Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (11 класс) на тему

Давыдова Анастасия Вячеславовна

Теория к заданиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a1-24_kommentariy.docx476.78 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОСИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБРНИЕ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

 ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО (Первый казачий университет)»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: комментарии к  заданиям

Учебное пособие по русскому языку

Москва 2015

УДК 373.1.08:372.8;373.1:371.8

БК 74.2 (мет.пред.уч.)(внеуч)

Под редакцией

Председателя Всероссийского педагогического собрания, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, д.э.н. профессора  Ивановой Валентины Николаевны

Рецензенты:

Рыжаков М.В.- академик РАО, д.п.н., профессор

Кальней В.А. – д.п.н., профессор

Автор составитель:  Давыдова А.В. – учитель русского языка

 

В данном сборнике предложены комментарии к заданиям для подготовки учащихся 11-х классов к ЕЭГ

Москва 2015

1.

В каких из приведенных предложений (не)верно передана ГЛАВНАЯ информация?

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ предлагаемый текст.

2.

Какое их приведенных ниже слов( сочетаний слов) должен стоять на месте пропуска …. в предложении текста?

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ предлагаемый текст.

3.

В данном задании предлагается статья из толкового словаря. ВАША ЗАДАЧА ОПРЕДЕЛИТЬ в каком  значение употреблено предлагаемое слово.

4

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Говори правильно

А

агЕнт, алкогОль, алфавИт, анАтом, анАлог, анонИм, апартамЕнты, апострОф, арАхис, арбУз, аргумЕнт, арЕст, аристокрАтия, асимметрИя, астронОм, атлАс (ткань), атлЕт, Атлас (геогр.), из аэропОрта, Августовский, апокАлипсис, афЕра,

Б

балОванный, баловАть, бАнты, бАрмен, бЕздарь, безУдержный, бензоровОд, берЁста, благОе (дело), блокИровать, бомбандировАть, боЯзнь, бУнгало, без Умолку, бесОвщина, брОня (закрепление чего-либо за кем-либо), бронЯ (защитная облицовка из стали), братАние, бытиЕ, блАговест, бОчковое, бряцАние

В

вЕрба, вЕрование, взялА, взЯто, включИт, воспринялА, вперИть, временщИк, втрИдорога, ветрянАя (мельница), вероисповЕдание

Г

газирОванный, газопровОд, глашАтай, гналА, гофрирОванный, гравЁр, граждАнство, гУсеничный, гастронОмия, гЕнезис

Д

давнИшний, далА, двоЮродный, дефИс, деЯние, джЕнтельмен, дзюдО, диАгноз, диалОг, диспансЕр, добЫча, дОверху, дОгмат, догналА, договОр, договОры, дозвонИшься, докумЕнты, дОллар, дОсуха, доцЕнт, дОчернА, дралАсь, дрЕвко, дремОта, дрофА, досУг, духовнИк

Е

еретИк,

Ж

жалюзИ, ждалА, жилОсь,

З

завИдно, завилА, заворожИть, завсегдАтай, зАгнутый, зАговор, заЁм, закУпорить, зАмкнутый, занЯть, заперлАсь, запломбирОванный, зАсуха, защЁлкать, звалА. звонИт, звОнница, зеркАл, зубчАтый, зимОвщик, знАмение

И

избалОванный, избаловАть, избрАнник, Издавна, изрАильский, Иконопись, ИнАче, индУстрия, инструмЕнт, ирИс (конф), Ирис (растение, нитки), Искоса, Искра, Исподволь, исчЕрпать, иерОглиф, исконИ

К

кАмбала, каталОг, каучУк, квартАл, квартАльный, кедрОвый, кий – киИ – киЁв, киломЕтр, клялАсь, коклЮш, кОлледж, кОмпас, корЫсть, костюмирОванный, красИвее, кремЕнь, крОви, кулинАрия, кУхонный, крУжево, кружевА, квартАл (часть города, четверть года), кинематогрАфия. колОсс

Л

лассО, ломОта, ломОть, лубОчный, лыжнЯ,

М

мальчикОвый, маркирОвать, мастерскИ, мАстерский, медикамЕнты, мЕльком, мизЕрный, мусоропровОд, мЫшлЕние, мытАрства, мАркетинг, мессИя

Н

нАбок, нАвзничь, надОлго, назвалАсь, нАискось, намЕрение, наОтмашь, начАв, нАчат, начатА, нАчал, началАсь, нЕ был, нЕ были, не былА, некролОг, нЕнависть, нефтепровОд, новорождЁнный, нормировАть, нЕнецкий

О

обеспЕчение, обетовАнная, обнялА, ободрИть, ободрЁнный, обострЁнный, оболжИт, ожилА, оперИться, оптОвый, освЕдомить, отдЕлит, откУпорить, отнялА, Отроду, отчАсти, оценЁнный, Отзыв (на рукопись), отзЫв (депутата)

П

 пАмятуя, паралИч, партЕр, пАсквиль, переведенЫ, перенесЁнный, повторИм, пОгнутый, подбодрИть, подкрАлась, подметЁнный, поднесЁнный, поднялА, подОгнутый, подОлгу, подорвалАсь, подрОстковый, пОнял, понялА, понЯть, пОрты (морские), посОленный, поутрУ, предложИть, предпрИнял, премирОванный, премировАть, прервалА, престИж, прибралА, прибЫвший, прИбыл, привезЁнный, приговОр, придАное, принесЁнный, принУдить, принЯвший, принялАсь, прИняли, приободрИть, приподнялА, припорошИт, приручИт, прислАла, произведенО, произнесЕн, произнесЁнный, простынЯ, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, путепровОд, пИхта, платО, пО трое, пИхта, предвосхИтить

Р

разминУться, разОгнутый, разОмкнутый, рАкурс, ракУшки, раскУпорить, рвалАсь, ревЕнь (ревенЁм), револьвЕр, ремЕнь, ретировАться, руднИк, ржАвЕть

С

 салютовАть, сантимЕтр, свЁкла, свекОльный, свеклИт, сдалИсь, сирОты, слИвовый, слУчай, снАдобье, соболЕзнование, сОвестливый, сОгнутый, созЫв, сосредотОчение, спалА, срЕдства, стАтуя, стеногрАфия, столЯр, сформирОвать, сцЕпленный, счастлИвый, санитАрия

