Внеклассное мероприятие по русскому языку ( ономастика) "Что в имени тебе моём или ономастика - искусство давать имена".
методическая разработка по русскому языку на тему

Бочарникова Ольга Николаевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку охватывает раздел ономастики. Форма мероприятия - конференция. В мероприятии освящаются вопросы связанные с происхождением имён, названий, «Имя и история», "Имя и литература".

Основной целью мероприятия является познакомить учащихся с происхождением, значением имён собственных; с влиянием имени на судьбу и личность человека, на ход истории, на образ литературного героя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

                Внеклассное мероприятие

                        по русскому языку ( раздел ономастика)

Тема: «Что в имени тебе моём или ономастика — искусство давать имена»

Преподаватель русского языка и литературы

Бочарникова О.Н.

Тема:  «Что в имени тебе моём… или ономастика- искусство давать имена».

Цель: познакомить учащихся с происхождением, значением имён собственных; с влиянием имени на судьбу и личность человека, на ход истории, на образ литературного героя; развивать умение работать самостоятельно при подготовке к конференции, развивать навык устного ответа, умение анализировать, делать выводы, умение говорить-передавать материал систематично, логично;  воспитывать любовь к науке ономастике, интерес узнать больше об именах, их происхождении и др.  

Форма:  Научная конференция по разделу русского языка- ономастике.

Оборудование: мини-плакаты с материалом конференции, сообщения учащихся.

                                                                                                 Эпиграф:            

      Человек, подобный Адаму, всему должен дать имя,чтобы всё это для него существовало...

                                       Ход   мероприятия

 

1. Организационный момент.

2. Выходят два учащихся, читают стихи про имена.

1-й учащийся:

              Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя.

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

А.С. Пушкин

2-й учащийся:

Имена, имена, имена...

В нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя - загадка и тайна.

В этой жизни, а может быть, в той

Под земною звездой и небесной

Охраняет любого святой,

Не для каждого, впрочем, известный.

Посреди разоренной земли

На ветру разгорелась рябина.

В сентябре прозвучит Натали,

В октябре отзовется Марина.

И осыплется с веток листва,

Не убавить уже, не прибавить.

Имена ведь - не просто слова,

А почти воплощенная память.

Ради вечной надежды своей

Вспоминайте судьбою хранимых,

Имена самых верных друзей,

даже боль приносивших любимых...

Имена, имена, имена - В этой жизни звучат не случайно.

Как загадочна наша страна,

Так и имя - загадка и тайна…

С.Маршак

3. Вступительное слово учителя (ведущего):

Действительно, как писали великие классики, «Имя- загадка и тайна…»"Имя - самый

сладостный звук для человека на любом языке", писал д. Карнеги.

В лингвистике существует особый раздел, посвященный "искусству давать имена" - ономастике и ее "дочери" - антропонимике, науке об именах человека. Личные имена имели все люди во всех цивилизациях.

Между живущих людей

Безымянным никто не бывает

Вовсе. В минуту рождения каждый,

И низкий, и знатный,

Имя свое от родителей в дар получает...

Гомер.

У индейцев племени "Кваклютль" человек, берущий взаймы, должен был оставить в залог... свое имя. И пока он долг не вернет, никто в племени не называет его по имени. Каждый из нас получает имя при рождении и несет его через всю свою жизнь, оставляя память о нем в своих творениях. Но много ли известно людям о происхождении, значении, истории личных имен, их влиянии на судьбу человека? Вот целью нашего сегодняшнего мероприятия и будет являться знакомство с происхождением имён, в рамках научной конференции мы познакомимся с влиянием имени на судьбу человека, на ход истории, на образы литературных героев, узнаем случайно ли авторы произведений называют своих персонажей тем или иным именем.

Итак, мы начинаем нашу конференцию!

4. И хотелось бы начать с мини-плакатов, которые размещены на доске. Мы провели соц. Опрос на первом курсе и выяснили, что самыми популярными и любимыми именами являются Мария, Ольга, Катерина, Сергей, Александр, Юлия.

