Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе для 7 класса в соответствии с ФГОС
    рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

    Рабочая программа по литературе составлена в полном соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом основного общего образования второго поколения к УМК Коровина. Учебные универсальные действия прописаны к каждому разделу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_dlya_7_klassa.doc272 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено »

    Руководитель МО

    _____________/____________/

    ФИО

    Протокол № ___ от «__»

    ____________2015___г.

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №       »

    _____________/______________/

    ФИО

     «__»____________2015___г.

    «Утверждено»

    Руководитель МОУ «СОШ №    »

    _____________/______________/

    ФИО

    Приказ № ___ от «__»____2015___г.

    Муниципальное бюджетное учреждение – средняя общеобразовательная школа№1

     р.п. Екатериновка Саратовской области

    ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    ЛИТЕРАТУРА

    для 7 класса

    учителя Хаустовой Ольги Сергеевны


    Р.п. Екатериновка

    2015 год

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы основного образования по литературе В.Я. Коровина и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я. Коровина (М.: Просвещение,2012).

    Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского языка.

    Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    - формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

    - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

    - постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    - поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

    - овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте(или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

    - овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществить библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

    - использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

    Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

    - обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

    - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования;

    - обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

    - установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

    -обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

    -взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

    - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

    -сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

    Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

    - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

    - выразительное чтение художественного текста;

    - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

    - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

    -  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

    - анализ и интерпретация произведения;

    - составление планов и написание отзывов о произведениях;

    - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

    - целенаправленный поиск информации на основе знания источников и умения работать с ними;

    - индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

    2. Общая характеристика учебного предмета

    Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18,19,20 века. Русская литература является одним из основных источников речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

    Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки(литературоведения), которая изучает это искусство.

    Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического,, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

    Содержание курса литературы включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).  

    Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность: курс 7 класса представлен разделами:

    1. Устное народное творчество.
    2. Древнерусская литература.
    3. Русская литература 18 века.
    4. Русская литература 19 века.
    5. Русская литература 20 века.
    6. Литература народов России.
    7. Зарубежная литература.
    8. Обзоры.
    9. Сведения по теории и истории литературы.

    В разделах 1-8 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

    Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

    1. Описание места учебного предмета в учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 7 классе (35 учебных недель, 2 часа в неделю, 70 часов в год) на этапе основного общего образования.

    А рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.

                                                4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы.

    Предметные

    Ученик научится:

    - осознанное воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

    - интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; отбирать произведения для читателей;

    - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

    - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;  выбирать произведения для самостоятельного чтения;

    - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

    - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.

    Ученик получит возможность научиться:

    - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

    - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

    - сопоставлять  «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

    - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

    - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах.

    Личностные.

    Ученик научится:

    - осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; владеть языком, культурой своего рода; проявлять чувства ответственности и долга перед Родиной;

    - ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    - проявлять целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    - понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

    - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    - владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;

    - проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

    - проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

    - осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной  жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам сем;

    - проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира , творческой деятельности эстетического характера.

    Ученик получит возможность научиться:

    - проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

    - участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций  с учетом региональных,  этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    - осознавать эстетическую ценность русской литературы;

    - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

    Метапредметные результаты.

    Познавательные.

    Ученик научится:

    - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

    - осуществлять запись  указанной учителем информации;

    - применять знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

    - строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

    - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

    - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

    - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

    - осуществлять синтез как составление целого из частей.

    Ученик получит возможность научиться:

    - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

    - записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

    - создавать и преобразовать модели и схемы по заданиям учителя;

    - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

    - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

    - строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте.

    Регулятивные.

    Ученик научится:

    - самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

    - самостоятельно планировать пути достижения целей;

    - соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    - осуществлять контроль;

    - принимать решения в проблемных ситуациях;

    - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

    Ученик получит возможность научиться:

    - осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    - владеть основами саморегуляции;

    - осуществлять познавательную рефлексию.

    Коммуникативные.

    Ученик научится:

    - организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе;

    - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

    Ученик получит возможность научиться:

    - вступать в диалог;

    - в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

    5. Содержание тем  учебного курса

    Предметный курс имеет следующую структуру.

    №п/п

    Наименование разделов

    Всего часов

    1

    Введение

    1

    2-9

    Устное народное творчество

    7

    10-11

    Древнерусская литература

    2

    12-13

    Из русской литературы 18 века.

    2

    14-39

    Из русской литературы 19 века

    27

    40

    «Край ты мой, родимый край…»

    1

    41-59

    Произведения русских писателей 20 века

    19

    60

    Писатели улыбаются

    1

    61-62

    «Тихая моя Родина…»

    2

    63

    Песни на стихи поэтов 20 века

    1

    64

    Из литературы народов России

    1

    65-70

    Зарубежная литература

    6

    Введение.

    Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

    Устное народное творчество

    Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

    Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Калевала», «Песнь о Ролане».

    Древнерусская литература

    «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

    «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

    Из русской литературы 18 века

    М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

    Г.Р. Державин. Краткий рассказ о поэте.  «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

    Из  русской литературы 19 века

    А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

    «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

    «Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

    М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

    « Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое на земле.

    Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

    «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества,  осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Патриотический пафос повести.

    И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

    «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

    Стихотворения в прозе.

    Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

    «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

    «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

    А.К. Толстой. Слово о поэте.

    Исторические баллады. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

    М.Е. Салтыков- Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

    «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира в «Повести…».

    Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе.

    «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

    А.П.Чехов . Краткий рассказ о писателе.

    «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.

    «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова

    «Край ты мой, родимый край…»

    Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. В. Жуковский «Приход весны», И.Бунин «Родина», А. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».

    Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

    Из русской литературы 20 века

    И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.

    « Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

    «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

    А.М. Горький. Краткий рассказ о писателе.

    «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

    «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

    Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе.

    «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

    В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

    «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэта в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного слова, словотворчество Маяковского.

    «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

    А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.

    «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

    «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа.

    Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

    А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

    «Снега потемнеют синие….», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

    Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов –участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

    Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе..

    «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

    Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе.

    «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Взаимосвязь природы и человека.

    Ю.П. Казаков. Краткий рассказ о писателе.

    «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей среды. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

    Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

    Писатели улыбаются

    М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

    «Тихая моя родина…»

    Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

    Песни на стихи поэтов 20 века

    А. Вертинский. «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По Смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

    Из литературы народов России.

    Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости, собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

    Зарубежная литература

    Р.Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.  Народно - поэтический характер произведения.

    Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!...» Тема, идея, нравственная направленность произведения. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

    Японские хокку(трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

    О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

    Р.Д. Брэдбери  «Каникулы». Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

    6. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности


    № урока

                  Дата

    Тема урока

    Содержание курса и планируемые     результаты    

    Деятельность учащихся

    План.

    Факт.

    Раздел 1. Введение (1 час)

    1

    02.09.

    Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

    - уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

    -выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

    -уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

    -научиться определять основные идейно-нравственные проблемы литературы

    -формирование «стартовой» мотивации к обучению

    -изучают параграф

    -работают с теоретическим литературоведческим материалом

    -выразительно читают отрывки

    -работают в группах (составляют устный ответ на вопрос с последующей взаимопроверкой)

    Раздел 2. Устное народное творчество. (11 часов)

    2

    07.09

    Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа.

    -научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи(П)

    -уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного текста(М)

    -устанавливать причинно-следственные связи(М)

    -строить монологические высказывания(М)

    -уметь формулировать собственное мнение и свою позицию(М)

    -научиться составлять план устного высказывания(П)

    -научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы былин(П)

    -формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания(Л)

    -формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства(Л)

    -научиться находить цитатные примеры из эпоса, иллюстрирующие понятия «героический пафос»(П)

    -составляют таблицу «Предания: жанровые и композиционные признаки»)

    3

    09.09

    Предания « Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

    -составляю устные ответы на проблемный вопрос

    - выразительно читают отрывки с последующим рецензированием при консультативной помощи учителя

    4

    14.09

    Народная мудрость пословиц и поговорок.

    -сопоставляют и анализируют пословицы разных стран мира на общую тему

    5

    16.09

    Входная диагностика.

    6

    21.09

    Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

    -изучают содержания параграфа учебника

    -выразительно читают  произведения, а затем устно рецензируют

    -ищут незнакомые слова и определяют их значение с помощью справочной литературы

    7

    23.09

    Киевский и новгородский циклы былин.

    -работают в парах по теме с последующей взаимопроверкой

    - выразительно читают  произведения, а затем устно рецензируют

    -комментируют выставление оценок

    8

    28.09

    Французский и карело-финский мифологический эпос. Сборник пословиц. Проект.

    -изучают содержание параграфа учебника

    -составляют тезисный план статьи

    -коллективно характеризуют героев эпоса

    -коллективно проектируют дифференцируют домашнее задание(проект(электронный сборник) «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира)

    Раздел 3. Древнерусская литература. (2 часа)

    9

    30.09

    «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

    -научиться понимать смысл произведения древнерусской литературы(П)

    -уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста(М)

    -уметь анализировать текст жития(М)

    -оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики(Л)

    -формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания(Л)

    -слушают текст произведения

    -отвечают на вопросы учебника

    - ищут незнакомые слова и определяют их значение с помощью справочной литературы

    10

    05.10

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.

