РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» - 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Назарова Наталья Владимировна

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета – 4 часа в неделю, 140 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 140 часов, из них на развитие речи - 33 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy8.doc401.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

______Жуковец Л.М_________

Протокол №  1   от

___________ г.  

«Согласовано»

Зам. директора по  УВР

МБОУ «СОШ № 119»

____Мустафина Э.М._______

___________ г.  

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 119»

____Фадеева Т.П.__________

Приказ №  ______  от

«_____» ___________20___ г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 119

с углубленным изучением отдельных предметов»

Авиастроительного района г.Казани

Назаровой Натальи Владимировны

учителя русского языка и литературы

8 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № ____ от

________________ г.

2015-6учебный год


1. Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК» 8 класс

Нормативная основа программы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.– М.: Просвещение, 2009.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы / Сост. О. В. Ельцова. – М.: ВАКО, 2011.
  4. Образовательная программа ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского  района Санкт-Петербурга – 2013.
  5. Учебный план ГБОУ ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского  района Санкт-Петербурга – 2013.

Цели и задачи обучения по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» в 8 классе

        Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- систематическое повторение материала, изученного в начальной школе по разделам «Фонетика. Орфоэпия. Графика», «Письмо. Орфография», «Слово и его значение. Лексика», «Слово и его строение», «Слово как часть речи. Морфология», и качественное овладение учебным материалом по разделам «Синтаксис и пунктуация», «Лексика. Словообразование. Правописание», «Морфология», «Стили речи», «Текст», «Типы речи», «Строение текста», приобретение педагогической триады (знания, умения, навыки).

        Задачи преподавания:

1. Всестороннее и систематическое повторение изученного и изучение нового учебного материала.

2. Всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма.

3. Обучение работе с лингвистическим текстом и словарями.

4. Формирование способности свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.

5. Формирование языковой и коммуникативной компетенции.


Количество учебных часов

Программа рассчитана на 4 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение литературы в 8 классе составит 140 часов.

Из них: контрольные уроки – 9 часов, уроки по развитию речи – 24 часа.

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках русского языка

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

        Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Курс реализует идею синтеза всестороннего речевого развития со специальной лингвистической подготовкой и содержит два раздела: систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи и раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Учет особенностей обучающихся класса

        Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 8 «А» класса. Списочный состав – 20  человек: в класс добавились ученики, раннее обучающиеся в данной школе и по данной программе.

        Курс разбит на разделы.

        Языковой материал имеет двухступенчатую структуру: вначале с привлечением необходимой лингвистической информации отрабатываются умения и навыки ранее изученного материала. Цель этого повторения – выход на уровень свободной ориентации в

изученных фактах и явлениях языка. Второй этап – усвоение нового материала, системного знания о языке. Речевая направленность курса, интенсивное развитие у учащихся из урока в урок основных видов речевой деятельности составляют канву занятий родным языком в средней школе. На этой основе строится изучение собственно языковых тем, что способствует достижению основной цели обучения предмету – вооружить учащихся навыками осмысленного и беглого чтения текстов разных стилей речи; навыками грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной форме в различных условиях общения, адекватного восприятия чужой речи, в частности учебной информации, передач радио и телевидения; навыками критической оценки своей и чужой речи, прибегая к лингвистическим знаниям, словарям, справочной литературе, то есть проявляя языковую и коммуникативную компетенцию.

        На уроках и дома приучать школьников к использованию в своих сочинениях, выступлениях дополнительных источников информации: энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

        Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

        При планировании уроков учитываются возрастные и психологические особенности учащихся.        


Особенности организации учебного процесса по предмету:  

используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная
  • классная
  • внеклассная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, со справочной литературой.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями, с репродукциями картин, иллюстрациями к произведениям.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы, таблицы.

Активные методы обучения: групповая и парная работа, проектные работы, драматизация, театрализация, дискуссия, сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения, творческие задания, работа в малых группах, информационно-коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии.

Средства обучения:

  • для учащихся:

1. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-сост. М. М. Разумовская. – М.: Дрофа, 2008.

2. Сайт «Учителя вызывали?» Раздел «Русский язык» 8 класс (для самостоятельной работы).

  • для учителя:

1. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык» 8 класс. М. М. Разумовская. – М.: Дрофа, 2004.

2. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-сост. М. М. Разумовская. – М.: Дрофа, 2008.

