Урок русского языка в 7 классе "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Монгуш Раиса Шангыр-ооловна

Урок-исследование "Наречие как часть речи".

Класс: 7 класс.

Цели урока: дать понятие учащимся о наречии как  части речи, о его признаках, развивать орфографическую зоркость, языковую чуткость,  сформировать навыки употребления наречий в устной и письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наречие как часть речи ( урок- исследование)

Цели урока: дать понятие учащимся о наречии как  части речи, о его признаках, развивать орфографическую зоркость, языковую чуткость,  сформировать навыки употребления наречий в устной и письменной речи

Оборудование: иллюстративный материал («Зима)», раздаточный материал, таблица «Части речи»

Ход урока

1 Организационный момент.

2 Проверка домашнего задания (тестирование по теме «Деепричастие)

3 Вводное слово учителя. Объяснение нового материала

         Обратить внимание учащихся на иллюстрацию зимнего пейзажа (Чтение текста).

- Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо легко пробежаться по морозцу рано утром. Улицы сплошь покрыты белым снегом. Солнце ярко переливается в нём блестящим блеском. Причудливый узор мороза мягко лёг на витрины магазинов и окна домов. Иней нежно покрыл ветви деревьев. Посмотришь вдоль улицы вблизи вокруг себя, везде снег, снег, снег… Изредка порыв ветра слегка пощипывает лицо и руки, зато как красиво вокруг! Снежинки медленно кружатся в воздухе. Всё живо и ярко в преобразившейся природе. Так легко дышится, так хорошо на душе, что невольно улыбнёшься и скажешь:

- «Здравствуй, зима, долгожданная, бодрая!»

 - Понравилась ли вам зимняя картина?

- Какое чувство она у вас вызвала?

   3 Беседа о наречии как части речи.

- Как великолепно описал зимний пейзаж писатель! Скажите,  что он любит делать зимним утром? ( Пробежаться (как?) легко по морозцу).

- Как  покрыты улицы снегом? ( Покрыты (как?) сплошь).

- Как  переливается солнце на снегу? ( Переливается (как?)  ярко)

-  Как лёг узор мороза на витрины и окна домов? ( Лёг (как?) мягко)

-  Как иней покрыл ветви деревьев? (  Покрыл (как?) нежно)

Обобщение: На какие вопросы отвечают выписанные нами слова( Как?) – Посмотрите на таблицу «Части речи» и ответьте, о какой части речи мы сегодня будем говорить? Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? ( О наречии)

-   Тема сегодняшнего урока- «Наречие как часть речи»

- Запишите в тетради число и тему урока.

 (Так какие цели мы поставим перед собой на уроке.? – Научиться определять, что такое наречие.  Распознавать, исследовать наречия среди других частей речи)

 ( Какая это часть речи ( пробежаться, покрыты, переливается, лег, покрыл)- Глаголы, обозначает действие предмета.

-  Укажите главное слово в словосочетании. От каких слов зависят наречия?

- А  что обозначает глагол? ( Действие предмета).

- Если наречие зависит от глагола, то какой признак оно обозначает? ( Признак действия)

- Попробуйте изменить наречия по числам, лицам, падежам… ( Не изменяются)

- К каким частям речи относится наречие? ( К  неизменяемым.  Значит, у наречия нет окончания, нет рода, числа, падежа и других  морфологических  признаков)

- Сравните лёгкий мороз и легко пробежаться. Чем отличаются части речи лёгкий и легко? ( Прилагательные обозначают признак существительного, а наречие – признак глагола (действия)

-- А если записать так: Очень мягкий морозец (Здесь наречие обозначает признак признака).

-  Что вы можете сказать об употреблении наречий?

4  (Чаще они употребляются с прилагательными и глаголами, реже с существительными и другими наречиями)

-  Посмотрите на вопросы наречий. Как вы думаете , чем оно является в предложении? ( Обстоятельством)

- А что вносит глагол в нашу речь? (вносит экспрессивность) --- А  прилагательное? ( прилагательное делает нашу речь красивой.)  А что вносит в нашу речь наречие?  Давай? исследуем этот вопрос.

