, молодцы.

    – Какую орфографическую задачу мы решали при написании этих местоимений? (Написание местоимений с предлогом.)

    -Правильно

    – Где возникали трудности? С чем это связано? (У предлогов есть варианты об/обо, над/надо, под/подо.)

    - Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу

    (Заполняют листы самооценки)

    V. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

    - Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. У всех ли местоимений в наших словосочетаниях у вас получилось образовать начальную форму? (Ответы детей - нет). 

    -– Выпишите это словосочетание с местоимением (Открываем шторку  на интерактивной доске)

    – На кого (что) оно указывает? На какой вопрос отвечает?

    – Как называется это местоимение?

    –Давайте сформулируем тему урока. (Интерактивная доска)

    - Верно, молодцы. Запишите ее в свои тетради. (Записывают тему)

    VI. Релаксационная пауза

    - Начало урока было достаточно продуктивным и наполненным немалым объемом информации, поэтому чтобы немного расслабить ваше внимание и настроить на достижение дальнейшего положительного результата работы, я предлагаю всем нам получить удовольствие, расслабиться и полюбить себя.              

    (Проходит релаксационная пауза «Улучшатель настроения»)

    VII. Открытие новых знаний.

    - Молодцы, надеюсь вы получили заряд положительной энергии и продолжаем работать дальше, добывая новые знания.

    - Подумайте, а с какое личное местоимение кажется на слух похожим на местоимение себя? (Ответ: тебя, а в начальной форме - ты).  Верно. Просклоняйте, пожалуйста, местоимения «ТЫ» и «СЕБЯ»  

    (Склоняют в тетради и 1 человек у доски)

    - Сравните эти местоимения и скажите, что вы заметили.

    (Ответы детей: они похожи при склонении. Только у местоимения СЕБЯ нет формы И.П.)

    - Спасибо молодцы. Как называется тема нашего урока?

    - Найдите, пожалуйста, однокоренные слова к слову «Возвратный»

    (Записываем на доске и выделаем корни)

     - Что происходит в корнях этих слов? Вы заметили? ( Чередование) 

    - Как вы думаете, почему местоимение получило такое название?

    (Ответы детей)

    - Спасибо, молодцы.  

    - Давайте определим проблему урока.

    - О чем пойдет речь на нашем с вами сегодняшнем уроке? Какие вопросы нам с вами придется решить?

    (В чём особенность возвратного местоимения - существительного себя?

    Как оно изменяется? Где оно употребляется?)

    - Молодцы, вы правильно определили проблемные вопросы урока.

    VIII Актуализация знаний и углубление изученного

    -  Ребята, давайте подумаем, почему местоимение себя так называется.

    (Ответы – предположения детей)

    - Где мы можем получить такую информацию

    (В учебнике из научного текста)

    - Предлагаю вам открыть текст упражнения 486 и самостоятельно поработать в парах в режиме изучающего чтения: прочитать информацию о местоимении. (Читают) и ответить  на вопрос: «На какие ваши предположения он дал ответ?»  (Возвратное местоимение называется так потому, что указывает на обращенность действия (состояния) на само лицо).

    IX. Развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений

    - Молодцы. Чем мы можем пополнить свой багаж знаний о местоимениях

    (Промежуточные итоги: местоимения –самостоятельная часть речи, которая не называет, а указывает на предмет. Существуют 8 разрядов. Мы познакомились с личными местоимениями и возвратным местоимением. Личные местоимения называются так потому, что у них есть 3 лица. Возвратное местоимение- потому что указывает на возврат действия.)

    -  Я предлагаю вам выполнить упражнение 487 с комментированием у доски, где главной задачей будет классифицировать местоимения по разрядам, учитывая их начальную форму

    (Выполняют упражнение)

    - Не забудьте оценить себя.

    - А теперь снова поработаем в парах устно: упражнение 488 предлагает вам устойчивые выражения, которые по-другому называются  (выдерживается пауза) (реплика детей) фразеологизмы. Вам нужно объяснить их смысл

    -  Оцените свою работу, ребята

     (Дети себя оценивают)

    X.  Рефлексия урока

    - Подведем итоги нашего урока в необычной для вас форме. Сейчас мы составим  синквейн. А что это такое, нам прочтет Борушова Сабина

    Синквейн – это текст, который состоит из пяти строк.

    1 строка:

    Тема одним словом (обычно существительное)

    2 строка:

    Описание темы (два прилагательных)

    3 строка:

    Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)  

    4 строка:

     Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)          

    5 строка:

    Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

    (местоимение

    Возвратное необычное

    Изменяется, склоняется, употребляется

    Мне было интересно и волнительно

    Местоимение – существительное (разряд)

    - Оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки, сдайте свои оценочные листы. Я попрошу вас также прокомментировать собственные отметки

    XI.  Домашнее задание.

    - Сегодняшнее домашнее задание будет состоять из двух уровней.

    Необходимый уровень: упр. 488: выбрать 1 или 2 устойчивых выражения и написать небольшое размышление о том, что означают данные выражения и в каких случаях они употребляются в речи.

    Повышенный уровень. Это упражнение 489, заданием которого является написание мини-сочинения – рассказа о себе с употреблением местоимения себя. Вы должны будете соблюдать все требования, предъявляемые к тесту: разговорный стиль, тип речи- повествования, форма речи – монологическая, речевой жанр –личное письмо.

    - Оценки за урок:

    - На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

    Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте....

    презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

    Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

    План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

    План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

    Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"

    Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, ...

    Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимение. Урок-обобщение"

    Конспект урока русского языка в 6 классеТема: «Местоимение. Урок – обобщение»Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Форма урока: урок - исследован...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...