И что родители назвали своих детей в основном в честь деда, прадеда.

Вот такие данные! А сейчас переходим к выступлениям участников нашей конференции.

1) Первым слово предоставляется сразу трём участникам ....Они нам расскажут о происхождении имён, о языковых корнях, значении в переводах, трансформации в русском варианте и др.

             (После выступления по материалам доклада задаются вопросы)

2) Следующий доклад, который мы послушаем будет на тему «Имя и история». Мы узнаем как имя исторической личности повлияло на ход истории Российского государства.

3) Следующим в рамках нашей конференции выступит .... Тема доклада «Имя и литература: как влияет имя литературного героя на его образ».

4) Немало важную роль в нашей жизни играет религия, церковь, обряд крещения. Каково же значение имени в религии, каков смысл крещения, важно ли это? Об этом мы узнаем из следующего сообщения «Имя и религия».  

5)Очень часто мы слышим слова, которые обозначают два существительных. Например, император Наполеон и торт Наполеон, физик Ампер и единица измерения ампер. Мы знаем, что император Наполеон-это имя собственное, а торт наполеон -нарицательное. Вот как  имена собственные стали именами нарицательными? Какие примеры ещё существуют?! Это мы узнаем из следующего выступления Завадского Максима, которое называется «Как личные имена стали нарицательными».

6) Нельзя не упомянуть об и имени и национальности, об особенностях мусульманских имён. Об этом нам  немного расскажет Адрахманов Радмир.

5. Слово учителя: На этом наша конференция подходит к своему завершению, но прежде чем сказать «до свидания» хотелось бы обратить ваше внимание на данные, отображённые в наших мини-плакатах:

а) «А знаете ли вы…что в Советской России детей называли так…»

б) Какие имена давали детям в… ( данные астраханского архива)

в) Если кому интересно, что ваше имя значит в переводе на русский язык и с какого языка оно к нам пришло, то этот плакат для вас.

После окончания конференции можно подойти и поинтересоваться.

На этом всё, всем и участникам конференции и гостям большое спасибо!

                                                          До свидания!

                                           

                                         Приложение

Любимые имена:

           Ольга………………………………25%

           Катерина………………………..20%

           Мария………………………….....17%

           Александр………………………13%

           Сергей……………………………..12%

           Юлия……………………………….8%

           Оксана………………………….....5%

 

 

 

      В честь кого назвали

          Деда…………………………………………………........55%

          Прадеда………………………………………………….30%

          Имя нравится родителям……………………12%

          Дяди………………………………………………………….3%        

   

   

              Имена Советского времени

  • Оюшминалд – Отго Юльевич Шмид.
  •   Даздраперма – да здравствует первое мая!
  •   Урюрвкос – Ура, Юра в космосе!
  •     Вилор – В.И.Ленин – организатор революции.
  •     Красарма – Красная армия.
  •     Донара – дочь народа.
  •     Желдора – железная дорога.
  •     Пятьнчет – пятилетку в четыре года.
  •     Владлен – Владимир Ленин.
  •     Лагшмивара – лагерь Шмидта в Арктике.

 

                     

                         Узнай, что…

Александр – это имя происходит из греческого языка и переводится как «мужчина», «защитник».

Алексей- с древнегреческого языка это имя переводится как «оберегающий».

Анатолий- в переводе с греческого это имя означает «восток».

Владимир- происходит из старославянского языка и переводится как «владеющий миром» или «стремящийся к согласию, договору».

Евгений- имя ведёт своё происхождение к древнегреческому слову, значение которого – «благородный».

Сергей- имя имеет римское происхождение. «Сергиус» означает «высокочтимый».

Максим- это происходит от латинского слова «максимус», что означает « величайший».

 

Александра – это имя имеет греческое происхождение и означает «оберегающая защитница людей».

Екатерина-это имя происходит от греческого слова «катариос», означающего «чистый, непорочный».

