Рабочие программы при подготовки к ОГЭ иГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Омышева Анна Сергеевна

Рабочие программы при подготовки к ОГЭ иГЭ по русскому языку 9, 11 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                              Согласовано:                                 Утверждено:

ШМО учителей                          зам.дир по УВР                             директор МБОУ «КССОШ»

гуманитарного цикла                 Злотникова Т.А.                            Журавлева Е.Ю.

Протокол № 1 от 27.08.15          Протокол №1 от 28.08.15             Приказ 77/1 от 01.09.15

                                     

___________________               ________________                        _____________________

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Патриотизм в русской литературе»

2015-2016 учебный год

Образовательная область «Филология»

Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

с. Копьево, 2015 

«ПАТРИОТИЗМ  В  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ»

Пояснительная записка

Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков.

Патриотизм в России всегда был символом мужества, доблести и героизма, несгибаемой силы народа. Многовековая история россиян свидетельствует о том, что без патриотизма невозможно создать сильную державу и отстоять её рубежи.

Тему патриотизма не может обойти стороной ни один гуманитарный курс. Она пронизывает многие дисциплины, заставляет задумываться о целостном мире культуры. Воспитание любви к Родине, к просвещению, к мирному труду и ратному подвигу необходимо каждому гражданину и полезно для общества. В фундаменте каждой национальной культуры существует героический эпос – он необходим любому народу.

 Потребность в героике особенно ощутима в юности, но и с годами она не иссякает. Самое действенное воспитание настоящего человека основано на героических примерах. Для России со времён Куликовской битвы идея победы была культурообразующей, центральной. Поэты и писатели бережно пронесли образ Победы от петровских баталий – к екатерининским, от первой Отечественной войны – ко второй.

Всё это даёт основание утверждать, сколь важным и в школьной практике является изучение темы патриотизма и героики.

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Курс дополняет базовую программу и опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения курса литературы.

Основная цель курса – расширение познавательного контекста учащихся; развитие интереса к изучению художественных произведений; привитие интереса учащихся к теме патриотизма и героизма в литературе.

Программа курса направлена на повышение уровня национальной и речевой культуры на основе освоения определённых теоретических знаний.

На занятиях учащиеся должны научиться аналитической работе с текстом, умению прослеживать традиционные особенности жанра; получить целостную картину знаний по истории литературы, истории Отечества, истории искусства.

 Основные задачи курса:

       - ознакомление с основными понятиями «патриотизм» и «героика» в контексте изучения школьной программы;

       - изучение приёмов авторского использования изобразительных и языковых   средств в изображении батальных сцен, самоотверженности и подвига героев;

       -  рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения;

Планируемые результаты.  

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

-  освоить сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения, сведения о жизни и творчестве писателей;

-  уметь выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения;

-  овладеть культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров и эпох;

-  уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, герою, выступить с сообщением или докладом на литературную или научную тему;

-  уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия.

Программа курса рассчитана на 9 часов, проведение факультативного занятия один за в месяц.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Деятельность учителя

Деятельность    учащихся

Кол- во часов

Дата проведения

По плану

По факту

 1.

«Понятие патриотизма. Патриотизм и героика в художественной литературе».

Вводная лекция с элементами беседы с опорой на знания учащихся.

Доклады для теоретического семинара, умение делать выводы.

1час

18.09.

2015

 2.

«Истоки патриотизма». Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве».

Лекция-беседа с опорой на знания учащихся.

Доклады учащихся. Обучение конспектированию умение делать выводы

1 час

16.10.

2015

 3.

«Воинская доблесть в музыке, живописи, истории».

Организация исследовательской работы. Лекция-беседа с опорой на знания учащихся.

Доклады для теоретического семинара, сопоставление, анализ, умение делать выводы.

1 час

20.11.

2015

 4.

Аналитическая работа. Поэзия XVIII века.

Организация аналитической работы с художественным текстом.

Практическая деятельность – мини-исследование, обобщение, выводы.

1 час

18.12.

2015

 5.

«Любовь к Родине, Русской земле». Поэзия и проза XIX века. (Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой)

Организация исследовательской работы. Беседа с опорой на знания учащихся

Практикум. Обучение самостоятельной исследовательской работе с исходным текстом, умение делать выводы и заключения.

1 час

22.01.

2016

 6.

