Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Карпова Марина Анатольевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). 
Задания, используемые в этой разработке, развивают творческие способности учащихся, сообразительность, смекалку, развивают интерес к языку как учебному предмету, прививают любовь к великому русскому языку, повышают общую языковую культуру, расширяют, дополняют и углубляют языковые знания, умения и навыки, приобретаемые учениками на уроках.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_slov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий кружка «В мире слов»

для учащихся 5-6 классов

Учителя русского языка и литературы гимназии №1

 города Новотроицка

Карповой М.А.

5 класс

  1. Многозначность слова и её роль в обогащении словарного запаса русского языка.
  2. Переносное значение слова и его роль в создании художественных образов.
  3. Лексические синонимы.
  4. Омонимы.
  5. Антонимы.
  6. Диалектные слова.
  7. Исконно русские и заимствованные слова.
  8. Устаревшие и новые слова.
  9. Основные типы словарей. Словари энциклопедические и ленгвистические.

6 класс.

  1. Паронимия и парономазия.
  2. Как рождаются и живут слова.
  3. Из истории русских имён и фамилий.
  4. Специальная (профессионально-терминологическая) лексика.
  5. Использование диалектизмов в художественной литературе.
  6. Лексика устной и письменной речи.
  7. Этимологический анализ слов.
  8. Фразеологизмы.Их стилистическое использование.
  9. Топонимика как раздел лексикологии, посвящённый изучению географических названий.

Разработка мероприятия по русскому языку

«Путешествие в Страну Русского Языка»

в 5 классе

учителя русского языка  гимназии №1

Карповой М.А.

        Слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами встречаемся в последний раз в нынешнем учебном году. Вы стали на год взрослее. Много уроков было проведено. Что вы узнали на них о русском языке?

        Примерные ответы: Русский язык – язык общения всех граждан нашей многонациональной Родины. Говорящего на нём поймут в любом её уголке.

        У русского есть языки – братья: болгарский, чешский, польский, и другие. Но всего ближе ему украинский и белорусский. У них много общего. Изучение русского языка расширяет знания и о языке родном.

        Великие русские поэты и писатели А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие художники слова усовершенствовали язык, придали ему небывалую силу и выразительность.

        Русский язык – один из международных языков. На нём составлены важные международные соглашения и договоры, он изучается во многих странах.

        Слова учителя: Правильно, ребята. Русский язык необходимо изучать. Вы старайтесь овладеть им как можно лучше. И сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие. Мы с вами отправимся в Страну Русского Языка.

        Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (столица)

В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Алфавит. Именно в нём нам и предстоит побывать. Чтобы не опростоволоситься перед хозяевами, давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о звуках и буквах. Ответьте на вопросы:

                1.  Что такое алфавит?

                2.  Сколько букв в русском алфавите?

3.  Перечислите их, правильно называя.

4   Что вы знаете об истории письма?

Примерный ответ на последний вопрос (он готовится заранее, например, при          помощи книги И. Фридриха «История письма» ).

За долго до того, как были придуманы буквы, люди почувствовали необходимость передать свои мысли тем, кто находился далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни радио в те времена не было. Под рукой – только конкретные предметы: камень, дерево. И тогда человек брал сук и привязывал к нему тоненькие ремешки или шнурки разной длины и цвета. Каждая верёвка завязывалась различным способом, каждый цвет имел собственное назначение (красный обозначал - воинов, белый – серебро, жёлтый – золото).

У некоторых народов узелки заменялись бусами из разноцветных морских раковин. Чтобы не выходило путаницы, составивший письмо должен был сам прочесть его послу, а тот прейдя в нужное место, должен был вслух повторить.

Наиболее древним видом собственно письма, которое возникло за четыре тысячи лет до нашего летоисчисления, является изображение рисунками – пиктография. Раскопки древнейших мест поселения человека обнаруживают искусные очертания домашней утвари, фигур людей, животных. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображаем хлеб, часовой мастерской – часы, магазина-оптики – очки.

Слова учителя: Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город Алфавит. Но попадёшь туда не сразу, он надёжно охраняется. У ворот стражники – Ъ и Ь. Первый молчит, а второй подаёт нам книжку, и мы читаем маленький рассказ Ф. Кривина «Мягкий Знак»:

Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может терпеть букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

А Ь  именно таков, он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах не редко забывают о нём.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с мягким знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Ь. Она по – прежнему тверда и так шипит, что Ь буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш -  в глаголе 2-го лица или в существительном 3-го склонения.

Рассказ мы с вами прочитали, но стража не хочет пропустить нас в город. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. Итак в приведённые ниже слова вставить разделительные Ъ и Ь знаки, объяснить их правописание:

-   в…езд, сем..я, об…явление, друз…я, Тат…яна, об…яснение, вороб..и, лист…я, с..едобный, колос…я, необ…ятный, сер…ёзный, бар…ер, руж…ё, журчан…е.

Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы.

     Они торопятся. Не трудно заметить, что одних букв больше, а других меньше. Очень                

     много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами промаршировали И, А.

     Спешат Т, Н, С, Р, Л, К, М. Спокойно идут Б, Г, Й, Х, Ю. Медленно прохаживаются Ц, Щ, Э. Все буквы идут на работу – в типографии начали печатать новую книгу.