3. Компьютер с выходом в сеть Интернет.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля: тематический, итоговый. 

Формы контроля:

  • тематический диктант,
  • контрольный диктант,
  • проверочная работа,
  • тестовая проверка,
  • комментирование упражнения,
  • тестирование,
  • творческие работы,
  • сочинение,
  • изложение,
  • самостоятельная работа,
  • словарный диктант,

   терминологический диктант.


Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-сост. М. М. Разумовская. – М.: Дрофа, 2008.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по литературе.

                 


2. Содержание учебного предмета

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

(*+**+***)1

Основные изучаемые вопросы темы (кратко)

Русский язык в системе славянских языков

1+0+0

Общие сведения о русском языке. Русский язык в семье славянских языков.

Система языка.

Комплексное повторение в начале учебного года

8+1+2

Обобщение и систематизация знаний. Повторение изученного в 5 – 7 классах.

Орфография, пунктуация. Виды разборов.

Словосочетание

5+0+1

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие словосочетания от слова и предложения, виды словосочетаний, уметь выделять словосочетание из предложения и выполнять разбор словосочетания.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

24+2+6

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие предложения от слова и словосочетания, уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения. Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Неполные предложения

15+1+3

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Однородные члены предложения

13+1+5

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Обращение. Вводные слова

6+1+2

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные определения изученных понятий, уметь выделять грамматическую основу предложения, определять вид сказуемого, разбирать предложения по членам, находить однородные члены предложения, определять вид односоставных предложений.

Обособленные члены предложения

23+2+5

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Прямая и косвенная речь. Цитаты

5+1+0

Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение. Наблюдение над употреблением предложений с прямой и косвенной речью в устных и письменных текстах.

Повторение в конце учебного года

3+0+0

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.). Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные правила пунктуации, уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Резерв*

4+0+0

Всего

140

Примечание

(*+**+***)

* часы на тему

** часы на диктанты (контрольные, тематические)

*** часы на развитие речи (новые темы, изложения, сочинения)


3. Требования к уровню подготовки обучающихся

По русскому языку к концу 8 класса обучающиеся должны знать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

по другим учебным предметам и продолжения образования.

Обучающиеся должны уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний.


4. Контроль уровня обученности

Объём письменных и устных работ  в 8 «А» классе

Контрольный диктант  – 6

КД тематический  – 3

Сочинение  – 4

Изложение  – 4

Примеры контрольно-измерительных материалов

Контрольная работа

Диктант

        Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

        Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а потом резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

        Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

        Вот и вершина, здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным леском. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

        Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями от похода.

(147 слов)

Грамматическое задание (по вариантам)

  1. Проведите синтаксический разбор предложения:        *(I в.)         **(II в.)
  2. Выписать по два глагола с орфограммой «Безударная гласная в корне»:

проверяемая                                   чередующаяся

3) Разобрать по составу:

расстилалась              наслаждались

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Диктант

        В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

        Крокодил - искусный охотник. Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.

        Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

        Желудок крокодила - адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. *Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие - греться на песчаном берегу водоёма.  При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

(По В. Пескову)


Грамматическое задание.

1.        Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания

1-й вариант *        2-й вариант **

2.        Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-мпредложениях 2-го абзаца, 1-м предложении 4-го абзаца, 2-м,   3-м предложениях 5-го абзаца.

  1. Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов.
  2. Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях

Контрольная работа

Диктант

Весеннее утро

        Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

        В густой буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

        Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.

        Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.

По А. Куприну

Контрольная работа

Диктант

У реки

        Часа три назад вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх днищем. Теперь же ее взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам. Через полчаса я очутился бы в воде. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свертывались воронками, развивались опять и бежали дальше. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зеленый лопух, схваченный водой, тянулся из нее, размахивал не потонувшими еще верхушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и ветлы. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. На вырубке белели доски, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж, переполнявшийся шорохом, плеском и звоном буйной реки, на моих глазах будто оживал. Плескались шаловливые струи, шорох стоял по всей реке от лопавшихся пушистых клочьев пены. И мне казалось, что когда-то я уже видел все это: реку с кудрявыми берегами, и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш.

По В. Короленко

Итоговая контрольная работа

Диктант

Дуб

        Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.

        Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад. Все было полно, тенисто и густо. И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, поддерживая общее настроение, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

        «Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя – ничего не было видно. Сквозь жесткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и не него вдруг нашло беспричинно весеннее чувство радости и обновления.