Т

табУ, тамОжня, танцОвщик(ца), теплопровОд, тиранИя, толИка, тОрты, тОтчас, тошнотА,

У

убралАсь, убыстрИть, увЕдомить, углубИть, углублЁнный, украИнка, украИнский, умЕрший, упрОчение, усугУбить, уценЁнный, учащЁнный,

Ф

факсИмиле, фарфОр, феЕрия, фенОмен, фольгА, формировАть,

Х

хвОя, ходАтайство, хозЯева, христианИн,

Ц

цемЕнт, цЕнтнер, цитадЕль, цыгАн,

Ч

чЕрпать,

Ш, Щ

шассИ, шевЕлишь, шофЁр, щавЕль, щекОтка,

Э

экзальтирОванный, Экскурс, экспЕрт, электропрОвод (шнур), электропровОд, эпИграф, эпилОг,

Ю

юрОдивый,

Я

языковОй (речь), языкОвый (язык – орган)

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенномуслову пароним. Запишите подобранное слово.

Выполняя данный тип задания, необходимо помнить о таком лексическом явлении, как ПАРОНИМЫ.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию (но не одинаковые!), но различные по значению.

виноградный – виноградорский

лебединый – лебяжий

частный – частичный 

Среди паронимов значительное место занимают имена существительные:

* абонемент — абонент;
* орудие — оружие;
* жар — жара;
* гарант — гарантия.

Есть и прилагательные:

* горячий — горячительный;
* дефектный — дефективный;
* жестокий — жёсткий.
* скрытый (о вещи) - скрытный (о человеке)
* эффектный - эффективный

А также наречия:

* жёстко — жестоко;
* сыто — сытно;
* безответно — безответственно.

Паронимы могут быть однокоренными:

* одеть — надеть;
* человеческий — человечный;
* оплатить — уплатить — заплатить.

Глаголами:

* приспать-поспать-переспать;
* уснуть-приснуть.
* Пошлите (неправильное употребление глагола идёмте) - пошлите (послать) - пошлите (от пошлить)

Или совершенно неродственными:

* биология — бриология;
* бульон — брульон (черновик) ;
* компот — комплот (заговор) — компост;
* фактура — фрактура;
* Сара Бернар - сенбернар;
* серпентарий (иногда - как серпернарий) ;
* консерватория - консервация;
* Барби - барбекю.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Анализ типичных ошибок, допущенных в ЕГЭ, показывает, что наибольшее затруднение вызывают задания, связанные со знанием грамматических норм русского языка, особенности числительных, существительных, прилагательных, местоимений, глаголов. Разберём всё подробнее.

Числительное

Собирательные числительные (двое, трое, четверо) употребляются только в следующих случаях:

  • С существительными, обозначающими лиц мужского пола:

трое братьев.

  • Числительное оба употребляется только с Им. Сущ. мужского рода: оба брата.
  • Числительное обе употребляется только с ИС женского рода: обе сестры.

  • У сложных числительных при склонении изменяются все (!) части: семьюдесятью. 
  • У составных числительных изменяется каждое слово: двум тысячам пятидесяти трём.

Числительные полтора/полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, в остальных падежах – форму полутора/полутораста.

Со словом сутки: двое, трое, четверо суток; НО пять, шесть, семь суток.

Склонение количественных числительных характеризуется многообразием форм и типов.

1.   Числительное   один   склоняется   как   местоимение  этот.

 

Мужской род

Средний род

Женский

род

Множественное число

и.

Один (дом)

Одно (окно)

Одна (книга)

Одни (ножницы)

р.

Одного (дома)

Одного (окна)

Одной (книги)

Одних (ножниц)

д.

Одному (дому)

Одному (окну)

Одной (книге)

Одним (ножницам)

в.

Один (дом) Одного (брата)

Одно (окно)

Одну (книгу)

Одни (ножницы) Одних (братьев)

т.

Одним (домом)

Одним ' (окном)

Одной (книгой)

Одними (ножницами)

п.

(Об)одном (доме)

(Об) одном (окне)

(Об) одной (книге)

(Об) одних (ножницах)

2.  Числительные два,   три,   четыре образуют особое склонение.

и.

Два, три, четыре (дома)

р.

Двух, трёх, четырёх (домов)

д.

Двум, трём, четырём (домам)

в.

Два, три, четыре (дома) Двух, трёх, четырёх (братьев)

т.

Двумя, тремя, четырьмя (домами)

п.

(0) двух, трёх, четырёх (домах)

3. Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать склоняются, как существительные третьего склонения типа дверь, ночь.

и.

Семь, пятнадцать, тридцать (домов)

р.

Семи, пятнадцати, тридцати (домов)

д.

Семи, пятнадцати, тридцати (домам)

в.

Семь, пятнадцать, тридцать (домов)

т.

Семью, пятнадцатью, тридцатью (домами)

п.

(0) семи, пятнадцати, тридцати (домах)

4. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто, в остальных падежах — сорока, девяноста, ста.

и.

Сорок, девяносто, сто (домов)

р.

Сорока, девяноста, ста (домов)

д.

Сорока, девяноста, ста (домам)

в.

Сорок, девяносто, сто (домов)

т.

Сорока, девяноста, ста (домами)

п.

(0) сорока, девяноста, ста (домах)

5. У сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти при склонении изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения.

и.

Пятьдесят, семьдесят (домов)

р.

Пятидесяти, семидесяти (домов)

д.

Пятидесяти, семидесяти (домам)

в.

Пятьдесят, семьдесят (домов)

т.

Пятьюдесятью, семьюдесятью (домами)

п.

(О) пятидесяти, семидесяти (домах)

6. У сложных числительных от двухсот до девятисот при склонении также изменяются обе части, причём первая часть изменяется как соответствующее простое числительное, а вторая часть — как существительное во множественном числе.

И.

Двести, четыреста, девятьсот (книг)

р.

Двухсот, четырёхсот, девятисот (книг)

д.

