Лингвистическая игра
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Непомнящих Оксана Викторовна

Лингвистическая игра для учащихся 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_igra.docx26.78 КБ
Файл koren1.docx62.22 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов

( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)

Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;

развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;

воспитывать уважение к слову, речевой культуре, к языку как наследию, доставшемуся от наших предков.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, маршрутные листы для команд, рейтинговые листы для членов жюри.

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирается капитан. Команды получают задания: придумать название своей команде, девиз и эмблему, подготовить рекламу предмету.

 

Ход игры.

Ведущий: Любите ли вы путешествовать? Почему вас так привлекают путешествия?(ответы учащихся)

Сегодня мы отправляемся путешествовать. Наши странствия будут необычными, ведь побываем мы в стране чудесных слов. Ее вы не найдете на карте, ее нет даже во Вселенной. Эта страна существует в русском языке и называется «Лексико-фразеология». У каждой команды есть задания, которые она должна решить в течение нашего путешествия.

  1. Первый пункт нашего путешествия «Давайте познакомимся»

Капитаны представляют свои команды- название, девиз, эмблема.

  1. Перед дальней дорогой надо проверить, как команды готовы к испытаниям.

Разминка. Первой начинает команда, которая быстрее даст ответ на вопрос «Наука, которая изучает слово и его лексическое значение»

Замени одним словом, в котором обязательно должна быть шипящая :

  • Место соединения сшитых кусков ткани(шов)
  • Детеныш галки(галчонок)
  • Глухой шум(шорох)
  • Презрительное название ненасытного человека(обжора)
  • Сладость, может быть молочным, горьким(шоколад)
  • Асфальтированная дорога(шоссе)
  • Наездник(жокей)
  • Артист цирка, манипулирующий различными предметами(жонглер)

Конкурс «Буквы сбежали»

Задание для команд. Кто быстрее составит слова?

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну —

Только не вначале.

Но сегодня — ну и ну!

Все они сбежали.

Лмпд, бгж, брхт,  врч,   гмк,  жжд, свнн , тбк, хлв. (Лампада, багаж, бархат,  врач,  гамак,  жажда, саванна, табак, халва).

  1. Ведущий. Мы прибыли в город Синонимоград.

Задание для команд: к словам подобрать синонимы:

 холод, белый, смеяться; жара, идти, веселый.

  1. Ведущий: Следующий пункт нашего путешествия славный город Антонимов.

Задание для команд: Дополнить пословицы антонимами.

Ученье- свет, а неученье-_________(тьма).

Встречают по одежке, а __________(провожают) по уму.

Маленькое дело лучше _________(большого) безделья.

Корень учения горек, да плод его_________(сладок)

На печи не храбрись, а в поле не__________(трусь).

На голове густо, а в голове________(пусто).

  1. Ведущий: Нас встречает прекрасный город Омонимск.

Задание для команд: Придумать словосочетания(предложения), поясняющие значение слов: коса, ключ, косить, лук

  1. Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы предлагаем пассажирам показать свои знания.

Замените одним словом.

Кто над нами вверх ногами(муха)

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море(тень)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает(собака)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает(замок)

  1. Конкурс капитанов:

Составьте слово: алкви, никйча, качаш, безарё, льпера, лутбоф, лоркес, отереш

( вилка, чайник, чашка, береза, апрель, футбол, кресло, решето).

  1. Ведущий: Чтобы дальше ехать, команды должны без капитана собрать сложные слова.

Студ ход

Паро лёт

Сбер театр

Само билет

Спорт касса

Кино грамм

Теле кран

Стоп зал

Кило фон

  1. Ведущий: Перед нами волшебное место Ребусоград.

Задание для команд: Выполнение задания на время(2 мин). Разгадать ребусы.

  1. Ведущий: В каждом путешествии обязательно встречаются тайны и загадки. Вот и предлагаем мы вам отгадать загадку- пантомиму.

От каждой команды выходит один ученик, который должен изобразить пословицу, а команда должна угадать пословицу.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

В трех соснах заблудился.

Конкурс «Расшифруйте слова»

Задание. В каждой строчке спрятались по два слова.

ДЛАЯЙТЕКАЛ

1) Прогони собаку, не потревожив птицу.

МАИДСПРАНИИЯД

2) Со страной расстанься, но оставь столицу.

ГКАРВОЗАДИСЬКА

3) Где цветок, где рыба, отыскать попробуй!

НКИКВЕАЛЬС

4) Выплесни напиток, а металл не трогай.

СММАСОРОЛЕДИННОКА

5) Гриб клади в корзину, ягоду - в лукошко.

ПАКНЕТДЕРЫА

6) Разберись, где обувь, где большая кошка.

БРБУОСЬКСЯ

7) Отыщи вид спорта и снаряд спортивный

КФРУВЕШИГАНТ

8) Где сосуд из глины? Где корабль старинный?