Елена- имя переводится как «факел, светлая».

Ирина – имя древнегреческого происхождения, означает «мир, покой».

Ксения, Оксана- имя греческого происхождения, означает «гостья».Оксана- украинская форма имени, получп\ившая распространение в России.

Людмила – это славянское имя, означающее «милая людям».

Мария- это имя происходит от древнееврейского имени Мариам, что по одной версии, идёт от корня, означающего «отвергнутая», по другой- от слова « печальная». В православии имя переводится как «госпожа».

Наталия- имя происходит от латинского слова «наталис» - «родной».

Нина – имя греческого происхождения. Произошло от слова Нинос – так звали основателя Ассирийского государства, такое  же название носила столица Ассирии.

Ольга- имя заимствовано из скандинавских языков, происходит от имени Хельга, означающего «святая».

Юлия- происходит от латинского слова «юлиус» - «кудрявый», пушистый».

         

   

                             

  •                                Первые имена
  • Семейные отношения: Первой, Второй, Поздний.
  •    Профилактика: Бессон, Горе, Негодяй, Нелюб.
  •    Внешний вид: Брюхат, Беззуб, Рогач.
  •    Свойства личности: Баламут, Быстрой, Ведун, Весёлой.
  •    Место жительства: Несвой, Ненаш, Казанец.
  •    Церковные отношения, элементы: Аминь, Богомаз, Грешной, Грех, Двоекрещен.
  •    По животным: Баран,Барсук, Бык.
  •    По насекомым: Блоха, Муха.
  •    По пищи: Борщ, Каша, Лепёха, Блин.
  •    Татарские имена: Казыл, Касим, Кипчек.
  •    Клички: Олух, Семихвост, Кривой, Колпак.

     

(Данные астраханского архива)

       (среди мужских имён)

1900 - Иван -10,4%                          1940 -  Александр – 7,5%

           Николай-10,3%                                  Василий – 6%              

           Михаил-9,4%                                     Алексей – 5,7%              

           Александр-7,8%                                 Владимир – 4,9%  

           Василий-7,7%                                          

1920 -  Василий -10,9%                   1960 - Александр -10,7%

             Иван – 9,4%                                    Сергей – 10,6 %      

             Александр – 8,5%                          Владимир – 9,9

             Николай - 7,7%                              Андрей – 5%

             Михаил – 7,6%                               Алексей – 4,7%

1970 – Александр – 8,4%                  1990 – Александр – 3,8%

            Сергей – 7,7%                                    Дмитрий – 2, 4%              

            Андрей – 6%                                      Андрей – 2,1%

            Владимир - 5,9%                                Иван – 2%  

            Алексей – 5,8                                     Алексей- 1,9%          

                                                                        Сергей – 1,8%

 

1980 -  Александр – 8,4%                   2000 – Александр -7,4%      

             Сергей – 6,8%                                     Никита – 6,4%        

       Алексей – 5,3%                                   Андрей – 5,9%      

            Дмитрий – 5,1%                                  Алексей – 5,4%

            Евгений – 3,9%                                   Дмитрий-4,7%

                                 Сергей – 4,6%    

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"

Данное мероприятие направлено на воспитание  у учащихся бережного отношения к русскому слову,  развитию интереса к изучению предмета, повышению  культуры речи  и развитию тво...

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Что и в имени тебе моём?"

Данное мероприятие может проводиться как внеклассное по предмету, так и как факультативное по русскому языку по разделу "Ономастика". Учащиеся на занятии знакомятся с разделом "Ономастика", узнают о п...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Что в имени тебе моём?"

познакомить учащихся с историей возникновения имён;- дать сведения о происхождении и значении имён;- показать, какое значение имеет имя для человека;- воспитывать ответственное отношение к выбору имен...

внеклассное мероприятие по русскому языку " Тайна имени твоего"

1)Познакомить учащихся со значением их имён, с ритуалом имянаречения на Руси. 2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность. 3) Воспит...