    -составляют таблицу «Жанрово-композиционные признаки жития».

    Раздел 4. Из русской литературы 18 века. (2 часа)

    11

    07.10

    Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, с его стихами, с реформой в языке

    -научиться анализировать текст стихотворения

    -уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

    -прослушивание текстов произведений

    -определяют жанрово-композиционные особенности текста при консультативной  помощи учителя

    12

    12.10

    Знакомство с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, его сатирическими произведениями.

    -научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

    -уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

    -прослушивают  тексты произведений

    -определяют жанрово-композиционные особенности текста при консультативной  помощи учителя

    Раздел 5. Из русской литературы 19 века.(27 часов)

    13

    14.10

    История в произведениях А.С. Пушкина. Образы поэмы «Полтава».Отрывок из поэмы «Медный всадник».

    -знание основных фактов биографии поэтов и писателей(П)

    -владение элементами анализа текста(П)

    -научиться сопоставлять литературных героев(П)

    - узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием(М)

    -уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.(М)

    -уметь планировать алгоритм ответа(М)

    -строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи(М)

    -формирование навыков исследовательской и творческой деятельности(Л)

    -Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.(Л)

    -слушают учителя

    -беседуют по вопросам

    -читают отрывки

    -работают в группах, выполняя сопоставительный анализ образов ПетраI и Карла XII.

    14

    19.10

    А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

    • Выявляют черты баллады в произведении
    • Беседуют по вопросам из учебника
    • Коллективно проектируют дифференцированное домашнее задание

    15

    21.10

    А.С. Пушкин . Драма «Борис Годунов».

    - знакомятся с отрывком

    -подбирают цитаты из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя»

    16

    26.10

    А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»

    -сопоставляют сюжет повести с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника

    - работают в парах (различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении)

    17

    28.10

    М. Ю. Лермонтов. «Песнь про купца Калашникова…» - поэма об историческом прошлом Руси.

    - работают с теоретическим литературоведческим материалом

    -определяют функцию антитезы в сюжетно-композиционной организации «Песни…»

    18

    10.11

    М. Ю. Лермонтов. «Песнь про купца Калашникова…». Защита Калашниковым человеческого достоинства.

    - составляют таблицу «Калашников и Кирибеевич»

    -составляют тезисный план для пересказа отрывков «Песни…»

    19

    11.11

    Лирика М.Ю. Лермонтова. «Ангел», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива..»

    - анализируют стихотворения по заданному алгоритму

    - работают с литературными тропами

    20

    17.11

    Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

    - выразительно читают фрагменты повести

    -определяют значение незнакомых слов

    21

    18.11

    Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

    - выделяют этапы развития сюжета повести

    -анализируют эпизоды

    - составляют тезисный план для пересказа

    22

    24.11

    Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    -составляют сравнительную характеристику героев в виде таблицы

    23

    25.11

    Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

    - подбирают цитаты, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции

    - участвуют в коллективном диалоге

    24

    01.12

    Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    -пишут сочинение по заданному плану.

    25

    02.12

    Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

    -характеризуют героев повести

    - анализируют заданные эпизоды

    26

    08.12

    И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

    -слушают учителя

    - составляют простой план стихотворения

    -анализируют стихотворения под руководством учителя

    27

    09.12

    Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».Историческая основа поэмы.

    -выразительно читают и рецензируют прочитанное при консультативной помощи учителя

    - коллективно проектируют домашнее задание

    28

    15.12

    Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа.

    - подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие трехсложные размеры стиха

    -выразительно читают стихотворения

    -беседуют по вопросам

    29

    16.12

    А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»

    -выполняют анализ баллад в группах при консультативной помощи учителя

    30

    22.12

    Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    - выразительно читают фрагменты сказки

    - работают со словарем литературоведческих терминов

    - составляют таблицу «Средства выразительности и их роль в тексте»

    31

    23.12

    М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик»

    - пересказывают сказку

    - рассматривают иллюстрации к сказке и описание их содержания

    32

    29.12

    Л.Н. Толстой. Главы из повести«Детство». «Классы». Взаимоотношения детей и взрослых.

    - составляют портрет литературного героя

    -выразительно читают отрывки и анализируют их

    33

    12.01

    «Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого.

    - учатся различать образы автора-повествователя и рассказчика в повести

    34

    13.01

    «Maman». Анализ собственных поступков в повести «Детство» Л.Н. Толстого.

    -выборочно читают и комментируют

    - беседуют по вопросам

    35

    19.01

    «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова.

