Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тема: Подлежащее.  Способы  выражения подлежащего.

Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;

  • научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, какой частью речи они могут быть выражены;

  • развивать логическое мышление и коммуникативные качества через наблюдения, анализ и обобщения языковых понятий;

  • формировать умение работать самостоятельно;

  • способствовать развитию творческой фантазии у детей, их нравственному и эстетическому воспитанию; воспитывать чувство любви к родному дому, Родине.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: технология развития критического мышления, реализующаяся в трех стадиях: Вызов – Осмысление - Рефлексия

Приемы: «Разминка» (по типу «Перепутанные логические цепочки»), технологическая карта «Знаем - Хотим узнать – Узнали», кластер, «Собери пазл» (по типу «Найди пару»), «Словоблоки» (группирование)

Оборудование: проектор, КТ, раздаточный материал

ХОД УРОКА

  • Вызов – 15 минут.

    Организационный момент.
    Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.
    Откройте тетради, запишите число.  Орфографический диктант с грамматическим заданием. Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние. - Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.

    - Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. А для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом? - Правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении – не единственная. В двусоставном предложении прежде всего выделяются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая.  Запишите предложение: Приятель торопится ко мне.  Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: приятель (что делает?)торопится. А теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему: торопится (кто?) приятель. Что же получается? Оба – главные, и оба – зависимые. Назовем эту связь взаимосвязью и будем обозначать вот таким знаком -  в отличие от подчинения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podlezhashchee_i_sposoby_ego_vyrazheniya.odt35.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Подлежащее и способы его выражения

    Цели и задачи:  рассмотреть основные способы выражения подлежащего;

    • научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, какой частью речи они могут быть выражены;
    • развивать логическое мышление и коммуникативные качества через наблюдения, анализ и обобщения языковых понятий;
    • формировать умение работать самостоятельно;
    • способствовать развитию творческой фантазии у детей, их нравственному и эстетическому воспитанию;  воспитывать чувство любви к родному дому, Родине.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Методы: технология развития критического мышления, реализующаяся в трех стадиях: Вызов – Осмысление - Рефлексия

    Приемы: «Разминка» (по типу «Перепутанные логические цепочки»), технологическая карта «Знаем - Хотим узнать – Узнали», кластер, «Собери пазл» (по типу «Найди пару»), «Словоблоки» (группирование)

    Оборудование: проектор, КТ, раздаточный материал

    ХОД УРОКА

    Вызов – 15 минут.

    Организационный момент.
    Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.
    Откройте тетради, запишите число.                                                  Орфографический диктант с грамматическим заданием. Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.
     - Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.

    - Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. А для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?   - Правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении – не единственная. В двусоставном предложении прежде всего выделяются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая.  Запишите предложение: Приятель торопится ко мне.  Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: приятель (что делает?)торопится. А теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему: торопится (кто?) приятель. Что же получается? Оба – главные, и оба – зависимые. Назовем эту связь взаимосвязью и будем обозначать вот таким знаком -  в отличие от подчинения

    Приятель торопится ко мне.  - Вспоминаем определение подлежащего. - Что обозначает подлежащее? - На какие вопросы отвечает?  - Какими частями речи может быть выражено подлежащее?   Итак, п о д л е ж а щ е е – главный  член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже. Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего?

    Деятельность учителя

    Форма работы и прогнозируемая деятельность обучающихся

    1. Актуализация опорных знаний.

    1. Докажите, что перед вами предложение, расставьте знаки препинания (предложение записано на доске):

    - Осень проходит мгновенно, оставляя впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

    2. Опрос:1) В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? (синтаксис)

    2) Как делятся предложения по количеству грамматических основ? (простое и сложное)

    3) Какие бывают предложения по цели высказывания?

    4) Что называется грамматической основой предложения?

    5)Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения?

    Памятка    Рифмовка «Главные члены предложения» 

    Когда перед вами задача – найти 
    Главные члены предложения, 
    Прежде всего, отыщите глагол, 
    Глагол в любом наклонении. 
    Потом от него мы вопросы Кто? Что? 
    К другим словам направляем 
    И подлежащее, как на крючок, 
    На эти вопросы поймаем. 

     «Разминка»  Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: (как вы это сделали?)

    • Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
    • реку, Грека, ехал, через;
    • везёт, на, Соньку, Санька, санках; (существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?)
    • мать, дочь, любит; (подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей)
    • велосипед, грузовик, разбил; (подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)

    2. Сообщение темы и цели урока. 
    1. 
    Слово учителя.

    • Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока?  «Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь.
    • Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями?
    • Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок.

    Цель урока: расширить понятия о подлежащем и способах его выражения. 

    2. Организация работы по заполнению технологической карты «Знаем - Хотим узнать -Узнали». (слайд)

    Технологическая карта ожидания

    «Знаем»

    «Хотим узнать»

    «Узнали»

    Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос кто? или что?

    Способы выражения подлежащего в русском языке.

    1. Мотивация учебной деятельности

    1.Работа по карточке (устно).

    Найдите грамматические основы на карточке №1. Сравните эти предложения с теми, что записаны на доске, определите сходства и различия.(слайд)

    Карточка 1.

    1. Наши выиграли.

    2. Сытый голодного не разумеет.

    1. Четыре - четное число.
    2. Громкое ура неслось по окрестности.
    3. Провожающие стояли на перроне.
    4. Трое друзей играли в хоккей.
    5. Один из них уже получил первый разряд.
    6. Любить – значит жить.
    7. У нас разыгрался волчий аппетит.

    Слово учителя. В восьмом классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего о подлежащем. Сегодня мы убедимся с вами, что в роли подлежащего могут выступать …

    3. Составление кластера   подлежащее   главный член предложения   кто? что? обозначает предмет     существительное прилагательное   словосочетание    местоимение       числительное     фразеологизм  союз

     наречие  причастие  междометие  инфинитив

    предлог частица

    1.Доказывают, что данное высказывание выражает законченную мысль, записывают предложение в тетради, один работает у доски.

    2. Элементы дискуссии: каждый обучающийся выражает свою мысль.

    3.Определяют подлежащие, не образуя предложения.

    1. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

    2.Коллективная работа: обучающиеся заполняют в тетради первые два столбика технологической карты.

    1. Выводы обучающихся: сходства - во всех предложениях есть грамматические основы;

    различия - в предложениях, которые даны на карточке, подлежащее выражено не существительным.

    2. Работая в парах, стараются определить, чем может быть выражено подлежащее, результаты записывают в тетрадь и на доске в виде кластера.

    Реализация (осмысление) - работа по теме урока (25 минут).

    1. Работа с учебником.(стр. 55, параграф 17).
    1. Закрепление материала – выполните упражнение 90 (1ч.) у доски и в тетрадях (найдите и подчеркните подлежащее, определите, какой частью речи они выражены). Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения.

    Лиса семерых волков проведет. Никто не судья в своем деле. Мокрый дождя не боится. Сказать – смешно, утаить – грешно. Утопающий хватается за соломинку. Семеро одного не ждут. Одно нынче лучше двух завтра. Ленивыйсидя спит, лежа работает. .(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., усложнено однор. сказ., полное).

    Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

    3. Слово учителя. Ребятам из кружка «Юный Грамотей» встретилась пословица «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха» (слайд), и их мнения по поводу подлежащего разошлись.

    Олег говорит:

    - Сторона - подлежащее, мать – сказуемое.

    -Ошибаешься,- возразил Юра.

    -Подлежащее выражено двумя словами: «родная сторона».                      -Как это двумя?- возмутился Олег…

    -А как вы думаете, ребята, кто из них прав? Почему?

    -Прав Юра, т.к. неразложимое словосочетание

    « родная сторона» можно заменить словом «Родина».

    4. «Собери пазл». Самостоятельно соедините части предложения по вариантам, выделите подлежащие, определите, чем они выражены. 

    1 вариант

    1. В поле вышли                                        Родине служить.

    2. Пятью пять-                                                      а неученье-тьма.

    3. Ученье-свет                                                      от мала до велика.  

    4. Жить-                                                                двадцать пять.

                                                    2 вариант

    1. Смелый к победе                                           поет и бродит осень.

    2. Один за всех,                                                   всегда пригодиться.

    3. Учиться-                                                            стремится.

    4. Незримо по лесам                                         все за одного.

    Учитель проверяет работы выборочно.

