Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Донгак Аржана Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_v_5_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Донгак Аржана Викторовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг

Тандинского района

Тема: Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс

Цели:

• обучающие:  

  1. формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;
  2. тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;
  3. графическое обозначение их на письме.        

• развивающие:

  1. развитие самостоятельности получения  знания;
  2. развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения;
  3. развитие познавательных и творческих способностей.

• воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям

Тип: урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Совсем скоро, через три недели наступит один из самых любимых праздников.

Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики»

– Вы, конечно, поняли, какой это праздник (масленица)

– Верно. Ребята, а вы можете представить себе масленицу без блинов и сжигания чучела? (нет)

– А почему нет? (это традиция)

2.Введение в тему

– В нашей стране много традиций, много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке. Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Неизменяемые приставки».

Запись числа, темы

– Как вы считаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны сделать? (ответы учеников)

3.Упражнения

–  А помните ли вы, что такое приставка? (ответ)

– Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах.

Упражнение 1 слайд 1

На экране деформированный текст.

Прочитай. Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.

  1. Д…бежать, д…брый, д…ехать;
  2. П…лоска, п…дъезд, п…днять;
  3. Пре…ставить, пре…горье, пре…мет.

– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (ответ)

Устная работа по упражнению(объяснение правописания).

Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.

 Упражнение 2

– Перед вами конверт. В данном конверте вы найдете листочки с предложениями. Ваша задача составить текст из данных предложений, работая в парах.

Проверка текста с помощью картинки (если текст составлен верно, то на обороте картинка блинов ). Слайд 2

Проверка текста. Слайд 3

– Наша с вами задача: научиться видеть слова с неизменяемыми приставками. Все приставки, которые вы увидите в тексте, – неизменяемые. Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать только приставки.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

 Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…

В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.

Сани  под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника  сжигали чучело–Масленицу.

По одному предложению читают, находят слова с приставками, выписывают приставки.

По-, у-, на-, про-, от-, с-

Упражнение 3

– С каждой из приставок составить три по три слова: 1 существительное, 1 прилагательное и 1 глагол.

1 вариант: приставка по-

2 вариант: приставка у-

3 вариант: приставка на-

4 вариант: приставка про-

5 вариант: приставка от-

6 вариант: приставка с-

– Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? (имя прилагательное? Глагол?)

Опрос детей

Упражнение 4. Слайд 4

– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.

[збр,ит,]  
[здан
,ий,э]  
[здаров
,й,э]  
[здат
,]    
[зд
,эс,]

Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания? (происходит озвончение)

– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

Упр. 153 стр 84.

  1. Итог урока

– Почему традиционные неизменяемые приставки так называются? (ответ)

– Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочную работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.

Слова для диктанта: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.

– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образку на доске.

Слайд 5

1. Под-
2. В-
3. Обо-
4. ------
5. Над-
6. Со-
7. С-
8. ------

– У кого нет ошибок? Одна две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично. Спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны.

Домашнее задание: Придумать небольшой текст о семейных традициях, употребив слова с неизменяемыми приставками.

Литература:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. КН. 1/ под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Пробелы в тексте" к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках" (HotPotatoes 6)

Кроссворд "Пробелы" составлен по тексту М. М. Пришвина "Дятел" с использованием программы HotPotatoes 6....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных и согласных в приставках"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"

конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова...

Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)

Цель урока:Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас уча...

Конспект урока по русскому языку для 10-11 классов.Орфографические нормы.Правописание гласных и согласных в приставках.

Конспект урока разработан для учащихся 10-11 классов.Цель урока-повторить материал по данной теме и обобщить знания учащихся....