«Защитник Родины – простой солдат». Проза XX века. (В.Быков, Б.Васильев, А.Шолохов, В.Некрасов)

Организация исследовательской работы. Беседа с опорой на знания учащихся

Практикум. Обучение самостоятельной исследовательской работе с исходным текстом, умение делать выводы и заключения.

1 час

19.02.

2016

 7.

Практическая работа с текстами.

Поэты XX – XXI вв. о Великой Отечественной войне.

Организация практической работы с текстами.

Практическая деятельность – мини-исследование, обобщение, выводы.

1 час

18.03.

2016

 8-9

Теоретический семинар. Защита проектов.

Подготовка вопросов, организация самостоятельной работы, работы  в минигруппах.

Работа в режиме: говорящий – слушающий – обсуждающий, умение убеждать. Доказывать, делать выводы.

1час

15.04.

2016

20.05.

2016

Список литературы

1) А.Замостьянов «Героика в школе: необходимость идеала», ж-л «Народное образование», №9, 2006г.;

2)  П.Е.Глинкин. Молодой герой советской литературы (в прозе о Великой Отечественной войне). М., «Просвещение», 2012г.

3) Информация из Интернета (доклады, рефераты, курсовые);

4) Д.С.Лихачёв. Величие древней литературы. (В кн. «Памятники литературы Древней Руси»). М., «Художественная литература», 2010г.;

5) Тексты художественных произведений.

                                   

ЛИСТ  РЕФЛЕКСИИ

Ф.И.О. _______________________________________________

В начале  изучения элективного курса по литературе «Патриотизм в художественной литературе»

Основные знания и умения

Самооценка

Оценка учителя

нет

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

да

Знаю:

- Основные приёмы авторского использования изобразительных и языковых   средств в изображении батальных сцен, самоотверженности и подвига героев;

- Сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения;

 - Идейное содержание и художественные особенности литературного произведения;

Умею:

- Выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения;

- Выступить с сообщением или докладом на заданную тему;

- Давать оценку произведениям на основе своего восприятия и осмысления их художественного текста

Владею:

- Основами аналитической работы с художественным текстом;

 

                                        ЛИСТ  РЕФЛЕКСИИ

Ф.И.О. _______________________________________________

В конце  изучения элективного курса по литературе «Патриотизм в художественной литературе»

Основные знания и умения

Самооценка

Оценка учителя

нет

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

да

Знаю:

- Основные приёмы авторского использования изобразительных и языковых   средств в изображении батальных сцен, самоотверженности и подвига героев;

- Сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения;

 - Идейное содержание и художественные особенности литературного произведения;

Умею:

- Выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения;

- Выступить с сообщением или докладом на литературную или научную тему;

- Давать оценку произведениям на основе своего восприятия и осмысления их художественного текста

Владею:

- Основами аналитической работы с художественным текстом.

                   



Предварительный просмотр:

МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:                              Согласовано:                                 Утверждено:

ШМО учителей                          зам.дир по УВР                             директор МБОУ «КССОШ»

гуманитарного цикла                 Злотникова Т.А.                            Журавлева Е.Ю.

Протокол № 1 от 27.08.15             Протокол №1 от 28.08.15                   Приказ 77/1 от 01.09.15

                                     

___________________               ________________                        _____________________

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный учебный предмет «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

2015-2016 учебный год

10 класс

Образовательная область «Филология»

Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

с. Копьево, 2015

           ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ

СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

10 КЛАСС

Пояснительная записка

   Элективный курс  «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» предназначен для учащихся десятого и одиннадцатого классов и является дополнением к основному курсу русского языка и литературы в части подготовки школьников к написанию сочинения–рассуждения (25 задание ЕГЭ 2016 года по русскому языку) и выпускного сочинения.

   Русский язык и литература являются основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

   Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

   Программа направлена на формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций.

    Содержание, обеспечивающее выработку коммуникативной компетенции, направлено на сознательное формирование навыков речевого общения через функциональные разновидности языка в первую очередь.

   Элективный курс предназначен для тех, кто хочет научиться писать сочинение и получить максимальный балл на экзамене и качественно написать выпускное сочинение по литературе.

   В программе содержатся систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения–рассуждения, а также задания к ним и методика подготовки к выполнению части 2 ЕГЭ по русскому языку и выпускному сочинению.

