Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».
методическая разработка по русскому языку на тему

Кудряшова Виктория Владимировна

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.В.Кудряшова  ГБОУ школа № 561

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно,

 в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля,

создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

  • Воспитание культуры работа со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса: в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими, в основной и старшей школах эти потребности и умения развиваются и закрепляются. Формируются навыки поисково-информационной работы по различным дисциплинам школьной программы с использованием толковых, энциклопедических и специальных (предметных) словарей, закладываются умения использовать все разнообразие словарей при решении учебных задач по дисциплинах филологического цикла.
  • Практика систематического использования словарей в проектной и внеурочной деятельности призвана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию показаний.

Классификация словарей, необходимых для обеспечения результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Школьные (учебные) словари.

Типы школьных словарей русского языка: 

универсальные,

толковые,

орфографические,

орфоэпические,

ударений,

фразеологические,

грамматические,

словообразовательные,

словари морфем,

этимологические,

тематические для расширения словарного запаса и другие.

  • Работа со словарями позволяет учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы разрабатывать и проводить современные интерактивные уроки, в том числе и в игровой форме.
  • Помогает учителю наглядно продемонстрировать и раскрыть наиболее сложные темы для ученика темы, сделать их изучение более увлекательным, решить потребность и умение самостоятельно поиска, анализа и интерпретации информации.
  • Развивают у ученика системное языковое мышление и языковую культуру.

Роль словарей в реализации положений ФГОС.

  • Формирование ответственного отношения к обучению, готовности  и способности обучающихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию предполагают выработку навыков работы со словарями.
  • Формирование основ экологической культуры. Для их определения рекомендуются обращаться к экологическим словарям разного типа: энциклопедическим, терминологическим, популярным.
  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
  • Формирование умений смыслового чтения невозможно без выработки потребности точно понимать значения употреблённых в тексте слов и выражений.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
  • В целях достижения более высоких результатов по различным предметам.

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно,

 в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля,

создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Общая тема:  «Информационно-библиотечная грамотность».

Частная тема: «Словари в системе обучения по русскому языку».

Цель занятия:

Формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними;

Способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам.

Задачи:

-  закреплять навыки пользования справочной литературой (словарями);

-  показать основные приёмы работы со словарями.

Образование и раздаточные материалы:

 - стенд «Как создаётся словарь»;

 - различные словари;

 - электронные версии словарей.

Ход занятия:

1.  О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

Попробуйте отгадать загадку:

Я очень даже много знаю

И на вопросы отвечаю –

Что есть, что было встарь.

Ну а зовут меня …….. СЛОВАРЬ

 Одни слова «умирают», другие «рождаются», третьи «стареют».

Посмотрим на текст «Слова о полку Игореве». Многие вообще ничего не поняли.

 А оказывается это такие строки:

Не пристало ли нам, братья,

Начать старыми словами

Печальные повести о походе Игоревом,

    Игоря Святославовича?

Помочь во всём разобраться нам  помогут ОСОБЫЕ книги Словари.

2. Какие можно встретить Словари.

- словарь антонимов

- словарь синонимов

- словарь иностранных слов

- орфографический словарь

- толковый словарь

- профессиональные словари

- этимологический словарь  и другие.

3. Как создаются словари?

Владимир Иванович Даль

и его «Толковый словарь живого великорусского языка»

                           «Он открыл рудник словесный».

«Толковый словарь живого великорусского языка» собрал и написал Владимир Иванович Даль. Если многие статьи словаря - увлекательный рассказ, то жизнь писателя - захватывающий роман путешественника.

Всегда Даль помнил слова матери: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится в пути».

Он был морским офицером, чиновником, натуралистом, воевал, строил мосты, написал учебники «Ботаника» и «Зоология». Владимир Иванович умел сколотить табурет, выточить шахматы, сделать тончайшие украшения из стекла.

С Петербургом связаны многие страницы жизни писателя. В Морском кадетском корпусе он учился, в Кронштадте служил, в военном госпитале работал врачом. Даль дружил с Пушкиным. У смертного ложа великого поэта на Мойке 12 был до последнего часа, стараясь облегчить страдания другу. Учёные подсчитали, что в течение полувека писатель каждый час записывал и объяснял одно слово. «Человек рождён на труд», - говорил Даль.  

        «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля до сегодняшнего дня остаётся одним из наиболее активно используемых изданий.

Сам термин «толковый» в применении к словарю введён именно Далем. Даль придавал этому слову новое значение, исходя из старинного, но забытого его употребления. Каждый том словаря открывается примечанием автора: «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно значение другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённых. Слова живого великорусского языка указывают на объём и направление всего труда».

       Материалы для словаря В.И.Даль собирал 53 года (с 1819  по 1872 г.) то есть всю свою сознательную жизнь. Первые записи народной речи были сделаны девятнадцатилетним мичманом, выпускником Морского кадетского корпуса, последние дополнения в новое издание словаря внесены автором за неделю до смерти.

Составление словаря непосредственно связывалось с задачами обогащения литературного языка, с попыткой преодолеть разрыв между письменным языком и речью народа.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Для многих сегодня этот словарь – настольная книга.

       Основные принципы далевского словаря, его концепция заключались в следующем:

1. Показать как можно шире лексическое богатство русского языка: не только письменного, книжного языка, но также стихию народно-разговорной речи с включением народных говоров, слов различных промыслов и ремёсел.

2. Показать «дух» русского языка. Этому, по мнению Даля, отвечал избранный им порядок расположения слов в словаре, соотношение алфавитного и гнездового расположения.

       Словарь содержит 200 000 слов.

