Формирование смыслового чтения
методическая разработка по русскому языку на тему
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_smyslovogo_chteniya.pptx | 467.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дени Дидро)
2003-2013 гг.- десятилетие грамотности (решение ООН). В России создана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Срок реализации программы- 2007-2020гг.
Исследования PISA Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе (способны ли применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях)? По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41 место из 65. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.
Анкета ( 5 б класс – 19 уч-ся) 1.Нравится ли тебе читать? да-52%; нет- 15 %; иногда- 33% 2.Хорошо ли ты понимаешь прочитанное? да-50%; нет -10%; не сразу-40% 3.Легко ли ты воспринимаешь научные тексты? да-49%; нет-15%; только с чьей-то помощью-36% 4. Умеешь ли ты работать с текстом? да-50%; нет-20%; только с чьей-то помощью-30%
Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона
Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Место смыслового чтения в ФГОС -Чтение-фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС; - Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям.
Понимание- объективное отражение системы связей и отношений. Интерпретация – привнесение субъективных аспектов
Проблема 1: Н епонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы. Проблема 2: Узкий круг чтения обучающихся. Проблема 3: Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Проблема 4: Незнание или непонимание учителем психологических составляющих смыслового чтения.
Авторы уходят от директивной формы подачи теоретического материала Из учебника М.М. Разумовской Деятельностный аспект предъявления теоретического материала
Усилен семантический аспект в подаче лингвистического материала Из учебника М.М. Разумовской Деятельностный аспект предъявления теоретического материала
Осваиваем различные виды чтения
Системно- деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность . Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».
Приемы формирования смыслового чтения
Прием: «Ориентиры предвосхищения» До чтения текста суждение После чтения текста Прилагательные всегда являются изобразительно-выразительными средствами.
Прием: « Чтение с остановками» К.Г. Паустовский « Теплый хлеб» Предтекстовый вопрос: О чем пойдет речь в сказке? 1. Чтение 1 абзаца. СТОП… -как вы думаете, как будет жить раненый конь в деревне? -как к нему будут относиться взрослые,дети?
Прием: «Логическая цепочка» 1.Спасение мельницы. 2.Теплый хлеб. 3. Раненый конь. 4.Филька и бабушка. 5.Страшный мороз. 6.Рассказ бабушки. 7. Филька и раненый конь. 8.Примерение коня с Филькой. 9. Разговор Фильки с Панкратом. А3,4,1,2,8,5,6,7,9; Б 8,1,2,3,4,7,5,6,9; В 3,4,7,5,6,9,1,2,8.
Прием: «верно-неверно» Верно Неверно Нет информации Глагол- это самостоятельная часть речи + Глагол отвечает на падежные вопросы + Глагол имеет видовые пары + Гглагол имеет три наклонения + Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? +
Прием «Двойной дневник» Фразы из текста , которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) текст Комментарий : что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? текст
Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-11 классах. Будет вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения,подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.
С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...
Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики
Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...
Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...
Формирование смыслового чтения на уроках литературы
Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собствен...
Приемы формирования смыслового чтения несплошных текстов на уроках истории и обществознания.
описание приемов работы с несплошными текстами на уроках истории и обществознания...
Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе
Выступление на заседании ПМК...
Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...