   Цель элективного курса – развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

      Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. способствовать овладению  навыками анализа текстов разных стилей и жанров;
  2. научить разбираться в современной языковой ситуации, критично и профессионально   относиться к своей и чужой речи;
  3. совершенствовать создание текстов сочинений – рассуждений;
  4. создавать условия для написания авторских текстов того или иного стиля в жанре сочинения - рассуждения;
  5. отрабатывать навыки самопроверки и самооценки.

     

  Программа рассчитана на 35 часов в год, что составляет 1 часа в неделю.

   

Содержание программы:

Программа состоит из 8 разделов, строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Соблюдаются принципы системности, преемственности и доступности. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, небольшие по объему, характеризующиеся лаконичностью, доступностью.

1 раздел. Проблема текста. Рассматриваются вопросы, связанные с типом проблем, способами выявления проблем. Школьники учатся выбирать одну проблему из нескольких. Предлагаются типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Рассматриваются типичные ошибки при формулировании проблемы.

2 раздел. Комментарий к проблеме. Этот раздел включает в себя типы информации в тексте, типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы, способы введения цитат в текст сочинения.

3 раздел. Авторская позиция. Развиваются умения школьников определять авторскую позицию в художественном тексте.  Предлагаются типовые конструкции для выражения авторской позиции. Рассматриваются типичные ошибки при формулировании позиции автора.

4 раздел. Аргументация собственного мнения. Раздел включает в себя виды аргументов, структуру аргумента, типичные ошибки аргументации.

5 раздел. Композиция сочинения. Закрепляются на практике виды и формы вступления, заключения, основные средства связи между предложениями в тексте.

6 раздел. Школьники выполняют задания по устранению грамматических, речевых, логических, фактических ошибок.

7 раздел. Работа экспертами и писателями. Школьники изучают еще раз критерии оценивания ответа на задание 25 ЕГЭ и выполняют  упражнения по оцениванию сочинений учащихся по этим критериям.

8 раздел. Анализ текста и написание сочинения-рассуждения

На каждом занятии предполагаются развернутые ответы–рассуждения на поставленный вопрос (сформулируйте и запишите проблему текста, отредактируйте формулировки проблем текста, сформулируйте позицию автора; укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора; выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис; обоснуйте выбранный вариант абзацного членения; проведите анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания части 2 ЕГЭ по русскому языку и др.).

Используются следующие виды деятельности:

  • исследовательская (проведите анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания части С; прочитайте два текста разных авторов, совпадают ли точки зрения авторов; соотнесите формулировки проблем текста с позицией автора; выберите правильные формулировки проблемы текста);
  • ответа на проблемные вопросы;
  • творческая (расположение фрагментов сочинения таким образом, чтобы получился связный текст; написание сочинения по прочитанному тексту).

Элективный курс создает условия для развития общеучебных умений:

  • информационных (переработка и использование информации);
  • интеллектуальных (умение строить рассуждения-доказательства разных видов);
  • коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка);
  • организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.

В результате изучения программы группового занятия учащиеся должны уметь:

  • выявлять проблемы художественного текста;
  • комментировать сформулированную проблему;
  • выявлять позицию автора, умело использовать средства выражения позиции автора;
  • аргументировать собственное мнение, используя различные классификации аргументов;
  • освоить различные варианты композиции сочинения, основные средства связи между предложениями в тексте;
  • отбирать лексические и грамматические средства для грамотного речевого оформления сочинения;
  • строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом и стилем речи;
  • уметь оценивать сочинение по определенным критериям (www.fipi.ru)
  • владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

   Оценка знаний и умений проводится с помощью тестов, письменных работ.

   

Ожидаемые результаты:

  • успешность проведения итоговой аттестации за курс полной школы;
  • повышение уровня коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций десятиклассников.

Предметные результаты:

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
  • владение всеми видами речевой деятельности.

                                   

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Форма организации занятия

Форма контроля

Дата

По плану

По факту

I четверть

1

Проблема текста.

( 1 ч.)

Проблема текста. Типы проблем.

Лекция учителя.

Формулирование проблем текста.

02.09.

2015

2

Комментарий к проблеме      (16 ч.)

Способы выявления проблемы.

Лекция с элементами беседы.

Алгоритм выявления проблемы художественного текста.

09.09.

2015

3

Выбор одной проблемы из нескольких.

