Публичная лекция "Кругом невежества убийственный позор..."
статья по русскому языку на тему

Барабанова Елена Александровна

Данная лекция раскрывает недостатки общества в отношении родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaya_lektsiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция

«Кругом невежества убийственный позор»

А.С. Пушкин

Тема нашего разговора сегодня – родной язык. Его называют «великим и могучим», о нем писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Ещё Ломоносов находил в нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского…»

Русский язык… Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте?

Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы. Насколько, по-вашему, актуальна тема нашего разговора?

Да, действительно, актуальна, потому что надоело краснеть за подрастающее поколение и телеведущих. Язык – наше достояние, надо о нем заботиться. Ведь то, что родной язык изучать надо, знают все. И даже понимают зачем. Понимать – то понимают, но… Что же может заставить ребят выучить свой язык, что вызвало бы у них желание научиться говорить грамотно? Ведь большинство из них считают, что теперь не то время, чтобы говорить литературным языком. «Все стало проще, и язык тоже упростился… Все ошибки исправит компьютер. А общаться на уровне разговорной речи куда приятнее…» Вот и общаются: «Когда типа кумарит, когда, в натуре, рвет башню от голимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты один мне в кайф, крутой, пацанский, отпадный чисто русский базар!»

Всем ли понятно, о чем идет речь? А ведь это всем известное замечательное стихотворение в прозе И.С. Тургенева, рассказанное современным подростком: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Язык – слуга и господин. Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык – наш друг и наш враг одновременно.

Не кажется ли вам, что наш язык серьезно болен? Что ему можно поставить диагноз: безграмотность, безвкусица, небрежность, заштампованность?

Состояние современного русского языка можно охарактеризовать словами А.С. Пушкина: « Кругом невежества убийственный позор». Мне очень нравятся слова Тургенева: « Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Многие из нас знают эти слова, но тем не менее мы так безжалостно портим русский язык, бездумно искажаем, уродуем. Так что к тургеневским словам хочется добавить: «О терпеливый русский язык!» Невеликий и немогучий язык вряд ли вынес бы все, что делаем с ним мы, русские люди.

Конечно же, чтобы сохранить наш красивый русский язык, первое, что надо сделать, это полностью пересмотреть принцип отбора рекламы на телевидении. С утра и до позднего вечера с экранов ТВ предлагают «оттянуться со вкусом». Это звучит не по-русски, вопреки всем правилам и законам русского языка. Первые, кто впитывают эти замечательные словообразования и учится разговаривать, используя их – это дети. Их переучить бывает попросту невозможно.

А как бедна  речь нашей молодежи! Взять хотя бы употребление синонимов. Какие синонимы распространены сейчас? Как они оценивают выступление понравившейся группы? (круто, клево, супер, классно). Как обедняется язык! Как обедняется душа! Как уродуется язык! Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремиться уйти от скучного мира взрослых. Они говорят: «Клево», а мы «Хорошо». Мы «Вот незадача!», а они «Ну и облом!». Мы: «Это слишком сложно», они: «Не грузи меня». Мы восхищаемся, а они торчат и тащатся.

Молодые люди прекрасно знают, какую одежду выбрать для работы, пляжа или клуба. Но выбрать нужное слово не умеют. Берут то, что подвернется, тем самым обедняя, искажая нашу речь.

Наверное, очень правильны строки В. Лифшица:

Русский язык и могуч, и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте калечить язык

Эллочкам-людоедкам

Слово – это энергия, которая несет огромную информацию. «Словом можно убить, словом можно спасти…»

Однажды Ксанф отправил Эзопа на рынок и приказал: « Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!» и купил Эзоп язык и сказал: « Есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и вся ученость? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить: порядок в государстве, законы, постановления – все это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык, нет ничего лучше на свете».

В следующий раз Ксанф приказал: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!» И.опять Эзоп принес язык: «Что есть на свете хуже языка? Язык несет раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну. Разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?»

