Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное " 6 класс к УМК Т. Ладыженской
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Шевченко Гульнара Гарифуловна

Контрольный диктант составлен для итогового контроля по теме "Имя прилагательное", включает в себя грамматическое задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диктант16.73 КБ
Файл диктант 6 класс16.82 КБ
Microsoft Office document icon диктант 6 класс31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»6 класс.

                                              Диктант.

1.Было раннее туманное  утро. 2.Над деревней раздавались петушиные крики.

3.Мы выехали, когда заря разгоралась. 4.В низине расстилался молочно-белый туман.  5.Дорога шла равнинной местностью. 6.По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей тростника пробирались к реке. 7.Покрытая росой трава касалась  наших ног. 8.Мы расположились  на отдых на песчаном берегу небольшой речонки. 9.Речка неширокая,  но достаточно глубокая.  

10.Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса.11. Её капельки переливались на траве, как бусинки. 12.Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади реки.   13.В прибрежных кустах проснулись утки. 

14.Вскоре прибежали  загорелые ребятишки и стали купаться. 15.Они позвали  нас. 16.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

17.Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. 18.Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

Грамматическое задание

1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание Н и НН подчиняется правилу: «В отыменных прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна буква Н».

2. Из предложений 4-6 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.

3. Из предложений 17-18 выпишите слово, приставку в котором можно заменить словом «очень».

4. Из предложений 6-7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

5. Из предложений 3-4 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.

6. Из предложения 13 выпишите именное словосочетание.

7. Среди предложений 1-3 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложений 1-2 выпишите притяжательное прилагательное.



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»6 класс.

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.

Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.

В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады?.. ...К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя...

Грамматическое задание

1. Укажите морфемный состав слов:

I вариант: величайшим, гусиные, порывистый, птичьих, короче, хорош;

II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину, жгуч, нежно-голубой, тончайший.

2. Выполните морфологический разбор слов:

I вариант: прохладнее, собачьей, деревянное;

II вариант: глиняный, величайшим, гусиные.



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»6 класс.

        Пятые сутки геолог   пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему  двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

        Кончились запасы пищи, и теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их   в горсть и долго жевал.

        Геолог   расположился  на  ночлег под раскидистой елью, разложил костер около смолистого пня,   набросал  еловых веток и прилег прямо   на них.

        Языки пламени  костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался  душистый дымок.  Глаза слипались.  Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему  предстоит  долгий и опасный путь через  глухую местность.

        Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

        Геолог  прислушался и   вдруг  ясно услышал рев машин.

        Он поднялся,  затоптал   костер  и пошел на шум машин.

Выполните грамматические задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант

Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их   в горсть и долго жевал.

2 вариант

Геолог  прислушался и   вдруг  ясно услышал рев машин.

2. Произведите морфологический разбор слов:

1 вариант

(Под) раскидистой (елью) –

Еловых (веток) –

2 вариант

В причудливые (фигурки) –

Смолистого (пня) –

3. Произведите  морфемный разбор слов (по составу):

1 вариант

Заячий,   ближний,   лисий,    дядин,   поздний

2 вариант

Сестрин,   синий,  песий,   Юрьев,  Петров

4. Образуйте все формы сравнительной степени слова (1 вариант)

    Опасный –

    Образуйте все формы превосходной степени слова (2 вариант)

    Ужасный -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

Тексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями....

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

6 класс. 1 четверть. Утром.     Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.     Со...

Тексты для контрольных диктантов в 5-8 классах

материал содеоржит тексты для проведения итогового контроля в 5-8 классах, к каждому тексту разработаны задания...

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса по русскому языку

Даннный конторольный итоговый диктант проводится в конце учебного года и позволяет проверить прочность и глубину знаний учащихся за курс 7 класса....

Контрольный диктант «Спящая Ассоль» (7 класс, тема "Деепричастие")

Контрольный диктант "Спящая Ассоль " проводится в 7 классе после изучения темы "Деепричастие " с целью контроля знаний учащихся....

Контрольные диктанты для 5-9 класса по краеведению.

Контрольные диктанты для 5-9 класса по краеведению....