План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ольга Викторовна Пушкарская

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же работа со стихотворением, с эпиграфом, с видеоматериалом и др. Данная разработка может помочь при подготовке к уроку русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Подготовка к сочинению «Описание природы. Зима»

1.Ф.И.О.: Тихонова Ольга Викторовна

2.Место работы: МКОУ Первомайская ООШ

3.Должность: учитель русского языка и литературы

4.Предмет: русский язык

5.Класс: 6

6.Тема урока: Подготовка к сочинению « Описание природы. Зима»

7.Базовый учебник: «Русский язык». 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/ (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Просвещение, 2014г. – 175с.

8.Цель урока: создать условия для успешного написания сочинения- описания по теме: «Описание природы. Зима»

9.Задачи:

1.Обучающие:

-научить правдиво и ярко описывать природу с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний;

-совершенствовать умение строить  текст в определённой композиционной форме;

- повторить правила составления плана, необходимого для написания сочинения.

2.Развивающие:

-развитие речи учащихся, орфографических и пунктуационных навыков;

-развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

-развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям описательного  характера.

-воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к природе

-воспитание чувства красоты

Тип урока: развитие речи

Оборудование:

1. Учебник

2. Мультимедийное оборудование.

3. Выставка книг.

4. Плакат с изображением ёлки; кружочки-шарики из цветной бумаги (желтые, красные, зеленые).

5. Магнитная доска, магниты.

Тема

Цели, задачи.

Содержание урока

Д/з

Примечания

                                                                                                                        Сочинение «Описание природы»  (п.56 )            

Цель урока: создать условия для успешного написания сочинения- описания по теме: «Описание природы. Зима»

1.Обучающие:

-научить правдиво и ярко описывать природу с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний

-совершенствовать умение строить  текст в определённой композиционной форме,

- повторить правила составления плана, необходимого для написания сочинения.

2.Развивающие:

- развитие речи учащихся, орфографических и пунктуационных навыков.

-развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи

-развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственном высказывании

3. Воспитательные: - воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям описательного  характера.

-воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к природе

-воспитание чувства красоты

Ι. Орг. момент.

Работа с листом настроения (см. Приложение 1)

ΙΙ. Актуализация темы:

Какое сейчас время года?

Посмотрите за окно… Что видим за окном? (зима, зимний пейзаж)

ΙΙΙ. Работа по теме урока.

Работа с эпиграфом урока:

Прочитайте выразительно эпиграф к уроку. 

…Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые, порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.    К.Паустовскиий

О каких условиях хорошего описания говорит Паустовский?

Часто ли в художественных произведениях авторы используют описание?

В каких произведениях вы хорошо запомнили описания? ( И.С. Тургенев «Бежен луг», А С Пушкин «Дубровский», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»)

Что описывают авторы? (природу, настроение, характер, внешность человека, интерьер и др) . А что описывают чаще? (природу)

Видео материал (отрывок сказки «Морозко» см. Приложение 2)

Работа по развитию речи:

Письменно ответьте на вопрос: зима это какое время года? (сказочная, снежная, морозная, яркая, сверкающая, искрящаяся, волшебная…)

Какова тема урока? (описание зимнего пейзажа)

Определимся с типом речи (Презентация см. Приложение 3) СЛАЙД 1

И со стилем речи СЛАЙД 2

Работа со стихотворением Вяземского СЛАЙД 3

Здравствуй, русская  

                            молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

П.А.Вяземский

Какие слова употребляет автор, описывая зиму?

Почему Вяземский зиму называет «матушка» (зима заботится о природе, укрывая снегом все живое от мороза)

Вспомним, для чего же в природе нужен снег? СЛАЙД 4

Роль снега в природе:

Не дает промерзнуть земле.

Весной снег обогащает землю влагой.

В суровые зимы в снег прячутся некоторые птицы и животные.

Работа по репродукции «Зима» Шишкина. СЛАЙД 5

Попробуем описать картину (устно).

Составление плана сочинения СЛАЙД 6

Типичная композиция текстов-описаний включает:
1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) авторскую оценку, вывод, заключение.

Орфографическая работа СЛАЙД 7

Вставьте буквы и объясните их написание

Сне.., х..лодный, (в) янв..ре, (по)скрипывает, пуш..стый, с..сновые, в..лшебный, (в) хвойн..м лесу, по доро..к.., радос..ное настр..ение.

Прослушать отрывок пьесы, выполнить задание.

 Устное рисование (нарисуйте иллюстрацию к пьесе Чайковского «Январь» (Приложение 3).

Грамматическая работа: СЛАЙД  8

Составьте словосочетания, используя прилагательные:

снег

снежинка

небо

сосна

Рефлексия СЛайд9:

Какой самый яркий, волшебный праздник зимы? (новый год) Каков главный атрибут нового года? (елка).

Нарядим елочку вместе разноцветными шариками(на магнитной доске закреплен рисунок елки, к которому дети прикрепляют при помощи магнитов шарики – разноцветные кружочки).

Наряжаем елку- красными, желтыми и зелеными шарами.

Урок очень помог – зеленый шар.

Урок помог, но остались нерешенными некоторые вопросы – желтый шар.

Урок был бесполезным - красный шар.

ΙV. Итог урока.

Написание черновика сочинения

Эпиграф написан на доске

Организуется выставка книг



Предварительный просмотр:

ЛИСТ НАСТРОЕНИЯ

Фамилия, имя_________________________________

В начале урока

В конце урока

ЛИСТ НАСТРОЕНИЯ

Фамилия, имя_________________________________

В начале урока

В конце урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание — это мир в покое (одна фотография) Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир

Слайд 2

Стили речи Книжные Научный Официально-деловой Публицистический Художественный Разговорный (разговорная речь)

Слайд 3

Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица душа, Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! П.А.Вяземский

Слайд 4

Роль снега в природе Не дает промерзнуть земле. Весной снег обогащает землю влагой. В суровые зимы в снег прячутся некоторые птицы и животные.

Слайд 6

Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение.

Слайд 7

Вставьте буквы и объясните их написание сне.. х.. лодный (по) скрипывает пуш .. стый в.. лшебный

Слайд 8

Составьте словосочетания, используя прилагательные и причастия снег снежинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Урок русского языка. Тема: "Описание природы. Зима".

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой и В.В. Львова на тему: «Красота и богатство родного языка».

План-конспект описывает организацию деятельности преподавателя во время урока русского языка и позволяет обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностя...

План-конспект урока русского языка в 9 классе, проведённого совместно с сельской библиотекой. Тема: "Международное значение русского языка".

Урок изучения нового материала.Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.;  дида...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: "РУССКИЙ ЯЗЫК -ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА"

Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.Планируемые результаты: умение самос...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...