Двумстам, четырёмстам, девятистам (книгам)

в.

Двести, четыреста, девятьсот (книг)

т.

Двумястами, четырьмястами, девятьюстами (книгами)

п.

(0) двухстах, четырёхстах, девятистах (книгах)

7.  Числительное тысяча изменяется как существительное I склонения, миллион, миллиард — как существительные II склонения.

Ср.: тысяча туча, тысячи тучи, тысяче туче и т. д.; миллион — поклон , миллиона поклона и т. д.

8.   При склонении составных числительных изменяется каждое слово.

и.

Две тысячи пятьсот семьдесят три (книги)

р.

Двух тысяч пятисот семидесяти трёх (книг)

д.

Двум тысячам пятистам семидесяти трём (книгам)

в.

Две тысячи пятьсот семьдесят три (книги)

т.

Двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью тремя (книгами)

п.

(0) двух тысячах пятистах семидесяти трёх (книгах)

Прилагательное

Им. Прил. имеет две степени сравнения

нейтральная

сравнительная

Превосходная

простая

составная

простая

Составная

красивый

красивее

более  красивый

красивейший

самый красивый

менее красивый

наиболее красивый

наименее красивый

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО смешивать степени сравнения. Грубой ошибкой будет: самый красивейший.

Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой), форму (круглый), цвет (синий), физические характеристики (холодный), а также склонность предмета к совершению действия (болтливый).

Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный), действию (читальный) или другому признаку (вчерашний). Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н- (лес-н-ой), -ов- (еж-ов-ый), -ин- (топол-ин-ый), -ск- (склад-ск-ой), -л- (бег-л-ый).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин- (мам-ин), -ов- (отц-ов), -ий- (лис-ий). Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий).

Глагол

1.  Запомни образование некоторых повелительных форм глагола:

инфинитив

ед.ч.

мн.ч.

глядеть

гляди

Глядите

ехать

поезжай

поезжайте

лазать

лазь

лазьте

лезть

Лезь (полезай)

Лезьте (полезайте)

лечь

Ляг

лягте

трогать

трогай

трогайте

2.  в форме мн.ч. повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс –ся!

Местоимение

Притяжательные местоимения его, её, их имеют только данную форму! 


        Разряды местоимений


       
Местоимения разделяют на группы по разрядам:

  • личные местоимения: «я», «ты», «он» и другие – обозначают участников акта речи или указывают на лица и предметы, о которых упоминалось раньше;
  • возвратное местоимение: «себя» - указывает на лицо объекта или адресата, которое отождествляется с действующим лицом;
  • притяжательные местоимения: «мой», «твой», «ее» и другие - указывают на принадлежность говорящему, или собеседнику, или другому лицу;
  • указательные местоимения: «этот», «тот», «столько» и другие - выполняют идентифицирующую функцию относительно ранее употребляемых лиц или предметов;
  • определительные местоимения: «сам», «самый», «весь», «любой», «всякий», «иной», «другой», «каждый» - обладают индивидуальными значениями, указывают на полноту охвата предмета, лица, признака («весь»); на уточнение («сам», «самый»); на свободу выбора признаков, характеристик из некоторой совокупности («любой», «всякий»); на нетождественность тому, о чем говорилось ранее («иной», «другой»);
  • вопросительно-относительные: «кто», «что», «какой», «который» и другие – участвуют в вопросах о лицах, признаках, предметах, количествах или являются средствами связи в сложноподчиненном предложении;
  • отрицательные местоимения: «никто», «ничто», «некого» и другие – указывает на отсутствие лиц, предметов, признаков или на отрицательную их характеристику;
  • неопределенные местоимения: «кое-кто», «что-нибудь» и другие – указывает на неопределенные лица и предметы или на намеренно скрываемые.


   

Имя существительное

Образование форм ИС вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо определённых правил для запоминания написания окончаний ИС в И.п. и Р.п.: директор – директора, бухгалтер – бухгалтеры; ружьё – ружей, мандарины - мандаринов.

 Запомни!

1.      ИС, обозначающие названия овощей и фруктов, в основном в Р.п. имеют окончания –ов: томатов, абрикосов, помидоров, баклажанов. НО: яблок!

- гектаров, граммов, килограммов,

- рельсов, верховьев, кеглей, устьев, джинсов, консервов, брелоков, бюллетеней, яслей,

(НО, солдат, партизан, валенок, вафель,  грабель, макарон, полотенец)

2.      ИС, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание: армян, осетин. НО:

монголов, якутов, таджиков и некоторые др.

3.      ИС, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание: ботинок, шорт, чулок.  НО: носков, гольфов, клипсов.

4.      ИС ж.р. на –ня в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание: пустынь, басен.

5.      В некоторых случаях окончания ИС в И.п. ед.ч. служат для разграничения лексического значения слов: политические лагери – туристические лагеря.

6.      Тюль, рельс, шампунь, рояль, кед, табель – м.р. НО табель о рангах – ж.р. (устаревшая форма).

7.      Плацкарта (!), тУфля, тапка, манжета – ж.р.

7

Установите соответствие между предложениями  и допущенными  в них ошибками.

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу».

Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

Все, те — местоимения множественного числа. Вы помните? Если да, то вам только останется правильно соединить подлежащие и сказуемые. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Это названия в кавычках. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут…  Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами

Идёт речь об объединении двух глаголов одним общим дополнением. Делать это надо очень аккуратно. Потому что одним глаголам требуется после себя дополнение в винительном, другим — в творительном падеже. Объединять мы можем только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. «Он обратился и получил помощь от ведьмака«. Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их варварски объединили. Так делать нельзя.

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Нужно вспомнить, что такое деепричастие. В русском языке это часть речи (или форма глагола), которая показывает добавочное действие. Например, вот вы совершаете одно действие, скажем, идёте в школу. Это ваше главное действие, ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?

Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия с помощью суффиксов -я (а)- или -в-.

И теперь переходим к главному. Кто совершает оба действия: основное и добавочное?

Вы. То есть, один и тот же человек.

Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное действие?