        Только буква Ф сидит на скамейке. Почему она одинока? Оказывается, в ней редко нуждаются. Посмотрите на таблицу. Здесь написано: на 1000 знаков текста буква А встречается 62 раза, Б – 14, В – 38,  Г – 13, Д – 25, Е, Ё – 72, Ж – 17, З – 16, И – 62, Й – 10, К – 28, Л – 35, М – 26, Н – 53, О – 90, П – 23, Р – 40, С – 45, Т – 53, У – 21, Ф – 2, Х – 9, Ц – 4, Ч – 12, Ш- 6, Щ – 3, Ь,Ъ – 14, Ы – 20, Э – 3, Ю – 6, Я – 18 раз.

        Ребята, скажите, какие буквы больше всего встречаются в тексте? Какие реже?

        Видите, буква Ф встречается реже всех: где О напечатана 90 раз, там Ф - в 45 раз меньше. Но Ф – буква переводчица. Без неё никак не обойтись, когда вы пишите слова иностранного происхождения фабрика, фамилия, кофе, лифт, фонарь.

        Но нам пора дальше. Вот площадь звуков. На домах странные надписи. Давайте перепишем их в тетради:

А роза упала на лапу Азора.

Около Миши молоко.

Аргентина манит негра.

Рвал дед лавр.

        Как вы думаете что это за предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем их справа налево. Интересно, правда? Это так называемые перевёртыши, вы можете придумать их и сами.

        Посчитайте, сколько в каждом перевёртыше слогов, букв, звуков, гласных, согласных? Сделайте фонетический разбор слов упала, манит, молоко.

        С площади звуков мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись: «Переулок ударений». Ребята, что такое ударение? Для чего оно нужно? (следуют ответы).

        Есть у ударения и смыслоразличительна роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова:

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис – Ирис)

Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь -  превращусь в название

Блестящей,  шёлковой ткани я.

(Атлас – Атлас)

        А теперь в написанных на доске словах алфавит, арбуз, библиотека, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, магазин, молодёжь, предмет, средства, столяр, шофёр, обувной поставьте ударения.

        Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок. Приведём некоторые из них:

На бахче у нас растёт,

 Как разрежешь – сок течёт,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется…

(Арбуз)

Это зелье ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется…

(Крапива)

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я…

(Фарфор)

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный…

(Каталог)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называется всё…

(Алфавит)

        Мы дальше идём по городу Алфавиту. Но, кажется, заблудились. Это – тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки-руки и предлагают отведать «двоечных» плодов. Но мы-то знаем, что плоды эти ядовиты. Чтоб выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание. В каждую карточку со стихами вкралась ошибка. Как только вы её исправите, путешествие продолжится. А кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева. Вот карточки:

Закричал охотник: «Ой

Двери гонятся за мной!»

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Посмотрите-ка, ребятки,

Баки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук

С длинными усами».

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

У нас на головах щенки.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Говоря, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Сели в ложку – и айда!

По реке – туда-сюда!

На волке сметана, творог, молоко,

И рад бы поесть, да достать нелегко.

Забодал меня котёл,

На него я очень зол.

Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном –

Обязательно примите

Десять цапель перед сном».

На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок.

        Выбравшись из тупика Ошибок, мы сразу попали на Падежный проспект. Он назван в честь Братьев-Падежей. Вы не забыли, как их зовут? А знаете ли вы, что кое-что с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение:

Ленительный падеж.

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва учёные

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я

Чтоб не учить урок

Приходиться придумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный

Я вовсе не сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал: Взятельный,

Грязнительный, Лежательный,

Грубительный, Ленительный

И, наконец, Простительный!

        Как и везде, на Падежном проспекте мы выполним задание. Просклоняйте названия частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение, союз, предлог, частица.

        Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Алфавит расположен на реке Чистописания. Через реку построен мост. Его охраняют пара графов-Параграфоф. Они сообщают, что на противоположном берегу живёт пинцесса Грамматика. Сейчас она гостит в Графстве Знаков Препинания. Но Параграфы предлагают нам интересную игру. Будьте внимательны и произносите слова хором. Образуйте:

множественное число от существительных дуга, рука, мука; житель, любитель, учитель; грек, узбек, человек; день, пень, лень;

единственное число от существительных певцы, венцы, гонцы, щипцы; орехи, успехи, доспехи;

от существительных мужского рода – существительные женского рода: повар, портной, купец, храбрец;

от существительных женского рода – существительные мужского рода: жница, жрица, чтица, львица.

Ну вот и кончилось наше путешествием в Страну Русского Языка. Вы, конечно, понимаете, что это была игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас ещё не одно путешествие. Но уже в следующем учебном году.

М.А. Карпова, учитель русского языка и литературы

МОАУ «Гимназия №1 г.Новотроицка»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....

Разработка мероприятия "День святого Валентина."в рамках недели иностранного языка.

Данная разработка представляет собой описание этапов (станций), подготовительной работы, критерии оценивания, бланки оценивания для жюри, ход мероприятия....

Внеклассное мероприятие «Викторина» по теме: «Путешествие по стране Русского языка»

В ходе занятия-викторины по русскому языку закрепляются и систематизируются знания детей о частях речи, звуках, буквах, составе слова и т. д....

«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»

Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...

Методическая разработка проекта «Традиции празднования Рождества в культуре стран изучаемого языка»

Использование страноведческого материала на уроках английского языка помогает поддержать мотивацию к изучению иностранного языка и сохраняет интерес учащихся к культуре и традициям разных народов, спо...