    - читают статью в учебнике

    - беседуют по вопросам

    - подбирают цитаты на тему «Речь героев как средство их характеристики»

    36

    20.01

    Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

    - читают рассказ по ролям

    - беседуют по вопросам учебника

    37

    26.01

    Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

    -работают в группах, составляют викторину на знание текста рассказа

    38

    27.01

    Резервные уроки

    Раздел 5. Произведения русских писателей 20 века. (19 часов)

    39

    02.02

     Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях  В.А. Жуковского, И.А. Бунина, А.К. Толстого.

    - Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии(П)

    - использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств(М)

    - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

    -выразительно читают тексты с последующим рецензированием(фонохрестоматия)

    - анализируют поэтические тексты

    - работа с литературными тропами

    40

    09.02

    Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры».

    - научиться выявлять особенности повествования(П)

    -научиться определять тему и идею романтических рассказов(П)

    -научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения(П)

    - уметь выполнять учебные действия(М)

    -уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе(М)

    - уметь формулировать собственное мнение и свою позицию(М)

    - уметь планировать алгоритм ответа(М)

    - формирование мотивации к самосовершенствованию(Л)

    - формирование навыков взаимодействия в группе(Л)

    - формирование навыков диагностической деятельности(Л)

    - знакомятся с детством писателя, влиянием природы и общения с крестьянами на становление личности писателя

    - беседуют по вопросам учебника

    41

    10.02

    Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

    - анализируют рассказ по алгоритму

    - пробуют различные виды пересказа

    42

    16.02

    Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»

    - определяют идейно-художественное своеобразие повести

    - знакомятся с мастерством писателя в создании портретных характеристик

    43

    17.02

    Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш».

    - работают с понятием «пафос»

    - составляют таблицу «Пафос романтических рассказов М. Горького»

    44

    24.02

    В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в стихотворении «Необычайное приключение…»

    - составляют письменный ответ на вопрос «В чем сходство и различия образов лирического героя и автора?»

    45

    01.03

    Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

    -определяют значение изобразительно-выразительных средств языка писателя.

    46

    02.03

    Чувство сострадания к  братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака»

    -анализируют  эпизоды

    - беседуют по вопросам

    47

    15.03

    Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка»

    - подбирают цитаты, при составлении ответа на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?»

    48

    16.03

    Автобиографичность рассказа А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

    - работают в парах, составляя цитатный план рассказа

    49

    22.03

    Талант мастера и человека в рассказе А.П. Платонова «В Прекрасном и яростном мире»

    - беседуют по вопросам

    - пересказывают эпизоды

    50

    23.03

    Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака.

    - заполняют таблицу «Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях Б. Пастернака».

    51

    05.04

    А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», « Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…»

    - составляют конспект статьи учебника

    - работают с литературными тропами стихотворений

    52

    06.04

    Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова.

    - выразительно читают стихотворения и анализируют по плану при помощи учителя

    -  коллективно проектируют домашнее задание

    53

    12.04

    Эстетические и нравственно- экологические проблемы в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».

    - работают в группах, составляя план рассказа

    - коллективно анализируют рассказ

    54

    13.04

    Сила  внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла»

    - ищут цитаты, иллюстрирующие понятия портрет героя, речь героя.

    55

    19.04

    Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

    - участвуют в коллективном диалоге по проблемам рассказа

    - пробуют различные виды пересказа

    56

    20.04

    Взаимоотношение детей, взаимопомощь  и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

    - составляют психологические портреты мальчиков под руководством учителя.

    57

    26.04

    Духовное напутствие молодежи в главах книги Д.С. Лихачева «Земля родная».

    - заполняют таблицу «Жанрово-стилистические признаки  публицистического произведения»

    58

    27.04

    Резервный урок.

    Раздел 6. Писатели улыбаются. ( 1 час)

    59

    03.05

    Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда».

    -научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа(П)

    -применять метод информационного поиска(М)

    - формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания(Л)

    - работают с понятием сатира

    - составляют тезисный план для последующего пересказа эпизодов рассказа.

    Раздел 7. «Тихая моя Родина…» (2 часа)

    60

    04.05

    Стихотворения русских поэтов 20 века о природе. В. Брюсов, Ф. Сологуб

    -научиться определять особенности пейзажной лирики (П)

    - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом(Л)

    - уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.(М)

    - выразительно читают, а затем рецензируют стихотворения.

    61

    10.05

    Стихотворения о природе С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого.

    Раздел 8. Песни на стихи поэтов 20 века (1 час)

    62

    11.05

    И.Гофф, Б. Окуджава, А. Вертинский. Лирические размышления о жизни.

    - научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи(П)

    -уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено(М)

    - формирование мотивации к самосовершенствованию(Л)

    - работают в парах на тему «Песня как синтетический жанр искусства»

    - слушают фонохрестоматию

    Раздел 9. Из литературы народов России (1 час)

    63

    17.05

    Р. Гамзатов. Стихотворения. Возвращение к истокам, основам жизни.

    - прослушивают фонохрестоматию

    - выразительно читают

    -коллективно определяют жанрово-композиционные особенности лирики Гамзатова

    -

    Раздел 10.Зарубежная литература (7 часов)

    64

    18.05

    Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность» Роберта Бёрнса.

    - научиться выразительно читать и анализировать текст(П)

    - научиться определять идейно-художественное своеобразие текста (П)

    -уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(М)

    - уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания(М)

    - понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности(Л)

    - составляют план учебной статьи

    - выразительно читают и анализируют

    65

    24.05

    Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» ДЖ.Г. Байрона.

    -выявляют черты фольклора в произведении

    -анализируют текст

    66

    25.05

    Японские трехстишия(хокку).

    -формулируют ответы на вопросы учебника

    -читают хокку

    - составляют план ответа о биографии Мацуо Басё.

    67

    Сила любви и преданности в рассказе О. Генри «Дары волхвов»

    -пересказывают текст от лица одного из героев

    - беседуют по вопросам учебника

    68

    Фантастические рассказы Р.Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

    - подбирают примеры, иллюстрирующие функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа

    69

    Итоговое тестирование за курс 7-го класса.

    - решают тест

    70

    31.05

    Итоговый урок. Рекомендации на лето

    7.  Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

    1. Аникина С.М. , Золотарёва И.В. Поурочные разработкипо литературе. 7 класс.-м.:ВАКО.2002.
    2. Коровина В.Я. Литература:Методические советы: 7 класс.-М.:Просвещение,2012.
    3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе .? класс.-М.:ВАКО,2015
    4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.-М.:Просвещение.2008.
    5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке:Книга для учителя.-М.:Просвещение,2008.
    6. Словарь литературоведческих терминов М.: Просвещение.2002.

    ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    -Коровина В.Я. Литература : 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.м.: Просвещение.2013

    -Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»:дидактические материалы по литературе:7 класс.-М.: просвещение.2014.

    -Литература:Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.-М.: Просвещение,2013.

    -Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература:Учебник-хрестоматия 5-7 классы.-М.-Просвещение,2004.

    8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

    Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать  их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики. Приобщение к вечным ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке его приоритетных целей:

    - воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

    - формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

    - формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

    - воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, уважения к истории и традициям других народов;

    - развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

    - приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

    Приложение

    Критерии оценивания  достижений обучающихся.

    Оценка сочинений

    В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

    Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

    Отметка “5” ставится за сочинение:

    глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

    стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

    написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

    Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

        Отметка “4” ставится за сочинение:

    достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

    логичное и последовательное изложение содержания;

    написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

    Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

        Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

    в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

    материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

    обнаруживается владение основами письменной речи;

    в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

       Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

    не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

    характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

    отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

    Оценка устных ответов

            При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

    -знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

    -умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

    -понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

    -знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе -произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

    -умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

    -уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

    При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

    Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

    Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

    Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

    Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

    Оценка тестовых работ

    При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

    «5» - 90 – 100 %;

    «4» - 70 – 89 %;

    «3» - 50 – 69 %;

    «2»- менее 50 %.

    Оценка творческих работ

    Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

    Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

    С помощью творческой работы проверяется:

    умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

    соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

    широта охвата источников и дополнительной литературы.

    Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия тема;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления учитываются:

    разнообразие словарного и грамматического строя речи;

    стилевое единство и выразительность речи;

    число языковых ошибок и стилистических недочетов.

    При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

    правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

    реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

    широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

    Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

    Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

    Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

    Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

           

    При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

    Критерии оценивания коллективной работы над проектом

    «5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

    «4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

    «3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

    «2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

            Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

    Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования, Примерной программ...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (в соответствии с ФГОС)

    Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования, Примерной программы основн...

    Рабочая программа по литературе для 8 класса (в соответствии с ФГОС)

    Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования, Примерной программы основн...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса в соответствии с ФГОС

    Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основног...

    Рабочая программа по литературе для 7 класса в соответствии с ФГОС

    Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основног...

    Рабочая программа по литературе для 9 класса в соответствии с ФГОС

    Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основног...

    Рабочая программа по литературе для 9 класса в соответствии с ФГОС

    Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена основе  Государственного Федерального стандарта основного образования, Примерной программы основного общего образования, авторс...