Беседа.

Практическое задание

«Установить соответствие проблемы вопросу».

16.09.

2015

4

Способы формулирования проблемы.

Редактирование формулировки проблем текста И. Ильина.

Практическая работа

« Выберите правильную формулировку проблемы текста».

23.09.

2015

5

Типовые конструкции    (клише) для формулирования проблемы.

Беседа.

Выработка советов.

30.09.

2015

6

Типичные ошибки при формулировании проблемы.

Анализ сочинений.

Практическое задание

« Устранить

ошибки и прокомментировать их».

07.10.

2015

7

Комментарий к проблеме.

Лекция учителя.

Написание комментария с помощью фрагментов текста, выделенных серым фоном.

14.10.

2015

8

Типы информации в тексте.

Лекция учителя.

Практикум

«Выявление подтекстовой информации»

21.10.

2015

9

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.

Сравнительный анализ текстов разных стилей речи.

Создание текстового и концептуального комментария.

28.10.

2015

II четверть

10

Введение цитат в текст сочинения.

Беседа.

Тренировочные упражнения на расстановку знаков  препинания в предложениях с прямой речью.

11.11.

2015

11

Авторская позиция

(9 ч.)

Авторская позиция.

Лекция учителя с элементами беседы.

Написание фрагмента сочинения.

18.11.

2015

12

Авторская позиция в художественном тексте.

Занятие – исследование по рассказу В. Астафьева « На закате дня».

Выработка алгоритма

для выражения позиции автора.

25.11.

2015

13

Автор и рассказчик.

Практикум.

Написание фрагмента сочинения.

02.12.

2015

14

Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

Практикум.

Выработка алгоритма действий для выражения авторской позиции.

09.12.

2015

15

Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

Практикум.

Написание фрагмента сочинения.

16.12.

2015

16

Аргументация собственного мнения

(8 ч.)

Аргументация собственного мнения.

Беседа.

Написание фрагмента сочинения с использованием пословиц в качестве аргумента.

23.12.

2015

III четверть

17

Виды и структура аргумента.

Лекция учителя с элементами беседы.

Написание текста – рассуждения по теме, развернув данные аргументы и дополнив их своими.

13.01.

2016

18

Типичные ошибки аргументации

Практикум

Анализ неудачной аргументации тезиса

«Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека».

20.01.

2016

19

Композиция сочинения

(6 ч.)

Композиция сочинения.

Лекция учителя с элементами беседы.

Сравнение различных вариантов композиции сочинения.

27.01.

2016

20

Основные средства связи между предложениями в тексте.

Практикум.

Заполнение таблицы примерами.

03.02.

2016

21

Виды и формы вступления.

Практикум.

Выполнение упражнений.

10.02.

2016

22

Виды заключения.

Практикум.

Выработка различных способов оформления заключения.

17.02.

2016

23

Речевое оформление сочинения

(8 ч.)

Речевое оформление сочинения.

Практикум

Редактирование предложений с ошибками.

24.02.

2016

24

Грамматические ошибки.

Практикум

Редактирование предложений с ошибками.

02.03.

2016

25

Речевые ошибки.

Практикум

Редактирование предложений с ошибками.

09.03.

2016

26

Логические ошибки.

Практикум

Редактирование предложений с ошибками.

16.03.

2016

IV четверть

27

Фактические ошибки.

Практикум

Редактирование предложений с ошибками.

06.04.

2016

28

Работа экспертами и писателями

(4 час.)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Оценка сочинений по критериям

Лекция с элементами беседы

Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания задания 25 ЕГЭ.

13.04.

2016

29

Анализ текста и написание сочинения-рассуждения (14 ч. )

Композиция и изобразительно-выразительные средства

Лекция учителя с элементами беседы.

Анализ текста с точки зрения определения в нем изобразительно-выразительных средств

20.04.

2016

30

Композиция и изобразительно-выразительные средства текста научного и художественного стиля

Практикум

Анализ текста с точки зрения определения в нем изобразительно-выразительных средств

27.04.

2016

31

Комплексный анализ текста.

Практикум

Анализ текста

04.05.

2016

32

Написание и редактирование сочинения-рассуждения.

Практикум

Творческая работа

11.05.

2016

33

Комментарий и оценивание ученической работы.

Практикум

Самостоятельная работа

18.05.

2016

34

Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.