Вывод: подлежащее будет выполнять и ДОБАВОЧНОЕ действие. Если его выполняет не подлежащее, значит, там ошибка. Например: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она выполняет действие «началась». Но судя по деепричастию, она же и выполняет действие «говорить». Дискуссия говорить не может — вот и ошибка с деепричастным оборотом.

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот. Он зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос. «Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов». Кто стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы, конечно. Слово нашли. Зададим от него правильный вопрос. Повстанцев как ИХ? Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была ошибка. Правильно сказать «повстанцев, стремящихся».

Здесь обратите внимание на цельные словосочетания числительных и существительных. «Один из гостей». Причастие может относиться к слову «один» и будет ед.числа, или причастие отнесут к слову «гостей», и оно станет множ.числа. То есть, можно сказать и «один из гостей, пришедших» и «один из гостей, пришедший». Всё от смысла предложения зависит.

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью

В косвенной речи основные ошибки связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения. «Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» здесь неуместно, надо «его».

8) Ошибка в построении сложного предложения.

Обычно речь идёт о присоединении придаточных к главному. Придаточные присоединяются к главному одним союзом. Придаточное не может соединяться союзом И с однородным членом. Поясню: «Геральд рассказывал о прошлом и когда он был ещё юным ведьмаком». Придаточное с союзом «когда» соединено союзом И с дополнением «о прошлом». Всё равно, что поставить знак равенства между целым и частью.

9) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида совмещались корректно. Допустим, «Цири обучалась искусству ведьмаков, а потом уехала из Каэр Морхена» — так совмещать можно: действие продолжительное («обучалась») закончилось, потому что его оборвало законченное («уехала»). А вот так нельзя: «Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное.

8

Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня,

проверяемая ударением. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Правила написания безударных гласных в корне.

Безударная гласная в корне в русском языке бывает трёх типов:

        Проверяемая (ставим под ударение): спИлить – пИлит.

        Непроверяемая: как правило, заимствованные слова. Правописание проверяем по словарю: экспЕрИмент

        Чередующаяся. Необходимо помнить корни с чередующимися гласными и правила их написания: кАсаться – кОснулся (написание зависит от суффикса -А).

Чередование в корне гласных А и О

корни

примеры

    правило

лаг-/лож-

предлАгать - предлОжить

 если в корне Г - то пишем А; если Ж - то О

гар-/гор

загАр - загОрать

под ударением - А, без ударения - О

зар-/зор-

зАря - зОрька

 под ударением - О, без ударения - А

кас-/кос-

кАсаться - кОснуться

 после корня суффикс А - пишем А

скак-/скоч

скАкать - вскОчить

 если в корне К - то А; если Ч - О (искл. скачок, скачу)

твар-/твор-

твОрец - твАрь

 под ударением - А; без ударения - О (искл. утварь)

плав-/плов-

плАвник- плАвать

под ударением и без ударения - А (искл. пловец, пловчиха)

мак-/мок

мОчить - обмАкнуть

"мокнуть", "мочить" - О; "обмакнуть во что-то" - А

равн-

"равный", "одинаковый"

ровн-

"ровный", "гладкий"

срАвнение, урАвнение, рАвномерный

вырОвнять, подрОвнять, разрОвнять 

(исключения: урОвень, рОвесник, порОвну)

исключения:рАвнина, (держать) рАвнение, порАвняться (с кем-либо)

 

раст-/ращ-

рос-

рАстение, вырАщенный

рОсли, зарОсли, порОсль

исключения: рОсток, рОстовщик, РОстов, РОстислав, подрОстковый

исключение: отрАсль

Чередование в корне гласных Е и И

корни

примеры

правило

бер-/бир

собЕру - собИрать

в корне пишется И, если после корня следует суффикс А, в остальных случаях - Е.

дер-/дир-

задЕру - сдИрать

пер-/пир-

запЕр - запИрать

мер-/мир-

замЕр - замИрать

тер-/тир-

вытЕр - вытИрать

блест-/блист

блЕстеть - блИстать

чет-/чит-

почЕт - почИтать

счет-/счит-

расчЕт - рассчИтать

Чередование в корне гласных А(Я) - ИМ (ИН)

корни

примеры

опорный факт

ня-/ним

внЯтно - внИмать

в корне пишется И, если после корня следует суффикс А, в остальных случаях - Я (после шипящих - А).

мя-/мин-

памЯть - помИнать

ча-/чин-

начАть - начИнать

жа-/жин-

пожАть - пожИнать

жа-/жим-

пожАть - пожИмать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ПРИСТАВКА

ПОМНИ, что приставка С- - приставка 1 группы. она пишется одинаково, независимо от произношения!

Сделать, сбежать. Но: здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) и все производные данных слов: здешний, здоровье.

ПРЕ-

(предельность действия)

ПРИ-

1.   высшая степень

премудрый

1.    приближение

приехать

2.   "пере-", "через"

преграда

2.  присоединение

приклеить

3. "около чего-либо"

пришкольный

4. неполнота признака

пригорел

ЗАПОМНИ!

        преамбула

        превалировать

        презумпция

        президиум

        прелюдия

        премьера

        препарат

        претензия

        престиж

        претендовать

        президент

        прецедент

        префект

        привилегия

        приватизация

        примитивный

        примат

        принцесса

        приоритет

        принципиальный

примадонна

        предел (граница)

        претерпеть (перетерпеть)

        предать (изменить)

        пребывать (находиться)

        преклоняться (относиться с уважением)

        преступный (переступить)

         преступить (нарушать)

        предание  (передать)

        претворить (воплотить)

        преходящий  (временный)

         презирать (ненавидеть)

        преемник (ученик)

        преподать (научить)

        придел (постройки)

        притерпеться (к неудобствам)

        придать (сходство чему-то)

        прибывать (на место)

        приклонять (голову)

        неприступное (место)

        приступить (начать)

        приданое (богатое)

        притворить (призакрыть)

        приходящая  (тот, кто приходит)

        призирать (заботиться)

        приёмник (радио, пункт)

        припадать (прихрамывать)

  • Если слово без приставки начиналось с И, то после присоединения приставки на согласный эта гласная меняется на Ы: июльский – предЫюльский.