4 Исследование роли наречий в нашей речи.

- Определите роль наречий в этом стихотворении.

                   Друзья- товарищи

День стоял весёлый                                  Шли куда попало,

                                                                     Просто наугад.

                                                                      Прямо и направо,

 Зимушкой зимой.                                       А потом назад.

Шли мы после школы                                А потом обратно,

Я да мы с тобой.                                          А потом кругом,

                                                                         

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень,-                                        А потом вприпрыжку,

Шли куда попало

 В этот зимний день                                     А потом бегом.

     - Выделите наречия в тексте, задайте вопросы к ним. Что вы можете сказать об этом стихотворении?  

               Как вы понимаете слово ( наугад) – куда глаза глядят.

( В 1-ой части наречия показывают, какие мальчики весёлые , радостные, а во второй части  наречия показывают характер движений ребят- они от радости идут куда глаза глядят то бегом, то вприпрыжку)

    Итак, сделайте  вывод о наречии как части речи. ( Наречие- это самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как?  где? куда? каким образом и обозначающая признак действия и признак признака) Что наречия вносят в нашу речь? (Они могут передавать настроение, характер действия, придают точность описанию действий. Без них наша речь была бы беднее, не такой точной и яркой)

  1. Игра «Пятый лишний»      

 Выбрать из данных рядов слов «лишнее», не подходящие к остальным    (зачеркнуть его)

1 Ярко,  яркий, темно, светло, завтра,

2  Вслух, пешком, немножко, вдруг, пеший.

3 Дружно, весело, весёлый, звонко, натощак

4 Глухо, бешено, гневно, страшный, зловеще.

5 Жалко, вдребезги, быстро, бережный, чутко.

6 Торжественный , тихо, издалека, слева, справа

  1. Поздно, ранний, наверху, вниз, вверх

6. Наблюдение над орфограммой наречия и формулировка правила

Затемно, направо, влево.

Сгоряча, изредка, досуха

- Посмотрите  внимательно: о чём нам хочет сказать эта надпись? (О правописании наречий).

- Давайте попробуем применить его

Снов… побежали; слышали издавн…, вытереть досух…; переписать набел…; уйти влев…; наесться досыт… ( Наречия разобрать морфемным образом)

   - Запомните стихотворение, которое поможет вам не забыть это правило правописания наречий:

Пишем мы с буквой а всегда

Слегка, издалека и досуха.

 Напишем только с буквой «о»

Налево, вправо, засветло.

Ты это правило выполняй

 И      нужный суффикс выбирай

  1. Обобщение изученного на уроке 

1 Беседа

 - Какие цели мы ставили в начале урока?

- какие признаки наречия обнаружили ?

- Попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречия

 2  Составить рекомендации на тему «Как добиться успехов в учёбе ?» Постарайтесь   включить в текст как можно больше наречий.( Карточки с незаконченными предложениями)

   На уроке работай…

   Пиши всегда…

Домашнее задание готовь…

Объяснение учителя слушай…

 Свои мысли излагай…

 Говори…

 Читай…

Упражнения выполняй..

3 Контрольный тест. ( Если выделенное слово- наречие , то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк)

1 Солнце слегка коснулось воды.

2 Я очень люблю весну

3 Он лениво потянулся.

4 Туман медленно исчезает.

5 Прогремел гром.

6 Это платье красивое.

7 Стол стоит крепко.

8 Руки работают ловко.

9 Она смотрела вдаль.

10 Отец открыл окно.

11 Звёздное небо

12 Лес кончился неожиданно.

13Все громко кричали.

14 Задачу решить легко

 15 Листья плавно опустились.

Работа по таблице «Наречие как часть речи»

- Определите наречие как часть речи

- С какими частями речи употребляются наречия?

- Чем наречия являются в предложении?

- Что вносит наречия  в нашу речь?

- Какое правило правописания наречий мы узнали?

10 Домашнее задание

 Составить 10 предложений с наречиями. Привести по 5 примеров правописания наречий с суффиксами  и  на конце.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...