Итоговые занятия

Итоговая работа

25.05.

2016

35

Оценивание своего сочинения-рассуждения.

Итоговая работа

                                   

Примерный дидактический материал для практикумов

Задания с выбором ответа

Текст

Задания

(1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь, которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных широт.

Какое предложение должно быть первым?

1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений.

2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований.

3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа.

4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи.

Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

1) Следовательно, 2) Тем не менее

3) Между тем 4) Дело в том, что

(1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и принимала специальные резолюции.

(З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно.

Какое предложение должно быть первым?

1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же время есть страны, где большая часть населения голодает.

2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов.

3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в национальном, так и в международном масштабе.

4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной эксплуатации ресурсов планеты.

Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

1) Следовательно, 2) Однако

3) Иными словами, 4) Кроме того,

Тестовые задания по тексту

Текст № 1

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.

(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.

(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

(По В. Шефнеру)

После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»?

1) 8 2) 2 3) 13 4) 26

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?

1) описание 2) повествование и описание 3) повествование 4) рассуждение

Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

1) 1 2) 12 3) 13 4) 24

Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья. Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»

Список терминов:

1) развёрнутая метафора 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония

4) ряды однородных членов предложения 5) эпитеты 6) контекстные антонимы

7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения

9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм

Текст № 2

(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.

(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя.

(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.

(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.

(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

(По В. Пекелису)

Какое суждение противоречит позиции автора текста?

1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя.

2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.

3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве.

4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?

1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование

Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение 5)?

1) проницательный, вдумчивый

2) сообразительный, догадливый

3) абстрактный, отвлечённый

4) рассудительный, благоразумный

Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»

Список терминов:

1) сравнение 2) литота 3) риторическое обращение

4) олицетворение 5) диалектизм 6) эпитеты 7) парцелляция

8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизм 10) риторическое восклицание

Литература

  1. Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате: [учебное пособие] / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – Москва: Интеллект-центр, 2012. -144 с. (электронная версия)
  2. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие/ Н.А.Сенина. – Изд. 6-е, испр. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 334 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
  3. ЕГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / подред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с. – (ЕГЭ. ФИПИ - школе) (электронная версия)
  4. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки :  учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – ростов н/Д : Легион-М, 2010. – 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ). (Электронная версия)
  5. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 2 / О.М.Мамай. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 128 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые задания») (электронная версия)

5. www.fipi.ru

         

       

     



Предварительный просмотр:

МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                              Согласовано:                                 Утверждено:

ШМО учителей                          зам.дир по УВР                             директор МБОУ «КССОШ»

гуманитарного цикла                 Злотникова Т.А.                            Журавлева Е.Ю.

Протокол № 1 от 27.08.15          Протокол №1 от 28.08.15             Приказ 77/1 от 01.09.15

                                     

___________________               ________________                        _____________________

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс «Комплексный анализ текста»

2015-2016 учебный год

10 класс

Образовательная область «Филология»

Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

с. Копьево, 2015

Комплексный анализ текста

10  класс

35 часов (1 час в неделю)

Пояснительная записка

 Целью современного урока русского языка является не только формирование орфографических и пунктуационных навыков, но и обучение осмысленному, вдумчивому чтению учащихся, проведению лингво-литературоведческого анализа текстов разных функциональных стилей, а также повышение культуры речи и развитие связной речи, как устной, так и письменной. Данные навыки необходимы не только для успешной сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, но и для повышения общекультурного уровня учащихся.

Курс «Комплексный анализ текста» направлен на достижение данной цели.

Задачи курса:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- повышать коммуникативную компетентность школьников;

- обеспечить педагогические условия для расцвета личности школьника, его творческого потенциала.

                                Организация учебных занятий.

В связи с поставленными целями определяются формы и методы обучения.

Материал, изученный ранее, выступает базой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом: в одних случаях – в форме выписок, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других случаях – в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок, группировки примеров на определенные правила правописания, составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих – в форме краткой обобщающей беседы, итогом которой бывает составление плана, схемы, алгоритма действия языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений и тестовых заданий.

Тексты для анализа взяты из научных трудов, публицистических изданий и художественной литературы (проза и поэзия) и направлены на расширение кругозора и обогащение и совершенствование их речи. На программном литературном материале учимся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, анализировать идейно-тематическое содержание произведения, его композицию, используемые в нем художественные средства, видеть авторское отношение к изображаемому. После анализа текста учащиеся пишут сочинение-рассуждение по проблемам, поднятым автором, проводят взаиморецензирование, коллективное обсуждение работ или сдают на проверку учителю.