Сохраняется И

межинститутский, трёхимпульсный, контригра

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е (и).

И/Е в суффиксах прилагательных ЧИВ, ЛИВ, ЕВ

И

Е

-чив-, -лив-

дождь - дожд-лив-ый
обида - обид-чив-ый

-ев-

клей - кле-ев-ой
гланец - гляны-ев-ый

Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (ива-)

-ова- (-ева-),
если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. -ую (-юю)

-ыва- (-ива-),
если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. -ываю (-иваю)

(я) беседую (1 л. ед.ч. н.в.) - беседовать - беседовал;
(я )потчую (1 л. ед.ч. н.в.) - потчевать - потчевал;
(я) воюю (1 л. ед.ч. н.в.) - воевать - воевал;

я настаиваю (1 л. ед.ч. н.в.) - настаивать - настаивал:
я разглядываю (1 л. ед.ч. н.в.) - разглядывать - разглядывал;
я опаздываю (1 л. ед.ч. н.в.) - опаздывать - опаздывал.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И (Е).

  1. Выбор гласных в безударных окончаниях глаголов.

Личные окончания глаголов

В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени 

  • в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешьимеетимеемимеетеимеют
  • в окончаниях глаголов 2-го спряжения – и, а (я):  смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят

Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола!

Вспомни:

  1. Ко 2-му спряжению относятся глаголы:
  • с суффиксом  в основе неопределённой формы: любить 
    Исключение: 
    Брить, стелить – глаголы 1-го  спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелитьзастелитьперестелить и другие.
  • 7 глаголов-исключений с суффиксом -е в основе неопределённой формы. 
    Запомни их: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть  и  их производные,
    например:  
    посмотретьосмотретьвысмотретьдосмотретьнасмотретьсязасмотреться и другие.
  • 4 глагола с суффиксом -а.

Запомни их: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнатьдогнатьвыгнатьизгнать и другие.

Местоимение

Лицо и число

Возможные окончания I спряжение

Возможные окончания II спряжение,

я

1 лицо ед. число

-у, -ю

-у, -ю

ты

2 лицо ед. число

-ешь

-ишь

он, она, оно

3 лицо ед. число

-ет

-ит

мы

1 лицо мн. число

-ем

-им

вы

2 лицо мн. число

-ете

-ите

они

3 лицо мн. число

-ут, -ют

-ат, -ят

Внимание:

 Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. 

 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени.

Суффиксы причастий настоящего времени

1. Суффиксы  -ущ(-ющ),- ащ(-ящ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий  

Определи спряжение глагола. 

В причастиях, образованных

  • от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающийчитающий.
  • от глаголов 2-го спряжения —  -ащ (-ящ)любящий, видящий  

Обрати внимание:
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

 знает, знают –  1-е спряжение, основа зна+ суффикс -ющ  →знающий, 
любит, любят – 2-е спряжение, основа люб суффикс -ящ →любящий.

 

 2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый

 Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных от глаголов

  • 1-го спряжения, пиши  суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,
  • 2-го спряжения — -им: любимый, видимый

Обрати внимание:
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

 поднимает, поднимают —  1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый,
любит, любят — 2-е спряжение, основа люб + суффикс --им → любимый. 

 

3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени

1. Гласные перед суффиксами  -вш, -ш  в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола. 

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: видевший←видеть,  слышавший←слышать.

 

 2. Различение гласных суффикса глагольной основы  -а (я) перед суффиксом -нн  и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов 

  • с суффиксом -а- -я-,  перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я): потерянный ← потерять
  • с суффиксами -и- или -е-в суффиксе -енн- пиши букву е: наполненный ← наполнить.

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО (раздельно). Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как возможна перестановка слов: не иной кто, как; не иное что, как. Например: Это был не иной кто, как ваш врач. — Это был не кто иной, как ваш врач; Слова брата были не что иное, как обыкновенная, нелепая болтовня. — Слова брата были не иное что, какобыкновенная, нелепая болтовня. Сочетания никто иной, ничто иное не допускают подобной перестановки.  

  1. Слитное и раздельное написание не

НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО

НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО

 1)Со словами любой части речи, если слово без не не  употребляется.

 2)С существ., прилагат. и наречиями на  –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.

 3)С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.

 4)С отрицат. и неопред. местоимениями

(при отсутствии предлога) и наречиями.

 

 1)Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

 2)С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.

 3)С полными причастиями, имеющими зависимые слова.

4)С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога.

 5)В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. Пишутся раздельно предлоги:  

                в виде,   в течение,   в продолжение, в заключение,  

                в завершение,     в отличие от,   в сравнении с,  

                в связи с,   по окончании,   по прибытии.  

      Предлоги       вследствие,     наподобие,     в течение,     в продолжение,  

в отличие от,     в заключение,     в завершение имеют на конце -е.    

      Предлоги в сравнении с, на протяжении, по прибытии,  

по окончании – -и.    

        Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.  

        Сочетания с предлогами в течение, в продолжение, в заключение всегдаимеют значение времени.  

  1. Производные союзы и наречия, похожие на местоимения, будем учиться отличать отместоимений с предлогами и частицами. Основные примеры: зато, тоже, также, чтобы, потому, поэтому, затем.

Тоже, также, чтобы: просто убираем частицу ЖЕ или БЫ. Они ж частицы, вообще предложению не нужны. Убираем или перемещаем. Получается — пишем раздельно.

Для других поступаем так:  если то, тот, этот пишутся раздельно, они местоимения. А местоимения идут вместо имени. Вот и пробуем вместо них вставить любое имя (прилагетльное или существительное).

Есть другой способ: замена союза на союз. Тоже и также всегда меняются на «и». Зато — на «но». Около «потому» обычно идёт «что».

3) Запомните слова, которые пишутся через дефис. Это обычно наречия.

- приставка КОЕ- или суффиксы -ТО-, -ЛИБО-, -НИБУДЬ-;

- приставка ПО- и суффикс -ЕМУ-/-ОМУ-, -И-;

- во-первых, во-вторых, в-третьих…

- повтор или почти повтор основ (кроме бок о бок).