Контрольное изложение

Текст для сжатого изложения

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника – слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому

(По В. А. Сухомлинскому) 171 слово

Информация о тексте для сжатого изложения

1. Учитель – особая профессия.

2. Объект труда учителя – духовная жизнь человека, человековедение – требует особых инструментов воздействия на ученика.

3. Конечный результат труда учителя – будущее человека – виден не сразу, поэтому учитель должен верить в каждого ученика.


Контроль уровня обученности

Тема, раздел

Количество часов

Из них

Диктант

Р/Р

Сочинение

Изложение

Русский язык в системе славянских языков

1+0+0

-

-

-

-

Комплексное повторение в начале учебного года

8+1+2

1

2

-

-

Словосочетание

5+0+1

-

1

-

-

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

24+2+6

2

6

1

1

Односоставные предложения.

Неполные предложения

15+1+3

1

3

-

1

Однородные члены предложения

13+1+5

1

5

1

1

Обращение. Вводные слова

6+1+2

1

2

1

-

Обособленные члены предложения

23+2+5

2

5

1

1

Прямая и косвенная речь.

Цитаты

5+1+0

1

-

-

-

Повторение в конце учебного года

3+0+0

-

-

-

-

Резерв*

4+0+0

-

-

-

-

Всего

140

9

24

4

4

 


5. Нормы оценки знаний

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается для 8 класса – 120 - 140 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Для 8 класса он состоит из 30 – 35 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе 25 различных орфограмм и 8-10 пунктограммы.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса: 110-120 слов в контрольном диктанте, 25-30 слов в словарном диктанте.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • в переносе слов;
  • на правила, которые не включены в школьную программу;
  • на еще не изученные правила;
  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась спец. работа;
  • в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании Ы и И после приставок;
  • в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  • в собственных именах нерусского происхождения;
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 3 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 8 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено 6 орфографических или  9 пунктуационных ошибок, или 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 3 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 5 орфографических ошибок, для оценки «2» - 6 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка контрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 5 ошибок.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 6 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250 - 300 слов. Примерный объем сочинений в 8 классе – 2 – 2,5 страницы.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • Стилевое единство и выразительность речи;
  • Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Автор-сосавитель М. М. Разумовская. – М.: Просвещение, 2008.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по литературе.

  • литература для учителя (основная и дополнительная):

1. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 8 класс" / под ред. М. М. Разумовской. – М: Дрофа, 2010.

2. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В. А. Федорова. – М.: Просвещение, 2008.

3. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Ладыженская Т. А.

4. Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы / Сост. О. В. Ельцова. – М.: ВАКО, 2011.

5. Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2013.

  • литература для обучающихся  (основная и дополнительная):

1. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. язык, 2003.

2. Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2013.

  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы:

1. Презентации, подготовленные учителем к урокам

2. http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass

3. http://school-collection.edu.ru/

4. http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12781

  • информационно-техническая оснащенность учебного кабинета:

Компьютер учителя с выходом в Интернет

2


Приложение 1:

Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов по плану

Дано фактически

Диктант

Р/Р

Сочинение

Изложение

1

Русский язык в системе славянских языков

1+0+0

-

-

2

Комплексное повторение в начале учебного года

8+1+2

1

2

3

Словосочетание

5+0+1

-

1

4

Предложение.

Главные и второстепенные члены предложения

24+2+6

2

6

1

1

5

Односоставные предложения.

Неполные предложения

15+1+3

1

3

1

6

Однородные члены предложения

13+1+5

1

5

1

1

7

Обращение. Вводные слова

6+1+2

1

2

1

8

Обособленные члены предложения

23+2+5

2

5

1

1

9

Прямая и косвенная речь. Цитаты

5+1+0

1

-

10

Повторение в конце учебного года

3+0+0

-

-

*

Резерв*

4+0+0

-

-

Всего

140

9

24

4

4


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8а класса по русскому языку на 2015 – 2016  учебный год

№ п/п

Тема урока, тип урока

Кол-во

часов

Тип урока

Виды деят-ти

Дата

проведения

(неделя)

план

факт

1

Введение. Русский язык в семье славянских языков

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Знакомство с учебником.

Беседа.

1.09

2

Р/Р. Разновидности речи

1

Урок развития речи

Закрепл. навыков определения  частей речи; форм слова, однокоренных слов; повторяются разные виды разбора слова и предложения.

