Урок русского языка в 5 классе с использованием ИКТ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Юлия Анатольевна

Конспект повторительно-обобщающего урока русского языка в 5 классе по теме : " Слитное и раздельное написание не с глаголами" с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

  Конспект повторительно-обобщающего урока

русского языка в 5 классе по теме « Слитное и раздельное  

       написание  не с глаголами» » с использованием ИКТ

                                                                  Выполнила:

                                                                  учитель русского языка и литературы

                                                                  МОУ СШ № 71 Красноармейского    

                                                                  района  г. Волгограда

                                                                  Кузнецова Юлия Анатольевна,

                                     

Волгоград

2015

Вид урока – повторительно-обобщающий.

Цель урока: систематизация и обобщение изученного материала.

( слайд № 1)

Планируемые результаты:

предметный: уметь правильно писать не с глаголами; знать глаголы, которые без не не употребляются.

метапредметный: уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения, развитие умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления,  овладеть умением анализировать текст, владеть разными видами чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, обобщать и делать выводы.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедиа презентация, использование электронных образовательных ресурсов – обучающая программа-тренажер «Фраза» по русскому языку.

                 

                                              Ход урока

Организационный момент.

Сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока.

Создание проблемной ситуации.

На доске написано: (слайд № 2)

 « Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сегодня надо нам сказать,

Как не с глаголами писать».

Обучающиеся сами формулируют цель и задачи урока (систематизация и обобщение изученного материала, закрепление знаний и умений по правописанию  не с глаголами).

Задание направлено на формирование регулятивных (целеполагание), коммуникативных (определение цели), познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)  универсальных учебных действий.

Проверка домашнего задания (дома обучающиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):

1) защита рисунков;

2) чтение придуманных сказок.

Чтение обучающейся сказки о глаголе, демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.

«Гордую и упрямую частицу Не  полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Однажды Не говорит: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может».

Подготовка к обобщению понятий, правил.

Обучающиеся делятся на три группы.

Задания для обучающихся группы «А»: (слайд №3)

Вспомните орфограмму написания не с глаголами; обратите внимание
на слова-исключения. Запишите ответы на карточках.

  • не ?  бывать
  • не ?  ходить
  • не ?  спать
  • не ?  писать
  • не ?  говорить
  • не ? навидеть
  • не ? годовать
  • не ? доумевать
  • не ? волить
  • не ? взлюбить

Задания для обучающихся группы «В»: (слайд №4)

Задание 1. Подберите однокоренные глаголы к данным существительным. Объясните лексическое значение глаголов.

Неволя - ?

Ненависть -?

Негодование -?

Недоумение - ?

Задание 2. Работая в паре, обучающиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. (слайд №5)

Недомогать

принуждать что-либо делать против желания

Ненавидеть

болеть

Неволить

испытывать ненависть

Недоумевать

испытывать возмущение, крайнее недовольство

Негодовать

сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело

Задания для обучающихся группы «С»: (Слайд № 6,7,8)

Задание 1. Распределите части пословиц по смыслу.

Слово не воробей:

не поедешь

Не будет хлеба-

вылетит – не поймаешь

Не смажешь колеса-

не будет и обеда

Не посеешь-

не вырубишь топором

Что написано пером,

урожай не соберешь

Хочешь есть калачи-

в лес не ходить

Волков бояться-

не сиди на печи

Задание 2. Ребята, перед вами отрывки из сказок. В одном из них есть глагол, который пишется с не слитно. Найдите и выделите его.

Буратино (не) годовал и возмущался, слушая рассказ папы Карло.

- Ну вот, еще чего (не) хватало!- сказала Алиса себе довольно строго. Нет уж, лучше (не) буду спрашивать.

« Кому нужны книжки без картинок…или хоть стишков, (не) понимаю!»- думала Алиса.

Задания направлены  на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (организация и планирование в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение) и познавательных (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.

Обобщение понятий и правил темы, и определение их роли в речи.

Обучающимся предлагается заполнить таблицу « Слитное и раздельное написание не с глаголами» примерами из упражнения № 613, определить место изученного языкового явления в речи.

1.Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет.

2.Где (не) было начала, (не) будет и конца.

3.Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех.

4.Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.

5.Дважды в год лета (не) бывает.

6.Дело лени (не) любит.

7. Без труда (не) проживешь.

8. Кто поздно встает, у того хлеба (не) достает.

              «Слитное и раздельное написание не с глаголами»

№ п/п

Глагол без не употребляется (пишется отдельно)        

Глагол без не не употребляется           (пишется слитно)

1

2

3

4

5

6

7

На этапе проверки обучающиеся доказывают правила выбора слитного и раздельного написания не с глаголами в форме связного монологического ответа, определяют место изученного языкового явления в речи.

Задания направлены  на формирование регулятивных (планирование  и организация деятельности), коммуникативных (владение монологической формой речи при выборе правила),   познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.

Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста (текст распечатан для каждого обучающегося).

Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (не) оставлял без ответа. Горький знал: (не) ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк.                                                                            А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не) бережешь время того, кому ты пишешь, (не) щадишь глаза читающего.                              ( По А.А. Дорохову)

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст изучающим чтением.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите его тему и основную мысль.
  4. Объясните выделение второй части в абзац.
  5. Укажите предложение, в котором выражено авторское отношение к написанному.
  6. Выпишите из предложений глаголы с частицей не.

На данном этапе урока проверяются умения учащихся находить изученное          языковое явление в тексте.

Задания направлены  на формирование регулятивных (составление плана и последовательности действий), коммуникативных (овладение средствами решения коммуникативных задач) и познавательных (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текста, переработка и структурирование информации, умение находить изученное языковое явление в тексте)   универсальных учебных действий.

Работа на закрепление изученного материала с использованием обучающей  программы – тренажёр «Фраза». Обучающиеся выполняют упражнения по написанию не с глаголами и проверяют свои знания. (слайд № 9)

Подведение итогов урока. ( Слайд № 10)

Учитель: Ребята, научились ли мы правильно писать частицу не с глаголами? Значимы ли те знания, которые мы приобрели в ходе урока?

Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.

Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что слитное и раздельное написание не с глаголами является важным языковым явлением в речи.

На этом этапе урока у обучающихся формируются регулятивные  (оценивание обучающимися своей деятельности), познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий) универсальные учебные действия.

Задание на дом.

Подготовиться к уроку развития речи, к написанию сочинения. Записать предложения на тему « Настоящий друг», используя глаголы с не, например: (не) бросит, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит.

                                         

                                              Литература

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений

 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.- М.: Просвещение, 2011.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.- М.: Дрофа, 2009.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

    Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....