 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Правила выбора -Н- или -НН- в суффиксах разных частей речи

Для этого необходимо знать учитывать некоторые факторы:

                         

                                      НН                                                                    Н

  1. на стыке двух морфем (корня и                             1) в суффиксах  -ан-,  -ян-

суффикса, суффикса и суффикса)                           (в значении «сделанный

туманный,  старинный ;                                               из чего-либо)

  1. в суффиксах  -енн- , -онн-                                         серебряный, песчаный;

революционный, соломенный                           искл. оловянный,

исключение ветреный, но                                     деревянный, стеклянный;

безветренный (по правилу);                                2) в суффиксе -ин- гостиная.

    Необходимо запомнить прилагательные, в которых пишется только Н:

пряный, рдяный, свиной, синий, зеленый, румяный, дельфиний, юный (юннат – юный натуралист).

ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

В суффиксах отглаг. прил. и  причастий пишется НН, если есть:

  1. приставка, кроме НЕ- (нагруженная баржа);
  2. суффиксы –ова-, -ева-, -ирова- (газированная вода);
  3. зависимые слова (груженная кирпичом);
  4. образованы от глагола совершенного вида (лишенный), кроме слова раненый, которое является искл., т.к. образовано от двувидового глагола ранить (что делать? что сделать?), но в остальных случаях подчиняется правилу (раненный легко, израненный).

В краткой форме причастий пишется только одна Н ( погруженная баржа – баржа погружена ). В краткой форме отглагольных прилаг. пишется столько Н, сколько было в полной: общественность взволнована – игра актера взволнованна, фавориты возвышены –идеалы возвышенны, волосы запутаны – сюжеты запутанны, избалованы судьбой – дети капризны и избалованны, выводы не обоснованы – требования произвольны и необоснованны.

Запомнить: масленый (прич,) масленица, масленый блин, масленые руки, масленые глазки; масляные краски, масляная живопись, масляное пятно.

4.  Список  прилагательных  (исключения):

*  купленный

* брошенный

* решённый

* данный

* лишённый

* обещанный

* обиженный

*обязанный

* деланный

* венчанный

*мыловаренный

*                      калеченный

* рождённый

* медленный

* священный

* считанный

*обыкновенный

* нечаянный

* невиданный

*неслыханный

* негаданный

* казнённый

* ставленник

*               бесприданница

*мгновенный

*первозданный

*нетленный

*блаженный

*священник

*смиренный

*желанный

* нежданный

* обетованный

* пленённый

*                умалишённый

*доморощенный

* надменный

*чеканный

*проникновенный

*балованный

*ворованный

*рискованный

*дарованный

*данник

*жеманный

*данность

15

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Простое и сложное предложение с союзом И

Запятая ставится:

        и О, и О, и О (или О, или О, или О): В его словах было и восхищение, и благодарность, и любовь.

        При союзах так, как и; не только, но и: Он был не только красив, но и благороден.

Запятая не ставится:

О и О - при одиночном союзе И, соединяющем однородные члены предложения: Стыдом и страхом замираю.

О и О, О и О – при наличии двух рядов однородных членов предложения: Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.

ССП – это сложное предложение, состоящие из РАВНОПРАВНЫХ по смыслу простых предложений, соединённых сочинительными союзами. (Небо потемнело и ветер усилился.)

Простые предложения в составе ССП разделяются запятой,

кроме следующих случаев:

        когда в начале ССП стоит общий второстепенный член предложения. (Перед бурей небо потемнело и ветер усилился)

        когда оба предложения имеют общее придаточное предложение (Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда мы подъехали к дому)

 

16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обособление определений

Обособление приложений

Обособление обстоятельств

Обособление уточняющих членов предложения

1. Все виды определений, стоящие после существительного

* Туча, облегавшая полнеба, постепенно рассеялась.

* Эта мысль, простая и ясная, не давала покоя.

* Дальше начинался город, с высокими домами, лавками, складами.  (Обособление зависит от интонации)

2. До и после личного местоимения.

* Взволнованный, он говорил долго.

* Она, всё ещё взволнованная, говорила и говорила. 

3.  Причастный оборот с добавочным обстоятельственным значением перед существительным (вопрос возможен и от глагола)

Раненный в плечо, солдат не мог поднять руку. (Почему?)

4.  Определение и существительное разделены членами предложения.

Овеянные оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.

1. Распространённые приложения – нарицательные существительные с зависимыми словами до и после определяемого существительн.

* Он пришёл с сыном, десятилетним мальчиком, на выставку.

* Спутница наша, удача  нас не покинет.

2. Одиночное приложение после нарицательного и собственного имени. Может быть - тире.

* Я подружился с Гайдаром, удивительным человеком, прошедшим суровую школу жизни.

* Мой хозяин, доктор, всегда был занят каким-либо делом.

* Я шёл по улице с приятелем – замечательным художником.

3. Любое приложение до и после личного местоимения.

* Участник форума, он успешно выступил с докладом.

4. Приложения со словами: по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как (в значении причины).

* Верный слуга, по имени Иван, спас его. * Петру, как отличнику, вручили медаль.

1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие  до или после глагола.

* Поток стремился навстречу морю, гремя камнями.

* Журча, ещё бежит за мельницу ручей.

*Волны несутся, гремя и сверкая.

* плащ Запахнув  и фуражку крепче надвинув, он закрыл глаза.

2. Обстоятельство с предлогом несмотря на:

* В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

3. С целью усиления обстоятельства с предлогами: благодаря, согласно, вопреки, по причине, в случае, ввиду, вследствие:

* Командир, по случаю награждения, созвал подчинённых.

* Вопреки плохой погоде, мы продолжили путь.

1. Обстоятельства места и времени (вопросы: где именно? когда именно?)

* Слева, у плотины, стучали топоры.

* Завтра, в полдень, состоится собрание.

2. Могут быть обособлены другие члены предложения: определения, обстоятельство образа действия, дополнения, подлежащее и сказуемое:

* Коричневый, почти красный, цвет почвы удивлял.

* Она взглянула озорно, по-девичьи.

* Я привязался к семейству, даже к старому поручику.

* Проснулся другой мальчик, Гаврик.

* Она была очень молода, не старше двадцати лет.

