Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Мукминова Гузель Саитовна

На уроках русского языка  при объяснении нового материала можно создавать такие  ситуации, при которых  ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании  этого правила.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе

Проблемные вопросы и ситуации могут быть использованы при изучении синтаксиса словосочетания и предложения. Так, при изучении видов синтаксической связи слов может быть использована следующая проблемная ситуация.

        Учитель. Определите, каков вид синтаксической связи слов (управление, согласование или примыкание) в словосочетании у дома отца (Машина остановилась у дома отца)?

        Ученик. Связь между словами в сочетании у дома отца – согласование, так как зависимое слово отца отвечает  на вопрос  к а к о г о? И стоит в том же  роде, числе и падеже, что и слово у дома. – Ср.: у дома отца и у бойца-танкиста.

        Учитель.  Все это правильно. Однако отвечающий не учел еще одного, наиболее существительного признака, характеризующего согласование как способ связи слов.

        О каком признаке согласования идет речь в реплике учителя: (Ответ: при согласовании с изменением главного слова изменяются и формы зависимого;  у дома отца – к дому отца; следовательно, в приведенном словосочетании способ связи слов – управление).

        Изучение словосочетания может предполагать и проблемные вопросы типа: «Есть ли какие-либо различия между словосочетаниями бежевое платье и платье беж?» (Ответ: различие их в способах синтаксической связи слов – в первом случае это согласование, во втором – примыкание, хотя зависимые слова одинаково отвечают на вопрос  к а к о е?)

        Тема «Словосочетание» органично связана с темами «Главные члены предложения» и «Второстепенные члены предложения». Так, например, разбор по членам предложения Возле реки трое ребят разбили палатку может быть предварен вопросом: «Сколько членов в этом предложении?» (Ответ: три члена предложения, так как трое ребят – синтаксически неделимое словосочетание, как и сочетание разбили палатку, а сочетание возле реки  состоит из одного знаменательного слова с предлогом).

        При изучении раздела «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» возможен вводящий проблемный вопрос: «Чем предложения с последовательным подчиненным придаточных напоминают подчинение слов в трехсловном словосочетании, где слова последовательно зависят друг от друга (купить интересную книгу и Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд, с которым ему предстояло отправляться (К. Симонов)?»

        Учащиеся должны сообразить, что в словосочетании одно из слов (книгу), а в сложном предложении одно из простых предложений (когда же пойдет тот поезд) одновременно являются и главным (подчиняющим) и зависимым, что отличает такие построения от параллельного и однородного подчинения.

        Также при объяснение темы «Виды односоставных предложений» можно разработать следующую проблемную ситуацию:

1) После оргмомента провести исследовательскую работу в парах.

Дать 5 предложений, напечатанных на бумажных карточках.

Я люблю читать книги.

Люблю классическую музыку.

Сегодня  объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

Задание:

- Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте,  как  их можно разделить на 2 группы.

Я люблю читать книги.

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

- По какому принципу вы их поделили?   (открыть запись на доске)

( Принцип разделения - состав основы предложений.  Предложение двусоставное и односоставные ) .

Ученики сами определяют тему урока.

- Что мы уже знаем?

(Двусоставные предложения.)

- Чем выражены главные члены в предложении?

Я люблю читать книги.

Подлежащие выражены местоимением 1 лица, сказуемое составное глагольное, выражено глаголом 1 лица, ед. числа и инфинитивом.

Чего мы еще не знаем?

(Односоставные предложения).

-Какова же тема нашего урока?

(Односоставные предложения).

-Каковы цели урока?

• Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

• Будем изучать виды односоставных предложений.

• Попробуем сами использовать односоставные предложения.

Учитель создает положительную мотивацию.

Для чего нужно изучать односоставные предложения? Часто ли мы пользуемся ими в речи?

(Знания понадобятся в жизни. На ЕГЭ вопросы в заданиях об односоставных предложениях. Надо уметь употреблять в речи.)

Зачитывается притча.

Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал: «Еду в деревню».  Второй ответил: «Езжай!».

- В чем изюминка этих предложений?

(Они не просто самые короткие, у них нет одного главного предложения, нет второстепенных членов»).

- Мы сегодня погорим об односоставных предложениях, в которых один главный член предложения.

Объяснение нового материала происходит поэтапно

1 этап - Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на 2 группы.

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

По какому принципу вы можете разделить эти предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения).

Какая ночь!

- Чем выражен главный член в данном предложении?

(Подлежащее выражено именем существительным).

Люблю классическую музыку.

Сегодня  объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

-Посмотрите,  чем выражен главный член предложения?

(Глаголом.)

-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.

Мне не спится.

-Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения - безличный глагол).

-А в предложениях

Люблю классическую музыку.

Сегодня  объявили о полете на Марс.

можно подставить подлежащее? Какое лицо у глаголов?

(Глагол 1 лица, ед. числа, глагол 3 лица, мн. числа).

2 этап - Обобщение

В  1,2,3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 – существительным.

Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на 2 большие группы:

  1. Глагольного типа
  2. Именного типа

- Как вы думаете, какие название подошло бы каждой группы? Докажите свою точку зрения.

Определенно – личное

Неопределенно – личное

Безличное

Назывное

 Люблю классическую музыку.

По радио объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

Предложения глагольного типа:

•определенно – личное

•неопределенно – личное

•безличное

Предложения именного типа:

• назывные

3 этап - Создание алгоритма

- Давайте, восстановим ход нашего исследования

 1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

- Ход наших рассуждений будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.

Как видно из существа приведенных выше проблемных вопросов и ситуаций, они в большинстве своем основаны на разрешении противоречий, заключенных в реальных языковых фактах, когда разные языковые явления материально одинаковы или когда одна и та же форма несет в себе одновременно несколько грамматических значений (синкретизм), т.е. нарушены  однозначные соответствия между формой и содержанием.

        Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению в нем сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общем и общее в совершенно различных на первый взгляд явлениях.

        Создание и разрешение проблемных ситуаций – это один из перспективных методических приемов, направленных на восприятие учащимися явлений языка в из системных (часто контрастных, противоречивых) связях и взаимодействиях.

        Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент, несет в себе мощный потенциал развития диалектики мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение синтаксиса простого и сложного предложений на региональном материале

Подборка предложений различных конструкций  на материале прозы и поэзии Белокалитвинскх авторов...

Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ...

Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»

Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения"

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения" включает в себя 10 билетов по два задания в каждом.Первое задание предполагает развер...

Контрольный тест по теме: «Синтаксис простого предложения» 5 класс

Контрольная работа  (тест) по  теме: «Синтаксис простого предложения»     5 класс...

Создание проблемных ситуаций при изучении новых тем в рамках изучения русского языка и литературы в старших классах

Выступление на межмуниципальном семинаре в рамках регионального проекта «Поезд мастеров»...