Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Белошицкая Динара Фаргатовна

    Проблемный метод обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.rar21.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Учитель русского языка и литературы Д.Ф.Белошицкая

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Предмет – Русский язык

    Класс  - 5

    Тема урока – Тире между подлежащим и сказуемым.

    Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении.

    Планируемые образовательные результаты.

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в  данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

    Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.

    Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.

    Тип урока: Изучение нового материала

    Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2015г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор.

    Методы и формы обучения: Наблюдение над языком, эвристический метод, групповая, фронтальная.

    Основные понятия: Подлежащие и сказуемое.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    Этапы

    урока

    Деятельность

    Учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формы организации

    взаимоконтроля

    1.Оргмомент

    -Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем друг другу  плодотворной работы на этом уроке.

    Разминаем речевой аппарат. 10 раз проговариваем:

    Пароль

    Орел

    -Откроем тетради запишем число и классная работа..

    Демонстрируют готовность к уроку.

    2.Мотивация

    -Итак, начинаем наш урок. Послушайте меня внимательно.

    Слайд 1Чтение стихотворения:

    - О каких знаках препинания рассказывается в этом стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

    -Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания. Оно применяется в грамматике многих языков.

    Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

    Фронтальная.

    3.Актуализация знаний

    -Посмотрите на слайд, прочитайте предложения. Слайд 2

    — Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно.

    (-Можно объединить второе и третье предложения. Это пословицы В них говорится о пользе книг.)

    — Найдите в предложениях подлежащее.

    -В первом и во втором предложении подлежащее книга.

    — Найдите в предложениях сказуемое.

    (-В первом предложении сказуемое мост, во втором — друг.)

    Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

    Фронтальная

    4.Целеполагание

    — Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    (-Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым». Слайд3.)

     (Цели урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.Слайд4.)

     

    В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

    Слайд5   

      Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось с начала 1820 года.

    Не стоит путать тире с дефисом, о нем мы будем говорить, изучая некоторые правила орфографии.

    Формулируют тему и цели урока.

    Фронтальная

    5.Открытие нового знания

    — Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.Слайд6.  Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

    (-В первом предложении подлежащее книга и сказуемое мост выражены именами существительными.)

    — В каком падеже стоят эти имена существительные?

    (-Эти имена существительные стоят в именительном падеже.)

    — Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

     (-Во втором предложении подлежащее книга и сказуемое друг выражены именами существительными в именительном падеже.)

    — Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

    (-Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

    Правило повторяется учащимися 2—3 раза.Слайд7

    — Прочитайте новый материал в учебнике стр.79. Сравните его с нашим выводом.

    А теперь вы разделитесь на три группы и составьте алгоритм нового правила.

    Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы.

    Делают вывод, знакомятся с материалом учебника. Повторяют правило.

    Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант.

    Фронтальная

    6.Включение нового знания в систему

    Слайд8.  Упражнение 1.

    Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

    (-К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.)

    — Что в результате должно получиться?

    (-В результате должны получиться предложения.)

    — Что надо сделать с составленными предложениями?

    (-Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.)

    -Записываем пословицы в тетради, выделяем грамматическую основу.

    -Проверяем.

    После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.

    — Расскажите, какие буквы вы вставили в слова.

    - Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Слайд9. 

    - Возникли ли затруднения? В каких предложениях?

    - Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

    А) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами (словно, будто, точно, вроде как);

    Б) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ;

    В) если подлежащее выражено личным местоимением.

    - Проверим и запомним! Слайд10. 

    Упражнение 2. Слайд11.

    Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

    Слайд12.

    -Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

    Скажите, почему в них ставится тире.

    Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.

    Выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Работают над орфограммами.

    Составляют текст. Выполняют упражнение.

    Читают составленный текст, сверяют с оригиналом. Называют предложения на новое правило. Отвечают на вопросы.

    Индивидуальная

    7.Физ.минутка

    Выполняется дыхательная гимнастика.

    Выполняют упражнения.

    8.Продолжение закрепления

    Упражнение 3. Работа в парах по карточкам:

    Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

    Где можно поставить тире между подлежащим и сказуемым?

    1 вариант

    Книга памятник ушедшим в вечность умам.

    Я человек.

    А вы не охотник?

    2 вариант

    Пруд как блестящая сталь.

    Театр это сила.

    Вы студент?

    Работают по карточкам.

    Обмениваются карточками проверяют.

    Работа в парах.

    9.Рефлексия

    -Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его:

    Тире – это…

    Открыл его ….

    Сегодня на уроке я узнал…

    В каком падеже должны стоять главные члены предложения, чтобы между ними можно было поставить тире?

    В каких случаях тире не ставится?

    Я не понял…

    Было трудно…..

    Заканчивают фразы, формулирую свои мысли.

    10.Домашнее задание

    П.34, упр. 173, вспомнить и записать пословицы, в которых подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.

    Записывают домашнее задание

    1 вариант

    Книга памятник ушедшим в вечность умам.

    Я человек.

    А вы не охотник?

    2 вариант

    Пруд как блестящая сталь.

    Театр это сила.

    Вы студент?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи»       Конспект урока русского языка в 6 классе...

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

    Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

    Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"

    На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по  постановке  / непостановке  тире между подлежащим и сказуемым....

    Конспект урока по русскому языку на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"

    Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу  по теме «Простое предложение» для подгот...

    План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"

    План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"...

    Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"

    2 урок в теме (закрепление изученного материала)Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении....