Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" 8 класс 

Учебник  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская  Русский язык 8  кл., М., «Просвещение», 2018г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Токмакова Людмила Викторовна,

                                                                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                                                     МБОУ «Танзыбейская СОШ»

      Ермаковского района, Красноярского края

  1. Урок русского языка в 8 классе.
  2. Учебник  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская  Русский язык 8  кл., М., «Просвещение», 2018г.

     3.Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

     4. Тип урока: открытие новых знаний

Цель: 1. Образовательно-развивающие:

1.1 Применение опорных понятий: предложение, двусоставное и односоставное предложение, грамматическая основа, подлежащее, сказуемое.

1.2Развитие общеучебных и специальных умений:

- оперировать понятиями;

- формировать суждения в форме умозаключения;

-  сравнивать понятия;

- строить вопросы-суждения;

- анализировать полученный материал

1.3  Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Дидактическое оснащение урока: компьютерная презентация, листы с заданиями по количеству учеников, карточка «Алгоритм работы в группе»

№/п

Деятельность учителя

Время

Деятельность ученика

Ход урока

Организационный момент

Заявка на оценку:

«5» - 16 б и более

«4» - 14 - 15б

«3» - 10 -13 б

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Умозаключение
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины -  

                                        - 1б

  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б
  • За скорость – 1 б

- Сегодня у нас необычный урок. Поприветствуем гостей.

Работать сегодня будем и в группах,  и индивидуально. 

Эпиграф к уроку –

 Корень учения горек, до плод его сладок 

-  Как вы понимаете эти слова?

- Что значат эти слова для нашего урока,  для каждого из вас?

1мин.

1 мин.

- учиться очень тяжело, но зато когда выучишься, то плод учения будет сладок, т.е. будет от этого польза.

2.

Ярмарка понятий

  • Предложение

  • Сложное предложение

  • Простое предложение

  • Двусоставное предложение

  • Односоставное предложение

  •                ?

 - Попробуйте узнать «неизвестное» понятие

5 мин.

1-2б

Учащиеся дают определение понятию, используя сборник понятий

- Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

- Сложное предложение – объединение по определенным грамматическим правилам двух и более простых предложений на основе грамматической связи.

- Простым предложением называется такое предложение, в котором содержится только одна грамматическая основа, состоящая из подлежащего и/или сказуемого.

- Предложение, которое содержит оба главных члена (подлежащее и сказуемое), называется двусоставным.

- Односоставное предложение – это предложение, имеющее только один главный член(подлежащее или сказуемое)

- Грамматическая основа.

- Грамматическая основа – основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

3.

Индивидуальная работа по карточке

Прочитать предложения. Определить грамматическую основу предложения, подчеркнуть подлежащее.

Любовь к родителям – основа всех              добродетелей.

2. Я ль на свете всех милее,

         Всех румяней и белее?

  1. Завтра обязательно настанет.

  1. Далече грянуло ура.

5. Знает ли вас кто–нибудь в доме              Троекурова?

6. Николай с Денисовым ходили по залам.

7. Десять не делится на три без остатка..

8. Танцующие теснились и толкали друг друга.

9. Курить – здоровью вредить.

5мин.

1.Любовь к родителям – основа всех       добродетелей. (Подлежащее -любовь, сказуемое – основа)

2. Я ль на свете всех милее,

         Всех румяней и белее? (Подлежащее - я, сказуемое – милее, румяней, белее)

3.  Завтра обязательно настанет. (Подлежащее -завтра, сказуемое – настанет)

4. Далече грянуло ура. (Подлежащее – ура, сказуемое – грянуло)

5. Знает ли вас кто–нибудь в доме     Троекурова? (Подлежащее – кто-нибудь, сказуемое - знает ли)

6. Николай с Денисовым ходили по залам. (Подлежащее – Николай с Денисовым, сказуемое – ходили)

7. Десять не делится на три без остатка. (Подлежащее – десять, сказуемое – не делится), (Подлежащее – третий, сказуемое – подошел)

8. Танцующие теснились и толкали друг друга. (Подлежащее – танцующие, сказуемое – теснились, толкали)

9. Курить – здоровью вредить.(Подлежащее – курить, сказуемое – вредить)

   

4.

Работа в группах. Этап простой кооперации.