2.09

3

Графика, состав слова, орфография

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Закрепл. навыков безошиб. написания НЕ с разными ч. р, Ь после шип. на конце слова; повтор. разные виды р-ра слова, предлож.

3.09

4

Состав слова, морфология, лексика

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Слит. и разд. напис. нареч;  выбор приставки НЕ // НИ в отриц. и неопред. местоим., наречиях

5.09

5

 Состав слова, орфография

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Отработка навыков написания: приставок ПРЕ // ПРИ, на –З // -С, неизм.; окончаний сущ., прилаг., причастий, глаголов.

7.09

6

Состав слова, лексика, синтаксис

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Закрепл. навыков употребления дефиса в написании слов разных частей речи

8.09

7

 Синтаксис, морфология

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Закрепл. навыков правописания на основе разгранич. смысла слов, различия их лексического и грамматич. значений, морфемного строения

11.09

8

Орфография, лексика, синтаксис

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Закрепл. навыков употребления дефиса в написании слов.

12.09

9

Р/Р Речь, ее разновидности. Текст, его тема, идея.

1

Урок развития речи

Обобщ. и систематиз. изуч. о речи.. Работа со схемами. Обуч. говорению на лингв. Темы.

14.09

10

Р/Р Стили речи, средства выразительности в художественной речи.

1

Урок развития речи

Обобщ. и систематиз. изуч. Работа со схемами. Обуч. говорению на лингв. темы

15.09

11

Контрольный диктант (тематический) с грамматическим заданием

1

Урок контроля ЗУН учащихся

Диктант

17.09

12

Анализ тематического диктанта. Работа над ошибками

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Индивидуальная отработка умений и навыков

18.09

13

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Роль словосочетания; различ. словосочетания и предложения. Вычленение из предложений словосочетаний.

19.09

14

Виды подчинительной связи слов в словосочетании

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний

21.09

15

Виды подчинительной связи слов в словосочетании

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Различ. словосочетания и предложения. Устный и письм. синтаксический разбор словосочетаний

22.09

16

Употребление словосочетаний в речи

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Устный и письм. синтаксический разбор словосочетаний.

25.09

17

Повтор орфографии. НЕ со всеми частями речи

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Написание НЕ с разными частями речи

26.09

18

Р/р. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте

1

Урок развития речи

П/з текста с сохранением композиции, темы и идеи текста; опред. стиля речи, выразит. языковых средств

28.09

19

Предложение. Предложение и его типы. Интонация простого предложения

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Хар-ка разных типов предложений; отработка правильного произнош. терминов русского языка, общеупотребительных слов

29.10

20

Главные члены предложения

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Упр. на установл.  функций главных членов предложения

2.10

21

Р/Р Подготовка к изложению «Случай из детства» по В. Пескову.

1

Урок развития речи

Черновик

3.10

22

Р/Р Изложение «Случай из детства» по В. Пескову.

1

Урок развития речи

Изложение

5.10

23

Предложение.  Главные и второстепенные члены предложения. Предложение и его типы.

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении

6.10

24

Главные члены предложения

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Упр. на установл.  функций главных членов предложения

9.10

25

Подлежащее и способы его выражения

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Что такое подлеж.; уметь находить и хар-ть подлеж.  в предложении

10.10

26

Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении

12.10

27

Повтор орфографии (правописание глаголов)

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Написание суффиксов и окончаний глаголов

13.10

28

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении

16.10

29, 30

Составное именное сказуемое

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении

17.10

19.10

31, 32

Тире между подлежащим и сказуемым

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи

20.10

23.10

33

Правила согласования главных членов предложения

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Формируется умение правильно согласовывать подлежащее и сказуемое

24.10

34

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

Что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения

26.10

35

Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Предложение»

1

Урок контроля ЗУН учащихся

Диктант

27.10

36

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Индивидуальная отработка умений и навыков

30.10

37

Дополнение

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения

31.11

38, 39

Определение

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Что такое определение, виды определений. Употреблять определения в речи

11.11

12.11

40, 41

Приложение

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять приложения в речи.

13.11

18.11

42

Р/Р Порядок слов в предложении

1

Урок развития речи

Иметь представление о прямом и обратном порядке слов. Что такое интонация.  Устное высказ. с т.з. интонации

18.11

43, 44

Обстоятельство

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Что такое обстоятельство; знать разряды, способы их выражения. Употреблять знаки препинания в предложениях со сравн. оборотами

19.11

20.11

45

Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Обобщение знаний

25.11

46

Р/Р Репортаж как жанр публицистики. Репортаж-повествование

1

Урок развития речи

Композиция репортажа, особенности типологич. строения зачина, центральной части, концовки; о язык. сред-х

25.11

47

Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» 

1

Урок контроля ЗУН учащихся

Проверить уровень владения изученным материалом

26.11

48

Анализ диктанта.

Работа над ошибками

1

Индивидуальная отработка умений и навыков

27.11

49

Р/Р Контрольное сочинение. Репортаж

1

Урок развития речи

К/сочинение

02.12

50

Р/Р Контрольное сочинение. Репортаж

1

Урок развития речи

К/сочинение

02.12

51

Виды односоставных предложений

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Роль односоставных предложений в речи, знать их значение; знать их виды; четыре глагольных и назывное

03.12

52

Определенно-личные предложения

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Особенности употребления в речи определенно-личных предложений

04.12

53

Анализ контрольного сочинения. Работа над ошибками

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Индивидуальная отработка умений и навыков

09.12

54, 55

Неопределенно-личные предложения

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Знать, когда употребляются в речи н/л предложения

09.12

10.12

 

56

Обобщенно-личные предложения

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, форму сказуемого.

11.12

57,

58

Безличные предложения

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Знать особенности употребления в речи б/л предложений и способы выражения сказуемого

16.12

16.12

59

Назывные предложения

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выр.подлежащего

17.12

60, 61

Обобщающие уроки по теме «Односоставные предложения»

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Обобщение и систем. материала, изученного по теме «Односоставные предложения»

18.12

23.12

62

Р/Р Стили и типы речи

1

Урок развития речи

Изучение нового. Повторение.

23.12

63

Обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка к контрольному диктанту.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Обобщение и систематизация материала, изученного по теме «Односоставные предложения»

24.12

64

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

1

Урок контроля ЗУН учащихся

К/Д

25.12

65

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Индивидуальная отработка умений и навыков

13.01

66, 67

Неполные предложения

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Назначение неполных предлож. в общении; работа с текстом, употребление в речи.

13.01

14.01

68

Р/Р Приёмы сжатия текста. Контрольное изложение.

1

Урок развития речи

Приёмы сжатия

15.01

69

Р/Р Контрольное изложение

1

Урок развития речи

К/изложение

20.01

70

Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Какие члены предложения считаются однородными, их особенности. Речевые эффекты предложений с однородными членами. Работа со схемами

20.01

71,

72, 73

Средства связи между однородными членами предложения

3

Урок обобщения и закрепления знаний.

Особенности сочинительной связи. Знать группы сочин. союзов по их значению.

21.01

22.01

27.01

 

74, 75

Однородные и неоднородные определения

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Что такое однородные и неоднородные определения; опознавать эти виды определений в речи; грамотно оформлять их пунктуацию при письме

27.01

28.01

 

76, 77

Р/Р Статься в газету. Понятие о жанре. Строение текста

2

Урок развития речи

Работа с газетой, анализ интересных статей.  Рассмотр. композиции.

29.01

3.02

78, 79,

80

Обобщающие слова при однородных членах предложения

3

Урок обобщения и закрепления знаний.

Особ. синт-ой конструкции, употребл-е ее в речи. Постан. знаков препин. при однор. членах с обобщ. Сл.

3.02

4.02

5.02

81, 82

Обобщающие уроки по теме «Однородные члены предложения»

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Обобщение и систематизация материала

10.02

10.02

83

Р/Р Контрольная работа. Изложение (сжатое или подробное).

1

Урок развития речи

К/изложение

11.02

84

Повторим орфографию (Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях). Подготовка к диктанту.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Закрепляется понимание и верное написание Н и НН в суффиксах прилагательных, причас-тий, местоимений

12.02

85

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

Урок контроля ЗУН учащихся

К/д

17.02

86

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Проверить уровень владения изученным материалом, речевую грамотность

17.02

87, 88

Р/Р Сочинение.

Статья в газету

2

Урок развития речи

Индивидуальная отработка умений и навыков

18.02

19.02

89, 90

Обращение и знаки препинания при нем

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Повт. свед. об обращении. Хар-ка синтаксических, интонационных и пунктуационных особенностей

24.02

24.02

91, 92

Вводные и вставные конструкции

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Явление вводности. Объяснение смысловых различий, появляющихся при замене вводного слова.