3. Дополнения с предлогами: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая.

* Все, за исключением командира, почувствовали облегчение.

* Кроме школьников, в вечере

участвовали родители.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Значение

Вводные слова

Примеры

Уверенность

Конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, несомненно, действительно, в самом деле

Зима, конечно,будет снежная.

Неуверенность

Кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому, наверное, пожалуй, не правда ли

Зима, вероятно,будет снежная

Различные чувства:

Радость

К счастью, к радости, на радость, на счастье

Зима, к счастью,будет снежная

Удивление

К удивлению, к изумлению, удивительное дело, странное дело

Зима, на изумление, была снежная

Сожаление

К несчастью, по несчастью, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению,

Зима, к сожалению, будет снежная

Страх

К ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час,

Зима, на беду,была снежная

Стыд

К стыду, нечего греха таить

К своему стыду,мы оказались не готовы к снежной зиме.

Источник высказывания

По словам, по мнению, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, (как) говорят, сообщают, передают, по сведениям, по слухам, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол и др.

По сообщению синоптиков, зима будет снежная

Порядок явлений (мыслей) и связь между ними

Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например, наоборот, напротив, кстати, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.

Во-первых, всю осень шли дожди.Во-вторых, зима была снежная.Значит, на полях будет много влаги.

Оценка стиля высказывания, способ выражения мысли

Другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится, коротко говоря, попросту говоря, иначе говоря, одним словом, иными словами, лучше сказать и др.

Зима, прямо скажем, была снежная

Призыв к собеседнику с целью привлечь внимание к сообщению, внушить определённое отношение к мыслям, фактам

Видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, пожалуйста, заметьте себе, сделайте милость  и др.

Заметьте, зима была снежная

Оценка меры того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличения

Зима, без преувеличения,была снежная

Степень обычности

Бывает, случается, бывало, по обыкновению, по обычаю

Зима, по обыкновению,была снежная

Подчёркивающие экспрессивность (эмоциональность) высказывания

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря

Зима, надо признаться, будет снежная.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Постановка знаков препинания при придаточной определительной конструкции в СПП.

,

Запятая ставится перед  словами(словом) , находящимися пере союзным словом КОТОРЫЙ ( его формы) , также  в конце придаточного и перед  началом следующего придаточного.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Сложное предложение с несколькими придаточными

Кроме перечисленных выше правил, данное задание проверяет твои знания на постановку знаков препинания на стыке двух союзов.

Запятая НА СТЫКЕ ДВУХ СОЮЗОВ ставится не всегда

Сравни:

1.      Она решила, что,(1) если к утру не спадёт температура, вызовет врача на дом.

2.      Она решила, что (1) если к утру не спадёт температура, то вызовет врача на дом.

В первом предложении возможна перестановка придаточного: гл, что, если

Во втором предложении присутствует сложный союз: если…, то; следовательно, части предложения взаимообусловлены. Значит, запятая №1 не ставится.

 , Что, если

, но, когда

, и , хотя,

,что если…., но

, но когда…., так

, и хотя ….,но

ПОДСКАЗКА!

Попробуй убрать придаточную конструкцию из предложения. Во втором предложении у тебя это не получится:

1.      Она решила, что вызовет врача на дом.

2.      Она решила, что, то вызовет врача на дом.

22

Из предложений 8–11 выпишите антонимы (антонимическую пару), синонимы, омонимы.

Синонимы – это слова, которые имеют одинаковое или очень схожее лексическое значение, но пишутся и звучат совершенно по-разному.

Антонимы – это слова, которые имеют прямо противоположные лексические значения.

Омонимы – это слова, которые имеют различное значение, но одинаковы по звучанию и написанию.

23

Среди предложений …. найдите такое, которое соединяется с предыдущим

при помощи союза, указательного местоимения и лексического повтора.

Напишите номер этого предложения

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего к сообщаемому.

В зависимости от выражаемого значения, выделяются группы модальных частиц:

  • выражающие смысловые оттенки:
  • вопрос: ли, разве, неужели; 
  • указание: вот (а вот), вон (а вон); 
  • уточнение: именно, как раз; 
  • выделение, ограничение: только, лишь, исключительное, почти;
  • выражающие чувства и отношение говорящего:
  • восклицание: что за, как; 
  • сомнение: вряд ли, едва ли; 
  • усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уже, всё, всё-таки; 
  • смягчение, требование: -ка; 
  • побудительные: пусть.

Союзы

Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:
1) соединительные («и это и то»): да (= и), и—и, ни—ни, тоже, также, не только—но и, как—так и;
2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако; 3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то—то, не то—не то. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, как будто) соединяют части сложноподчиненного предложения: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.)

Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:
1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто к др.;
2) временные: когда, едва, как, как только, прежде чем и др.;
3) причинные: потому что, так как и др.;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;
5) условные: если, раз, если бы и др.;
6) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.;
7) следственные: так что;
8) сравнительные: как, как будто, словно и др.

.

24

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который

Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте

рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,

использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков

(А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Изобразительно-выразительные и образные средства русского языка

I Фонетические средства (фоника)

1.  Аллитерация — повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону:

-        Город грабил, грёб, грабастал. (М.)

2.        Ассонанс - повторение гласных; усиливает образность, выразительность

речи, её смысловую сторону:

-        Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (H)

3.        Звукоподражание ~ слово, передающее звуковое впечатление явления,

предмета; имеет иллюстративный характер:

-   Мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать,

-   Вот дождик вкрадчиво прокапал (Твард.).

4.              Интонация   - бывает ораторская, эпическая, разговорная,

5.              Ритм        -    создаёт настроение, усиливает эмоциональные .средства;

ритм может приобретать насмешливую интонацию, имитировать народную песню и т.д.

6.        Паузы        -    бывают: логические — подчеркивают слово в лексике;

-   эмоциональные ~ передают речь неторопливую, взволнованную, объективное повествование.

7.        Рифмы        -    в поэтической речи.

II Лексические средства (тропы)

1.      Эпитет      — образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существительным, наречием, глаголом); типы эпитетов; общеязыковые (трескучий мороз); народно-поэтические (красная девица); индивидуально-авторские (мармеладное настроение,- Чехов):

-   Золотая роща.

