Урок письма и развития речи по теме: "Слова, обозначающие признак предмета"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.

Цель: учить определять  в устной и письменной речи, слова обозначающие признак предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи                                 4 класс

 Дата 26.01.16

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.

Цель: учить определять  в устной и письменной речи, слова обозначающие признак предмета.

Задачи:

Образовательные: . - формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам – названиям предметов названия их признаков:

 Коррекционно - развивающие: развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно - следственные связи, обогащать словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость

      Воспитательные: воспитывать  аккуратность.

Оборудование: учебник для 4 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/А.К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, картинки , карточки со словами, карточки с заданиями, компьютер, проектор.

 

                                          Ход урока

     I. Орг. Момент

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

Лень прогоним мы из класса

И начнем все заниматься.

    Ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Пусть они вас не смущают. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

 Ребята поздоровайтесь с глазками, улыбнитесь. У каждого из нас сейчас свое настроение: кто-то возбужден, кто-то огорчен. Пусть этот урок принесет нам радость общения.

- Какой сейчас урок?

- Какой по счёту этот урок?

- Чему мы учимся на уроках письма и развития речи ? 

  Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости в удивительный сказочный город Грамотеевск, все жители которого очень любят русский язык и гордятся своими знаниями. Жители сказочного города помогут узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни.

Готовы  ли вы побывать в сказочном городе Грамотеевске?

Но стражники у ворот  пропустят вас в город лишь тогда, когда проверят, как вы научились писать.

II.Проверка домашнего задания

И сейчас мы проверим домашнее задание. (Откройте тетради с домашним заданием)

- Какое упражнение было задано?

 с. 123  упражнение  24

Но сначала ответьте на вопросы.

На какие вопросы отвечают действия предмета?

На какие вопросы отвечают слова предметы?

- Что нужно было сделать в этом упражнении?(выписать названия предметов и действий предметов)

III. Создание проблемной ситуации

 III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА: -Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и жители городка рады приветствовать вас. Каждый из них хочет, чтобы вы обязательно побывали у него в гостях, где вас ожидают интересные задания.

А сейчас минута чистописания.

-  Давайте разомнём пальцы.

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту   рубим – рубим,

Мы капусту солим – солим,                                          

Мы капусту трём – трём,

Мы капусту жмём – жмём.                                    

- Определите букву, которую мы будем писать.

- Данная буква имеет букву – близнеца, но отличается двумя  точками, стоящими вверху.

- О какой букве идёт речь?( Её) Показ образца.

- Назовите слова на букву Ё.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу

Сяду прямо, несогнуся,

Ручку правильно возьму.

И красиво напишу.

Запишем число и классная работа.

-  Посмотрели как правильно  надо писать эту букву и записали её в тетради, также как на образце.

- Поднимите руку, у кого получилось красиво, аккуратно?

РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

И встречает нас в городе Всезнайка

Введение в тему:

1).– У меня на доске даны слова. Прочитайте их:

поспела, вырос, красное, земляника, сладкая, арбуз, большой

2). — Найдите  среди них слова предметы

- Прикрепите их в первый столбик.

(дети выходят по одному и крепят к доске)

- На доске у нас какие слова предметы?

(не живые).

- Почему?

(отвечают на вопрос Что?)

3). — Найдите среди слова действия предмета

- Прикрепите их во второй столбик.

- Как вы определили?

( Потому что отвечают на вопросы: что сделала?, что сделал?, обозначают действия предметов)

4). — Ребята, все эти действия уже совершались? Или они в данный момент происходят? Или

5). — Прочтите оставшиеся слова.

(читают)

- Куда мы их отнесем? К словам, обозначающим  предметы?

( нет)

- Почему?

(они не обозначают предмет и не отвечают на вопросы Что? Кто?)

- Тогда остается их отнести к  словам , которые обозначают действия предметов?

(нет)

- Почему?

( Они не обозначают действия предметов)

III. Введение в новую тему

- Что остается делать?

( отнести их в третью группу)

- Давайте прикрепим их в третий столбик.

- Как называется это группа слов?

( не знаем)

Мы сегодня познакомимся с новыми словами, обозначающими признаки предметов и отвечающими на вопросы Какая? Какой? Какое?

Тема сегодняшнего урока : Слова, обозначающие признаки предмета.

IV. Новый материал.

У каждого предмета есть свои признаки . В речи мы называем эти признаки, чтобы лучше представить предмет.

Котенок маленький, пушистый – и все видят какой он.

Человек злой, грубый и сразу ясно о каком человеке идет речь.

А еще названия признаков помогут выразить чувства: мама родная, любимая; нарисовать словесную картину: день летний, жаркий; солнце яркое.

Вот такие удивительные слова живут в нашем языке.

- Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять  слова, обозначающие признак предмета.

1. Картинки ( лимон, яблоко).

 А сейчас мы сами попробуем подобрать к словам признаки предметов (слова на партах).На парте карточки со словами – признаками, подберите их к словам лимон и яблоко.

Физминутка

VI. Закрепление

И начнем с упражнения С. 130 упр. 28 Инд. Саватеев П. в тетради Самостоятельная работа.

-Молодцы, ребята. Все  жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас остаться погостить в их городе. 

Домашнее задание. С. 130 упр. 29 Инд. Саватеев П. в тетради

Из каких сказок эти картинки?(сказка о рыбаке и рыбке, курочка ряба)

- Ребята, посмотрите на рыбку и опишите её? ( золотая, желтая)

-На какой  вопрос  отвечают эти слова?(какая?)

- А теперь посмотрите на яйцо. Опишите его, как о нем говорит автор ? (золотое, простое).

-А  на какой  вопрос отвечают эти слова? (какое?)

Итог урока

Над какой темой мы сегодня работали?

-    О чем говорят нам слова, обозначающие признак предмета?

-    Для чего нужны слова, обозначающие признаки предмета?

(Слова, обозначающие признак предмета нужны в речи для точности описания предмета.  Эти слова делают нашу речь богатой, красивой, выразительной ,точной)

- Покажите смайлик с улыбкой, если вы справились со всеми заданиями.

- У кого не всё получилось, покажите другой смайлик.

Послушайте отметки за урок .( отметка с комментарием)

Оценивание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи "Грамматические признаки существительного"

Цели:повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках;упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи...

Урок письма и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Имена прилагательные, обозначающие признак по принадлежности».

На уроке формирмируются у учащихся представления об особенностях прилагательных, обозначающих признак по принадлежности, тренируется навык правописания данных прилагательных....

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

конспект урока в 3 классе по письму и развитию речи на тему: «Слова, обозначающие действия предметов».

Цели:1.Закрепить умения выделять слова, обозначающие действия предметов.2.Закрепить  умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов.3.Закреплять правописание словарных слов.4.Во...

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...