25.02 26.02

93, 94

Р/Р Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина»

2

Урок развития речи

Индивидуальная отработка умений и навыков

3.03

3.03

95

Повторим орфографию (падежные окончания прилагательных, причастий, суффиксы глаголов и глагольных форм)

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Написание падежных окончаний прилаг., причастий, суффиксов глаголов и глагольных форм

4.03

96

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные и вставные конструкции»

1

Урок контроля ЗУН учащихся

К/д

5.03

97

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Индивидуальная отработка умений и навыков

10.03

Дист.об.

98

Понятие об обособленных членах предложения

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Хар-ть разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамма-тические, интонационные, пунктуационные.

10.03

Дист.об.

99, 100

Обособление определений

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Повтор. и обобщ. сведений об определении как второстепенном члене предложения и его разновидностях.

11.03

12.03

101, 102

Обособление приложений

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Повторить и обобщить сведения о приложении как второстепенном члене предложения и его разновидностях.

17.03

17.03

103

Обособление определений и определений

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

18.03

104, 105

Обособление

сравнительных оборотов

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Повторить и обобщить сведения о сравнительных оборотах.

19.03

01.04

106, 107

Обобщающие уроки по теме «Обособление определений и приложений»

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Обобщение и систем-ция м-ла, изученного по теме «Обособление определений и приложений»

2.04

7.04

108

Р/Р Портретный очерк

1

Урок развития речи

Предметное содержание, задачи речи, микротемы. Анализ текстов-образцов; упр. в построении.

7.04

109, 110

Р/Р Контрольное сочинение. Портретный очерк

2

Урок развития речи

К/сочинение

8.04

9.04

111

Тематический диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля ЗУН учащихся

Диктант

14.04

112

Анализ тематического диктанта.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Индивидуальная отработка умений и навыков

14.04

113,

114

Обособленные обстоятельства и дополнения

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Повтор. и обобщ. свед. об обстоятельстве

15.04

16.04

115, 116,

117

Обособленные уточняющих членов предложения

3

Урок обобщения и закрепления знаний.

Повторить и обобщить сведения о дополнении

21.04

21.04

22.04

118,

119

Обобщающие уроки по теме «Обособленные члены предложения»

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Обобщение и систематиз. м-ла, изученного по теме «Обособление определений и приложений»

23.04

28.04

120

Повторение орфографии (правописание наречий)

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Закрепл. слитное, дефисное, раздельное написание наречий

28.04

121

Тематический диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля ЗУН учащихся

Диктант

29.04

122

Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Использ. предложений с обособленными членами предложения

30.04

123, 124

Р/Р Контрольное изложение. Портретный очерк

2

Урок развития речи

К/изложение 

о С. Рахманинове

5.05

5.05

125, 126,

127

Обобщение знаний по теме «Обособленные члены предложения»

3

Урок обобщения и закрепления знаний.

Систематизация материала, изученного по теме

6.05

7.05

12.05

128, 129

Прямая речь.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

2

Урок объяснения и закрепления нового материала

Уметь правильно оформлять прямую речь и диалога письме. Правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами

12.05

13.05

130

Косвенная речь.

Замена прямой речи косвенной

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Трансформация предложения с прямой речью в косвенную и наоборот

14.05

131

Цитаты и их обозначения

1

Урок объяснения и закрепления нового материала

Цитирование различных устных и письменных высказываний с соблюдением норм письменной и устной речи

19.05

132

Промежуточная аттестационная работа

1

Урок контроля ЗУН учащихся

К/д

19.05

133

Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Индивидуальная отработка умений и навыков

20.05

134,

135,

136

Повторение материала, изученного в 8 классе

3

Урок обобщения и закрепления знаний.

Повторение изученного

21.05

26.05

26.05

137- 140

Резервные уроки

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

Обобщение, повторение

27.05

28.05

*Примечание:

– 31.03.2014 (понедельник) – весенние каникулы – 2 часа (из резерва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Предмет: русский язык. УМК: Львова С.И. Класс: 6.

Рабочая программа разработана для предмета русского языка в 6 классе по учебнику Львовой С. И. на 204 часа ( 6 часов в неделю). Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литера...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа предмета «Русский язык» 1-4 классы

Полное наименование программы   Рабочая программа предмета «Русский язык» для 1-4 классовДата утверждения:  Принято педагогическим советом ОУ № 80 от 28.08.2015 г. Утверждено директором...

Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

В работе используется  предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.)  Данная программа конкре...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...