                       

                                   

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Характеристика видов деятельности уч-ся

Дата

По плану

По факту

I  четверть

1

Текст как речевое произведение.

Работа над теоретическим материалом

03.09.2015

2-3

Книга в жизни человека. Анализ текстов Ф. Абрамова, М. Пришвина, Л. Васильевой, В. Лакшина.

Работа по определению основной мысли текста

10.09.2015

17.09.2015

4

Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть талантливым читателем?»

Творческая работа

24.09.2015

5

Тема текста, микротемы, основная мысль, позиция автора.

Анализ текстов, выделение тезисов

01.10.2015

6-7

Человек и природа. Экологическая и этическая проблемы в цикле «Наедине с природой» Ф. Абрамова.

Анализ текста, составление плана сочинения

08.10.2015

15.10.2015

8

Сочинение. Как сохранить планету.

Творческая работа

22.10.2015

9

Анализ отрывка из статьи Д. Гранина «Священный дар».

Анализ текста

29.10.2015

II четверть

10

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов: два гения. Анализ текстов В. Лазарева и В. Каткова.

Сопоставительный анализ текстов

12.11.2015

11

«Добро и зло противостоят друг другу». Анализ текста В.П. Астафьева.

Анализ текста, ответ на проблемный вопрос

19.11.2015

12

Эссе на тему «В чем проявляется истинная доброта, милосердие?»

Творческая работа

26.11.2015

13

Функциональные стили текста. Основные признаки и особенности публицистического стиля.

Работа с теорией

03.12.2015

14

«У всякого художника есть своя тайна». Из публицистического очерка Д. Сергеева об А. Вампилове.

Анализ текста

10.12.2015

15

Основные признаки и особенности художественного стиля.

Работа с теорией, анализ текста

17.12.2015

16

Словесные средства художественной изобразительности.

Работа с теорией (Подготовка к ЕГЭ/Сенина)

24.12.2015

III четверть

17-18

Выполнение заданий ЕГЭ. Тропы, стилистические фигуры.

Практическая работа, зачет (задание 24 ЕГЭ)

14.01.2016

21.01.2016

19-20

Война в жизни человека. Анализ поэтического текста и прозы.

Анализ текста

28.01.2016

04.02.2016

21

Сочинение. У войны не женское лицо.

Творческая работа

11.02.2016

22-23

Окказионализмы как особое выразительное средство. Анализ стихотворений Маяковского, Есенина, Хлебникова, Северянина и других поэтов Серебряного века.

Работа с теорией, анализ текста

18.02.2016

25.02.2016

24-25

Анализ статьи М. Кронгауза «Язык мой – враг мой». Эссе по проблеме, поднятой автором.

Анализ текста, творческая работа

03.03.2016

10.03.2016

26

Возвращение к традициям в культуре. Статья В. Гаврилина «О музыке и не только».

Анализ текста

17.03.2016

IV четверть

27

Традиции в живописи. Статьи о художнике 20 века Константине Васильеве.

Анализ текста, ответы на проблемные вопросы

07.04.2016

28

Анализ композиции текста.

Практическая работа

14.04.2016

29

Театр – особый вид искусства. В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, В.И. Немирович-Данченко  об искусстве.

Сопоставительный анализ текста

21.04.2016

30

Спорт в жизни человека. Анализ статьи В. Шатаева.

Анализ текста

28.04.2016

31

Сочинение-рассуждение на тему «Альпинизм – спорт мужественных и интеллигентных людей».

Творческая работа

05.05.2016

32-33-34

Выполнение тестовых заданий ЕГЭ.

Тесты ЕГЭ (1-3)

12.05.2016

19.05.2016

26.05.2016

34

Итоговая контрольная работа «Комплексный анализ текста».