Алгоритм работы в группе

Группа 1.

  1. Проверка индивидуальной работы.
  2. Проанализировать 1-3 предложения, объяснив способы выражения подлежащего.
  3. Найти общие признаки подлежащего.
  4. Подготовить вопросы-суждения по теме: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
  5. Защита

Группа 2.

  1. Проверка индивидуальной работы.
  2. Проанализировать 4-6 предложения, объяснив способы выражения подлежащего.
  3. Найти различные признаки подлежащего.
  4. Подготовить вопросы-суждения по теме: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
  5. Защита

Группа 3.

  1. Проверка индивидуальной работы.
  2. Проанализировать 7-9 предложения, объяснив способы выражения подлежащего.
  3. Найти общие  и различные признаки подлежащего.
  4. Подготовить вопросы-суждения по теме: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
  5. Защита

 

20 мин.

1-3б

- Подлежащее выражено: существительным в Ип.; (1 предл.)

- Местоимением – существительным в И.п. (2 предл.)

- Наречием.

- Подлежащее обозначает предмет речи;

- Отвечает на вопросы: кто? или что?

- Занимает позицию перед сказуемым (чаще всего)

- Является независимым членом предложения, подчиняющим сказуемое в двусоставном предложении;

- Как доказать, что любовь в предложении  № 1 является подлежащим?

- Чем объяснить, что подлежащее – главный член предложения? и др.

Подлежащее выражено:

- междометием (Предл. 4);

- неопределенным местоимением (предл. 5);

- Неделимым словосочетанием, где Николай имеет форму И.п. (6 предл.).

 - Подлежащее может выражаться разными частями речи в значении имени существительного, а также неопределенной формой глагола и неделимым словосочетанием;

- Как доказать, что подлежащее входит в структурную схему предложения (в группу главных членов)?

- Чем объяснить, что  Николай с Денисовым – подлежащее?и др.

Подлежащее выражено:

- Количественным числительным в количественном значении (непредметном) (предл. 7);

- Причастием в функции существительного в И.п. (предл. 8)

- Неопределенной формой глагола. (предл. 9)

- Подлежащее обозначает предмет речи;

- Отвечает на вопросы: кто? или что?

- Занимает позицию перед сказуемым;

- Является независимым членом предложения, подчиняющим сказуемое в двусоставном предложении;

- Подлежащее может выражаться разными частями речи в значении имени существительного, а также неопределенной формой глагола и неделимым словосочетанием;

- Как доказать, что подлежащее танцующие обозначает предмет речи?

- Чем объяснить, что в предложении  Курить – здоровью вредить. Подлежащее – курить, сказуемое – вредить?и др.

5.

Самостоятельная работа. Работа с учебником.

Упражнение №116, стр. 56

  • Поезд мчался в неясную даль, и я вспомнил зимнюю ночь в горах.
  • Все притихли. Несколько человек оглянулось. Иные вздрогнули. Другие отошли в сторону.
  • Развевались два полковых знамени, поднятые высоко.
  • Мы с товарищем выехали до заката солнца.

Самопроверка

10 мин.

Самопроверка (упражнение – на зкране)

1. Учащиеся объясняют расстановку знаков препинания, называют пропущенную орфограмму.

2. Обозначают грамматическую основу предложений, указывая, чем выражено подлежащее.

6.

Итог урока

Назовите способы выражения подлежащего.

Как доказать, что в предложении Стойкий всегда побеждает слово стойкий – подлежащее?

Ответ дайте в виде умозаключения

2 мин.

-Чаще всего подлежащее выражено именем существительным или местоимением. Подлежащее может выражаться другими частями речи (примеры предложений, записанных на доске)

Домашнее задание

1мин.

- П. 11у. 119, стр. 57

- Дополнить сборник понятий.

- Сконструировать предложение, заменив подлежащее второстепенным членом предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Подлежащее. способы выражения подлежащего."

Цель:·       отработать умение находить грамматическую основу предложения;·       знать способы выражения подлежащего разными частями речи и...

урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.  Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения,  учёте индивидуальных способностей об...

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения подлежащего

Теоретический материал, в котором указаны основные способы выражения подлежащего, приведены примеры....

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)

Тема: Подлежащее.  Способы  выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"....

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....