О «Словаре живого великорусского языка» вспоминает   С.Я.Маршак. 

Словарь.

             Усердней с каждым днём гляжу в словарь,

             В его столбцах мерцают искры чувства.

             В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

             Держа в руке свой потайной фонарь.

             На всех словах – события печать,

             Они дались не даром человеку.

             Читаю: Век. От века. Вековать.

             Век доживать, Бог сыну не дал веку.

             Век заедать, век заживать чужой…

             В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

             Нет, не словарь лежит передо мной,

             А древняя рассыпанная повесть.

         Пословица – всем делам помощница.

       В 1853 году Даль представил  в Академию наук сборник «Пословицы русского народа», включивший в себя и поговорки, и загадки, и прибаутки, и народные верования.

       К сборнику писатель шёл целеустремлённо. Он печатал статьи о народных верованиях «Полтора слова о нынешнем русском языке», «О наречиях  Русского народа».

      «Пословицы русского народа»  были напечатаны лишь после смерти Николая 1, в 1841-1862 гг.

      Больше тридцати тысяч скопилось их  у Даля в тетрадях.

      А точнее – 30 130 пословиц.

  1. Ты ему слово, а он тебе /    
  2. Сказанное слово – серебряное, а не сказанное –  /                
  3. Кто словом скор, тот в деле /                
  4. На словах и так и сяк, а на деле  /              
  5. Не дав слова, крепись, а дав слово  /                
  6. Он за словом в карман  /                    
  7. Не по словам судят, а по /                  
  8. Слово не воробей, вылетит –  /

Человек рождён на труд.

«Толковый словарь живого великорусского языка» составил и написал Владимир Иванович Даль. Если многие статьи словаря – увлекательный рассказ, то жизнь писателя – захватывающий роман путешественника.

        Всегда Даль помнил слова матери: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретиться в пути».

Он был морским офицером, врачом, чиновником, натуралистом, воевал, строил мосты, написал учебники:»Ботаника» и «Зоология».Владимир Иванович Даль умел сколотить табурет, выточить шахматы, сделать тончайшее украшение из стекла.

С Петербургом связаны многие страницы жизни писателя. В Морском кадетском корпусе он учился, в Кронштадте служил, в военном госпитале работал врачом-окулистом. Даль дружил с Пушкиным. У смертного ложа великого поэта на Мойке, 12 ыл до последнего часа, стараясь облегчить страдания друга. Ученые подсчитали, что в течение полувека писатель каждый час записывал и объяснял одно слово. «Человек рождён на труд», - говорил В.И.Даль.

Так как же создаются словари?

  • сбор материала
  • составление картотеки
  • систематизация и отбор
  • редактирование

З А Д А Н И Я:

КАФТАН

ПАУЗА

Вставьте пропущенные буквы, правильно ли вы написали слово. Проверьте по словарю.

Щ .ТИНА      АВТ . ВО . ЗАЛ    ПР . В . РЕДЛИВЫЙ

Подберите синонимы к слову ГРЯЗНЫЙ.    Выпишите их.

Что означает слово ДЖУНГЛИ,  и откуда оно пришло в наш язык.

Найдите антонимы к слову  ПОРАЖЕНИЕ

Тематический урок,

посвящённый празднованию Дня словаря,

отмечаемого Российской Федерацией ежегодно 22 ноября,

 был проведён в ГБОУ школе № 561

 в пятницу 27 ноября 2015 года.

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости, как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Работу со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса, начиная с начальной школы и продолжая  в основной школе. Практика систематического использования словарей в учебной и внеурочной деятельности признана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию понятий, обработке и хранению информации.

На уроке в 7 «Г» классе учащиеся  работали со словарями антонимов, синонимов, орфографическим словарём, словарём иностранных слов, этимологическим словарём, словообразовательным и толковыми словарями.

Здесь же на уроке им были предложены стихотворения о словарях, загадки и пословицы.

О «Словаре живого великорусского языка» вспоминает   С.Я.Маршак. 

Словарь.

             Усердней с каждым днём гляжу в словарь,

             В его столбцах мерцают искры чувства.

             В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

             Держа в руке свой потайной фонарь.

             На всех словах – события печать,

             Они дались не даром человеку.

             Читаю: Век. От века. Вековать.

             Век доживать, Бог сыну не дал веку.

             Век заедать, век заживать чужой…

             В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

             Нет, не словарь лежит передо мной,

             А древняя рассыпанная повесть.

Много интересного узнали ребята о жизни Владимира Ивановича Даля, создателе «Толкового живого великорусского языка», чьё имя тесно связано с Санкт-Петербургом.

         С увлечением учащиеся  выполняли задания, искали ответы  на вопросы,

Целью занятия было формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, а также развития умения извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам.

          Учитель русского языка и литературы Кудряшова Виктория Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«1000 Олимпийских искр знаний» (единый олимпийский урок, посвящённый празднованию 1000 дней до игр зимней олимпиады 2014 )

Цели урока: познакомить  с историей Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями.развивать  познавательный  интерес к олимпийским играм.воспитывать патриотизм, гражда...

Презентационный материал к уроку по теме "Избирательная система в Российской Федерации. Политические партии"

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Демократические выборы и политические партии"...

Интегрированный урок на тему "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации"

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами пи...

Владимир Иванович Даль- создатель великорусского словаря

Знакомство детей с биографией и творчеством В. И.  Даля....

Урок , посвящен 25-летию действующей Конституции Российской Федерации и 70-летию Всеобщей декларации прав человека

Накануне Международного Дня прав человека 10 декабря 2018 года в образовательных организациях Российской Федерации пройдет Единый урок прав человека. Инициатором Единого урока выступила Уполномоч...