    Слово учителя. Обратите внимание на предложение «Смелый к победе стремится». Здесь прилагательное употреблено в значении существительного, оно перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую). 

    5. «Перезагрузка». 

    Перепишите предложения, заменяя выделенные слова причастием или прилагательным в значении существительного, выделите грамматические основы предложений

    1) Те, кто опоздал, не увидели первого действия пьесы.

    2) Те, кто присутствовал на репетиции, горячо поздравили режиссера.

    3) Те, кто находился в театре, аплодировали артистам.

    4) Те, кто был в дозоре, внимательно осматривали окрестность.

    6. Работа с учебником (стр. 56). Выполните упражнение 92 (устно).

    Употребите в роли подлежащего:

    около двухсот человек

    много (мало, несколько) болельщиков

    горошек душистый

    мы с другом

    кормить завтраками

    7. «Эстафета»   Работа по карточкам в парах (устно). Определите, чем выражено подлежащее в представленных предложениях.

    Наступило роковое послезавтра. (наречие)

    Семь бед – один ответ. (словосочетание)

    Учиться всегда пригодится. (глагол)

    Большое видится на расстоянии. (имя прилагательное)

    Это было десять лет назад. (местоимение)

    Читающая сидела у окна. (причастие)

    Утром его «ха-ха-ха» прокатилось по всем палатам.(междометие)

    «В» является предлогом. (предлог)

    «Не» с глаголами пишется раздельно. (частица)

    Бабье лето – прекрасная пора. (фразеологизм)

    1.Изучают статью в учебнике.

    2.Выполняют письменно упражнение у доски, комментируют выделение подлежащих, определяют части речи, которыми они выражены, выполняют синтаксический разбор предпоследнего предложения.

    3. Работают на понимание учебного материала

    (аудиальный канал восприятия).

    4.Выполняют самостоятельную работу по вариантам.

    5.Выполняют письменно упражнение на местах, комментируют образование подлежащих, определяют части речи, которыми они выражены, выделяют грамматические основы предложений.

    6. Изучают статью в учебнике, отрабатывают навыки составления предложений с разными подлежащими.

    7. Определяют устно, чем выражены подлежащие на карточках, передавая слово любой другой паре (эстафета).

    Рефлексия (размышление) – 5 минут.

    1. Работа с технологической картой «Знаем - Хотим узнать -Узнали». Записать способы выражения подлежащего в третьем столбике.

    «Знаем»

    «Хотим узнать»

    «Узнали»

    Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос кто? или что?

    Способы выражения подлежащего в русском языке.

    В роли подлежащего могут выступать все части речи, свободные словосочетания и фразеологизмы.

    Фронтальная беседа.

    Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).

    • Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).
    • Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? (субстантивация)
    • А какой частью речи раньше было само слово «подлежащее»? (причастие)

    3. «Словоблоки»  Распределите предложения по группам в соответствии со способами выражения подлежащего (устно):

    1. Страна богата талантами. 2. Пять – моя любимая цифра.

    3. Вошедший молчал.

    4. День будет холодным.   5. Люблю я пышное природы увядание.            

    6. Опоздавшие сели на свои места.   7. Мы любуемся осенним лесом.

    8. Никто не забыт, ничто не забыто.

    9. Тополь перерос клен.    10. Семь – нечетное число.

    11. Меня окружают тысячи удивленных глаз.

    12. Любить – значит жить.   13. Все живое тянется к солнцу.

    14. Учиться – моя основная задача.

    4. Подведение итогов урока, выставление отметок.  

    5. Домашнее задание Составить  «Синквейн»

    Схема синквейна:

    1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

    2) Два прилагательных, характеризующих тему.

    3) Три глагола, показывающих действие темы.

    4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

    5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

    Пример синквейна

    Подлежащее.

    Основное, главное.

    Называет, обозначает, отвечает.

    Подлежащее – ключевое слово в предложении.

    Предмет речи.

    2) выполнить письменно упражнение 93; 3) выучить материал параграфа 17.

    1.Заполняют в тетради третий столбик технологической карты.

    2. Отвечают на вопросы (по выбору).

    3.Группируют (устно) предложения по видам подлежащих, объясняют свой выбор.

    Учащиеся записывают домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

    Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

    Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

    Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

    Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

    Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

    Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

    Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

    О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

    На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

    Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

    С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...