КСОАМОБСВРАЛА

9) От змеи опасной отдели машину.

КБТРЕЛИТКАОН

10) Кто грызёт орехи? Кто зарылся в тину.

Ответы:

1) лайка, дятел;

2) Испания, Мадрид;

3) гвоздика, карась,

4) квас, никель,

5) смородина, маслёнок;

6) кеды, пантера;

7) бокс, брусья;

8) кувшин, фрегат;

9) самосвал, кобра;

10) белка, тритон.

  1. Ведущий: С шуткой жить веселей, путь короче, дорога легче. Предлагаем вам на загадку дать отгадку:
  • Это не белье, а их часто развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не цветы, а вянут(уши)
  • Его советуют искать в поле, когда кто-либо исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит в карманах(ветер).
  1. Ведущий: В каждом городе есть свои достопримечательности. Есть они и в нашем крае, но чтобы к нам приезжали туристы, нам следует открыть магазин «Несуразных вещей».

Задание для команд: прорекламируйте предмет так, чтобы покупатель-турист захотел его купить( кактус, фантик, пустая бутылка, жвачка, джинсы без штанины).

Конкурс «Шарады»

Если 3 на К заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем.

(Зуб — куб.)

Если с 3, то вкусен очень,

И воздушен он, и легок.

3 на К заменим только —

Пей продукт из молока.

(Зефир — кефир.)

Читайте слева вы меня,

И псом презлющим буду я.

Но времени я буду счет,

Когда прочтешь наоборот.

(Дог — год.)

Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог.

(До — ми — к.)

С буквой Д впереди шагаю

От зари и до зари.

С П торчу, зачем — не знаю.

С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С Л всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной.

(День — пень — тень —лень.)

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом с семьей мы живем.

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено.

(Дача — задача.)

Я — синоним к слову бык

И известен всем,

Но прибавь мне букву К,

И козляток съем. (Вол — волк.)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты И прибавишь —

И стану птицей я лесной.

(Волга — иволга.)

С Ю я по воде скольжу,

С Я на голове сижу.

(Шлюпка — шляпка.)

С Ч над морем я летаю,

С Г в машине нахожусь,

С М тебя я одеваю,

С Л собачкою зовусь,

С С — можешь в булочной купить,

С Ш в бане себя мыть!

(Чайка — гайка — майка лайка — сайка — шайка.)

С Л лить слезы заставляю,

С Ж по воздуху летаю.

(Лук — жук.)

С У — ползучий,

с Ё — колючий.

(Уж — ёж.)

Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха — муха.)

С Т я книга, с С я рыба,

С К бесформенная глыба,

С Л — помог колоть я лед,

С Д народ во мне живет.

(Том — сом — ком — лом — дом.)

Слово названье дорожке дает,

В горы и лес ею каждый пройдет.

Слово прочтете наоборот —

Сразу узнаете яблока сорт.

(Тропа — апорт.)

Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную,

А в целом — мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную.

(Сто-ля-р)

Первый слог метут метлой,

Глазом назову второй,

Третий резать хлеб годится,

А четвертый — лишь частица.

(Сор-око-нож-ка.)

С С на дереве расту, С Ж по дереву ползу.

(Сук — жук.)

  1. Ведущий: Вот и подошло к завершению наше необычное путешествие в страну чудесных слов. Мы узнали много интересного и полезного, познакомились с чудесами интеллекта. В мире еще много мест, где мы не были, но читая книги, изучая русский язык, можно путешествовать и дома.
  2. Подведение итогов, награждение победителей и лучших игроков( жюри объявляет результаты после каждого конкурсного задания)



Предварительный просмотр:

корень

Ребусы по русскому языку

Ребусы по русскому языку

запятая

Ребусы по русскому языку

буква

Ребусы по русскому языку

склонение

Ребусы по русскому языку

глагол

Ребусы по русскому языку

лексика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы

Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы...

Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса

Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....

Лингвистические игры. Конкурс скороговорок

Дидактический материал к проведению Недели русского языка. Можно использовать как пятиминутку на уроке для развития орфоэпической культуры, внимания, воображения, чувства юмора....

Лингвистические игры.(Игровые творческие задания)

Пользуясь данным материалом, можно показать ребятам, что кроме трудного сочинительства есть игровое словотворчество, развивая таким образом их  речевую изобретательность....

Лингвистическая игра "Полиглот"

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся среднего звена, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к изучению языков, учит внимательному отношению к слову....

Лингвистическая игра "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся 5-6 классов по русскому языку...

лингвистическая игра "Русский бой" для 8 класса

Презентация по русскому языку для 8 класса  включает в себя задания по следующим разделам: фонетике, лексике, морфологии, стилистике, морфемике, синтаксису. Можно использовать как ...