Одна из самых непростых тем, ставшая проблемой современного русского языка – нецензурная речь. Кто же, по-вашему, должен контролировать нашу с вами речь? Конечно, что мы сами. Д.С. Лихачев говорил: «Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушайтесь к тому, как он говорит». Борьба со сквернословием велась ещё и в прошлые века. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание. Сквернословие может деформировать народ физически и духовно и стать, в конце концов, причиной гибели самого государства. Начнем с малого – с семьи. Всем видна разница во внешности детей из хорошей, нормальной семьи и из так называемой неблагополучной. На лицах таких детей лежит печать вырождения. Родители всегда злобны, нервны, а это разрушает детский организм, меняет внешность, возвращая их к животному началу.

Послушайте разговоры молодых людей, которые привыкли ругаться матом, - их речь лающая, модуляция голоса грубая и как бы грязная. Доказано, что ребенок в чреве матери слышит, что говорят взрослые. Он корчится в муках, не в силах защититься от жесткой вибрации голосов родителей и их знакомых.

Не потому ли в последние годы рождается много детей с теми или иными физическими и психическими отклонениями?

Известный психолог В. Болховитинов пишет, что хорошенькие девушки, из уст которых то и дело вылетает нецензурщина, обречены на скорое изменение черт лица.

Исчезнет нежность и миловидность, на смену им придет отталкивающее искривление губ, деформация щек; приятная полнота лица превратится в жабью разновидность, а острые личики примут крысиный вид. Сложное это дело – борьба со сквернословием. Но в борьбу должны вступить все: и дворники, и академики. Решающая роль наравне с семьей и школой должна принадлежность средствам массовой информации, особенно телевидению. Если в газете и журнале каждую ошибку проверяют несколько человек, то «откровения» ведущих прямого эфира идут без поправки, со всеми «прелестями» русского языка. И если взрослый просто переключит телевизор на другой канал, то подросток, смакуя подробности таких передач, как губка впитывает все, что говорят дяди и тети. Это тяжелейшая задача – избавить язык Пушкина и Толстого, Бунина и Астафьева от зловонной шелухи, которая так прилипчива. И начинать надо с себя, чаще говорить себе в зеркало правильные, хорошие слова. Иначе недалеко то время, когда двухлетняя кроха, шатаясь на нетвердых ножках, подойдет к маме и скажет: «Где, блин, моя каша?»

Недавно в магазине я прочитала объявление: «Дилерам предоставляются возможности для франчайзинга». Кто-то из сидящих в зале может объяснить, что это значит?

Выяснилось, что смысл этого объявления следующий: «Фирмам-посредникам предоставляются привилегированные условия для осуществления торговых операций». В данном случае имеет место и другая проблема процитирую Александра Сумарокова: «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка».

Конечно, речь идет не об употреблении иностранных слов вообще, а о злоупотреблении ими.

Чем образованнее человек, тем глубже он обязан знать язык своего народа. А следовательно, и потребность в иностранных словечках должна встречаться у него гораздо реже.

Очень важно для современного молодого человека иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям, тогда будет надежда, что на смену современной безграмотной речи придет грамотная культурная речь.

В переломное время, в 1915 году, когда шла Первая мировая война и на Россию надвигались страшные смутные времена, Бунин писал:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же его беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Бунин верил в силу слова. Поверим и мы. Тем более в наше мирное время. «Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь» (К. Паустовский).

Очень хочется думать, что наш разговор не прошел бесследно, что каждый из его участников вынес что-то важное и полезное для себя. И не остался равнодушным к своему языку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учитель - хранитель святых заветов людей, борющийся с невежеством и пороками человечества".

Учитель чувствует себя живым звеном между прошлым и будущим. Сегодня учитель - это деятельный член общества, творческий, коммуникабельный, критически мыслящий....

Профилактическое мероприятие "Сквернословие - позор или национальная гордость"

Цель: Познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на человека.Задачи: - Показать отрицательное воздействие сквернословия на здоровье, на духовный мир человека, на формирование личности.- Ра...

Ситуационный классный час "Взять чужое-позор!"

Обоснование выбора формы и темы воспитательного мероприятия:1)    Важно понимать, что есть правила не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким правил...

Урок литературы по теме: «Осмеяние глупости и невежества в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"» (5 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.Задачи урока: проанализировать речь героев и их поведение, обнаружить юмор в расска...