-   Заливались весёлые птахи.

-   Лазурь небесная смеётся.

-   Гордо реет буревестник.

-   Поэт - эхо мира.

2.      Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого:

-   И берёзы стоят, как большие свечки.

-   Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.

-   Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень

иль верная жена (П.) - (развёрнутое сравнение, т.е. используется сразу два образа)

  1. Метафора — слово, словосочетание, развёрнутое высказывание,

в  котором содержится скрытое сравнение на основе сходства:

-        Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец
(Н.Забол.)

-   Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (развёрнутая метафора, т.е. нанизывание метафор).

-   Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает.

-   Ситец неба голубой.

-   Поля шляпы (стёртая метафора)

4. Олицетворение - явления, предметы, изображающиеся как живые существа и наделяемые их свойствами:

-   Звезда с звездою говорит.

-   Спит черёмуха в белой накидке.

-        Время бежит.

5 Метонимия - слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами, явлениями:

-   Я три тарелки съел.        

-   Медь не померкла (доспехи).

        - Молчалины блаженствуют на свете (Тр.).

6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот):

-        Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).
7. Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах)

-   Хитрость - в образе лисицы,

-   Мужество и сила- в образе Ильи Муромца.

-        Красота - в образе Аполлона.

8.        Гипербола - преувеличение свойств, качеств:

-   Я сто раз говорила.

-   Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут
жизни берега (А.К.Т,).

9.        Литота        - преуменьшение свойств, качеств:

-   В двух шагах отсюда.

-   Ваш шпиц не более напёрстка (Гр.).

10.        Перифраза - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:

-   Белокаменная столица (Москва).

-   Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

11.        Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:

-  Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги
для её тряпок -
я не в состоянии (П.).

-  Мой дорогой, очень дорогой портной (Ч.).

12.        Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко для характеристики персонажа, подчеркивания смысла:

-   Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом.

-   Потоки патоки.

-   Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.),
13. Оксюморон — сочетание логически несовместимых, понятий:

-   Убогая роскошь наряда,

-        Звонкая тишина.

-        «Горячий снег».

14. Синонимы - слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии:

-        Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная

(контекстуальные синонимы).

-        Прошёл месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.

15. Устаревшие слова - архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля:

-        Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава (П.).

16.        Неологизмы - новые слова - общеязыковые или авторские - для создания художественного эффекта:

-   Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован (П.).

-   Пусть сосны бурей омамаены (Хл.).

17.        Просторечная и диалектная лексика - придаёт тексту выразительность, употребляется в речи персонажей:

-    А вчерась мне была выволочка (Ч.).

-    Пахнет рыхлыми драчёнами, У порога в дежке квас (Ее).

18.        Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов; помогают строить текст,придают ему шутливую окраску; средство речевой характеристики персонажа:

-   Первый дачный блин вышел, кажется, комом (Ч;).

-   Дело не в новой метле, а в том, как она метёт,

19.        Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте:

-        Ветер, ветер на всём белом свете (Бл.).-

 Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный (П.).

20 Крылатые выражения - афоризмы, имеющие авторство:

-   Как белка в колесе (Кр.).

-   Привычка свыше нам дана, замена счастию она (П.).

21.        Пословицы, поговорки;

-   Что написано пером, не вырубишь топором.

-   Нет худа без добра.

22.        Ирония - вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм:

-        Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом

человеке).

-        Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши (Кр.).

23.        Парадокс - неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:

-        Тише едешь - дальше будешь.

III Синтаксические средства (стилистические фигуры)

1.        Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

-   Вывели лошадей. Не понравились они мне.

-   Зимы ждала природа.

2.        Эллипсис   - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в

стилистических целях:

-     Тёркин мой - к огню поближе (Твард.).

-     Я за свечку, свечка - в печку (Чук.).

3.        Умолчание - незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

-        Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ее).

4.        Вопросительное предложение - синтаксическая организация речи для

смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:

-   Что же такое эта сигнализация?

-   Как выйти из кризиса?

5.        Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу?

-        Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее.).
6.Риторическое обращение-выделение важных смысловых позиций, идей;

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к  милой до порога (Ее).

7.        Риторическое восклицание - для демонстрации высшей точки  концентрации чувств:

-   О времена, о нравы! (Цицерон).

-   Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).

8.        Период - синтаксическая структура, в которой 1-ая часть - эпическое повествование,  2-ая — вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг,   нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Каз.).

9.        Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение;

-   Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

-   Книга - хранилище знаний, Книга - вместилище всего великого
опыта человечества. Книга - неистощимый источник
эстетических
раздумий.

10.        Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

-     Не жалею, не зову, не плачу, ...

-     Звериный, чужой, неприглядный мир.

11.        Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:

-        Глупый осудит, а умный рассудит.

12.        Анафора - повтор, повторение начальных слов:

- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Леонов).

13.        Эпифора - повтор, повторение конечных слов:

-        Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему
именно титулярный советник? (Г.).

1 4. Композиционный СТЫК - повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:

- О весна без конца и без края, без конца и без края мечта- (Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция - разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:

-        Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали
его ждать.

-   Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала, Бурлила.
Требовала простора.

-   На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16.        Именительный представления - изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания усиливает его звучание:

-        Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы
нашего времени...

17.        Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи

которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:

-   С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.)

-   А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленин
граду (Непомн,).

18.        Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др. - могут быть средством выразительности:

-     Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).

-     Фёкла, за доктором! (М.Г.).

-     За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и пот   и
(Март.).

-     К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).

Функции языковых средств выразительности

1. Экспрессивная функция:

-        эмоциональность — отражение личностного взгляда человека на мир,

выражение оценки, чувства;

-        наглядность - способствует наглядному отражению картины внешнего

мира, внутреннего мира человека;

-        оригинальное отражение действительности - показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны;

         - отражение внутреннего состояния пишущего;

         - привлекательность речи, эстетичность.

2.      Стилистическая функция заключается в том, что языковые средства
придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.

3.      Смысловая функция: языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.

4.      Текстообразующая функция: языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в построении текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...