Формирование смыслового чтения
методическая разработка по русскому языку на тему

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_smyslovogo_chteniya.pptx467.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солонешенская Средняя Общеобразовательная Школа» Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. (Выступление на МО) Г.Ф. Очаковская учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дени Дидро)

Слайд 3

2003-2013 гг.- десятилетие грамотности (решение ООН). В России создана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Срок реализации программы- 2007-2020гг.

Слайд 4

Исследования PISA Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе (способны ли применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях)? По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41 место из 65. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.

Слайд 5

Анкета ( 5 б класс – 19 уч-ся) 1.Нравится ли тебе читать? да-52%; нет- 15 %; иногда- 33% 2.Хорошо ли ты понимаешь прочитанное? да-50%; нет -10%; не сразу-40% 3.Легко ли ты воспринимаешь научные тексты? да-49%; нет-15%; только с чьей-то помощью-36% 4. Умеешь ли ты работать с текстом? да-50%; нет-20%; только с чьей-то помощью-30%

Слайд 6

Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона

Слайд 7

Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Слайд 8

Место смыслового чтения в ФГОС -Чтение-фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС; - Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям.

Слайд 9

Понимание- объективное отражение системы связей и отношений. Интерпретация – привнесение субъективных аспектов

Слайд 10

Проблема 1: Н епонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы. Проблема 2: Узкий круг чтения обучающихся. Проблема 3: Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Проблема 4: Незнание или непонимание учителем психологических составляющих смыслового чтения.

Слайд 11

Авторы уходят от директивной формы подачи теоретического материала Из учебника М.М. Разумовской Деятельностный аспект предъявления теоретического материала

Слайд 12

Усилен семантический аспект в подаче лингвистического материала Из учебника М.М. Разумовской Деятельностный аспект предъявления теоретического материала

Слайд 13

Осваиваем различные виды чтения

Слайд 14

Системно- деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность . Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».

Слайд 16

Приемы формирования смыслового чтения

Слайд 17

Прием: «Ориентиры предвосхищения» До чтения текста суждение После чтения текста Прилагательные всегда являются изобразительно-выразительными средствами.

Слайд 18

Прием: « Чтение с остановками» К.Г. Паустовский « Теплый хлеб» Предтекстовый вопрос: О чем пойдет речь в сказке? 1. Чтение 1 абзаца. СТОП… -как вы думаете, как будет жить раненый конь в деревне? -как к нему будут относиться взрослые,дети?

Слайд 19

Прием: «Логическая цепочка» 1.Спасение мельницы. 2.Теплый хлеб. 3. Раненый конь. 4.Филька и бабушка. 5.Страшный мороз. 6.Рассказ бабушки. 7. Филька и раненый конь. 8.Примерение коня с Филькой. 9. Разговор Фильки с Панкратом. А3,4,1,2,8,5,6,7,9; Б 8,1,2,3,4,7,5,6,9; В 3,4,7,5,6,9,1,2,8.

Слайд 20

Прием: «верно-неверно» Верно Неверно Нет информации Глагол- это самостоятельная часть речи + Глагол отвечает на падежные вопросы + Глагол имеет видовые пары + Гглагол имеет три наклонения + Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? +

Слайд 21

Прием «Двойной дневник» Фразы из текста , которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) текст Комментарий : что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? текст

Слайд 22

Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-11 классах. Будет вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения,подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.

С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Формирование смыслового чтения на уроках литературы

Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собствен...

Приемы формирования смыслового чтения несплошных текстов на уроках истории и обществознания.

описание приемов работы с несплошными текстами на уроках истории и обществознания...

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...