26.05.2016

35

Резервное занятие

Литература

  1. Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате: [учебное пособие] / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – Москва: Интеллект-центр, 2012. -144 с. (электронная версия)
  2. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие/ Н.А.Сенина. – Изд. 6-е, испр. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 334 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
  3. ЕГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / подред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с. – (ЕГЭ. ФИПИ - школе) (электронная версия)
  4. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки :  учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – ростов н/Д : Легион-М, 2010. – 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ). (Электронная версия)
  5. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 2 / О.М.Мамай. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 128 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые задания») (электронная версия)



Предварительный просмотр:

МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                              Согласовано:                                 Утверждено:

ШМО учителей                          зам.дир по УВР                             директор МБОУ «КССОШ»

гуманитарного цикла                 Злотникова Т.А.                            Журавлева Е.Ю.

Протокол № 1 от 27.08.15          Протокол №1 от 28.08.15             Приказ 77/1 от 01.09.15

                                     

___________________               ________________                        _____________________

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс «Всемогущий и занимательный синтаксис»

2015-2016 учебный год

9 класс

Образовательная область «Филология»

Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

с. Копьево, 2015

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» рассчитана на 35 часов для учащихся 9 классов.

Программа включает в себя: теоретический материал; вопросы и задания практического характера; вопросы и задания занимательного характера.

Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры учащегося. Вся практическая часть элективного курса может проходить в форме КВН, Клуба знатоков, « Брейн-ринга» и. т. д.

Задачи:

- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

- развитие интонационно выразительной речи;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях  и повышение роли самостоятельности учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

-владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно конструировать ту или иную стилистико-синтаксическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Итоговый контроль проводиться в форме групповой защиты проектов по пройденным разделам элективного курса, приветствуются презентации, раздаточные материалы и устная форма защиты.

При изучении курса русского языка, учитываются особенности класса: в классе одиннадцать обучающихся. После проведения диагностической работы было выявлено. На «4» и «5» занимаются: Вашлаева Ира, Хрипакова Яна, Лихова Алена, Кириллов Саша, Расторгуев Саша – они хорошо владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Егунов Саша, Щетинин Данил, Щетинин Максим, очень слабые знания у Ли Коли. Леймана Сережи, Алексеевой Насти - плохо усваивают пройденный материал. Низкая культура чтения. Отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные занятия используются для работы. Как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Задания повышенной трудности используются для индивидуальной работы с сильными обучающимися и проявляющими особый интерес к русскому языку. Учебный процесс, в классе в целом, проводит удовлетворительно, на занятиях дети проявляют активность.

Учебно-методический комплекс:

1. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М: АСТ-ЛТД, 2008.

2. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. М: Вербум, 2009.

3. Грамматически-стилистические упражнения при изучении синтаксиса. Сост. Мызина В. А. М: Просвещение, 2008.

4. Арсий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. М: 2009.

5. Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике. М: Знание, 2008.

Календарно-тематическое планирование

I четверть

№ п/п

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

По  плану

По факту

Глава I: О словах, и их сочетаниях (2 часа)

1

1

Введение. Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

1.09.2015

2

2

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

08.09.2015

Глава II:Основные виды подчинения слов в словосочетаниях (2 часа)

3

3

Согласование. Управление. Примыкание

15.10.2015

4

4

Основные виды подчинения в предложениях

22.10.2015

Глава III:Простое предложение (5 часов)

5

5

Типы предложений. Распространенные и нераспространенные предложения

29.09.2015

6

6

Подлежащее и сказуемое.

06.10.2015

7

7

Второстепенные члены предложения.

Односоставное предложения

13.10.2015

8

8

Односоставные предложения.

20.10.2015

9

9

Однородные члены предложения. Обособление второстепенных членов предложения.

27.10.2015

II четверть

Глава IV:Сложные предложения (4 часа)

10-11

1-2

Виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные предложения

10.11.2015

17.11.2015

12

3

Простое предложение.

24.11.2015

13

4

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

01.12.2015

14

5

Все о предложении…

08.12.2015

15

6

Лингвистический карнавал «Это непростое  простое предложение»

15.12.2015

16-17

7-8

Защита проектов групп учащихся

22.12.2015

29.12.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»

Цель работы  данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по...

Рабочая программа спецкурса " Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку "

Программа  составлена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 34 часа....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учени(ка/цы) _______ __________________________

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА)ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУучени(ка/цы) _________________________________...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины В.ч.ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) колледжа и предназначена для реализации  требований  ФГОС  по специальнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» для 5-9 классов

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания п...

Рабочая программа по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Прогрмма рассчитана на 17 часов, составлена в соответствии с требованиями и структурой  экзаменационной работы...