Статья "Русский язык- обзор сетевых ресурсов"
статья по русскому языку на тему

Перепёлкина Галина Эдуардовна

В статье содержится обзор сайтов Интернета, которые  популяризируют русский язык, содержат информацию для изучающих русский язык и интересующихся им. Данные ресурсы Интернета могут использовать как учителя, так и учащиеся в учебной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_set_resursov.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Перепёлкина Галина Эдуардовна

Русский язык - обзор сетевых ресурсов в помощь учителю-предметнику


1. Языковая компетенция учителя.


Один из важнейших инструментов учителя - язык. Именно поэтому особое внимание обращаем сегодня на языковую компетенцию учителя. Кроме того, каждый учитель работает на своих уроках над формированием ряда компетенций, в том числе и над формированием языковой компетенции учащихся.

Т. П. Оглуздина в работе “Развитие содержания понятия “языковая компетенция” в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам” указывает, что под языковой компетенцией подразумевают  знание языковой системы языка (фонологические, лексические, грамматические), навыки и умения использования  этих знаний. Другими словами, под языковой компетенцией понимают  совокупность языковых знаний, навыков, умений, овладение которыми позволяет осуществлять речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами языка. (1)

Языковую компетенцию необходимо корректировать,в том числе и потому, что язык - это развивающаяся живая система, в которой происходят изменения.

2. Современное состояние языка и речи.

Е. А. Земская в работе “Активные процессы в русском языке  последнего десятилетия ХХ века” (2) отмечает, что изменились условия функционирования языка. Перестройка, крушение тоталитарной системы и последовавшие за ней изменения в экономической, политической структуре государства (Советского Союза, России) повлекли за собой изменения в состоянии общества. Это эти изменения отразились на языке и речи. То есть изменилось общество - изменился язык и речь.

В советскую эпоху была жесткая цензура, из-за чего печатное слово и публичное слово было жестко нормированным, были свои, сформированные советской эпохой нормы выражения. На данный момент сняты ограничения.

Если в советскую эпоху публикации , выступления, как правило, были заранее продуманными, написанными. Сейчас средства массовой информации представляют нам живую речь .

Растет влияние Интернет-пространства, где зачастую вообще отсутствуют нормы.

Изменилось отношение к языковой норме. В 30-60-е годы  норма – это запрет. Сейчас понятие нормы переосмысляется . Норма – это выбор .

Согласно социологическому  исследованию «Современная русская речь: проблемы нормы и динамика языковых изменений» , проведенному в 2009 году в СПбГУ (3), носители языка выделили  такие негативные явления в состоянии русской речи :

  • Нарушение норм произношения и ударения ( жалюзи и проч.)
  • Распространение ненормативной лексики (прочем тут отмечается двойственный подход : опрошенные считают , что ненормативная лексика в быту допустима, а в СМИ – нет. Причем в последние годы проявляется тенденция к более терпимому отношению  подобного рода лексике)
  • Распространение жаргонных слов и выражений (  6 самых распространенных слов в 2009 году: прикольно, крутой, халява, клёво, стёб и кайф)
  • Неоправданная замена русской лексики иностранными заимствованиями.

Не все негативные явления могут быть отмечены носителями языка, так как проводимый опрос показывает иногда недостаточный уровень грамотности опрашиваемых.

Как позитивные явления отмечались : свобода высказываний, возникновение новых слов, разнообразие стилей, усиление выразительности речи.

3. Русский литературный язык. Русский язык как государственный.

Что же такое русский литературный язык?

Русский литературный язык – высшая форма национального  языка, отличающаяся от других форм языка рядом особенностей: универсальностью, обработанностью, кодифицированностью, стилистической дифференциацией.

Русский язык является государственным языком РФ, то есть за русским языком закреплен высокий юридический статус по сравнению с другими языками. На этом языке ведется судо- и делопроизводство, он используется в работе органов государственной власти. Русский язык используется в разных сферах  жизни общества: политике, культуре , в социальной области. Это символ страны. Такое положение языка закреплено в Конституции РФ. Государство вырабатывает свою языковую политику, но “главная роль в деле сохранения родного языка принадлежит самому человеку” (4).

В данный момент идет работа над созданием нормативных словарей и справочников, электронных ресурсов, которые бы содержали нормы русского литературного языка.  Приказом Минобрнауки от 8 июня 2009 года № 195 утвержден список нормативных словарей и справочников. Кроме того, Минобрнауки рекомендовал некоторые издания для использования. Среди рекомендованных пособий есть и два электронных ресурса.

  • «Культура письменной речи» - http://www.gramma.ru/
  • Справочно-информационный портал “ ГРАМОТА.РУ” – русский язык для всех - http://www.gramota.ru/

Есть и другие заслуживающие внимания источники.

Я подробнее остановлюсь на двух электронных ресурсах.

4. Сайт   «Культура письменной речи»  - «Gramma.ru» - www.gramma.ru

Сами создатели сайта в статье журналу «Мир ПК» определили свою основную задачу - популяризация знаний о русском языке, помощь в овладении нормами современного русского литературного языка (5). Сайт предназначен для широкого круга пользователей: специалистов технического и гуманитарного профиля, студентов и проч. Сами создатели сайта – энтузиасты, которые предприняли попытку популяризации русского литературного языка. Создателей сайта не устраивало большое количество рефератов и других учебных материалов, созданных непрофессионалами (эти материалы  часто бывают с ошибками), отсутствие грамотности в Интернете. Достоинством своего сайта они считают независимость и доступность, занимательность материалов («индивидуальность, неформальность и нескучность»). Сайт ежедневно посещают 2000-3000 посетителей с уникальными адресами.

Интересен будет раздел, который называется «Русский язык» ( подраздел «Правила орфографии»). В этом подразделе содержатся орфографические правила, расположенные систематично.  Кроме орфографических правил здесь есть и нормы грамматические (например, часто вызывающее затруднения склонение числительных – приведены таблицы, в которых даны образцы правильного изменения числительных). Авторы сайта оперируют наиболее авторитетными печатными изданиями, а именно -  Валгиной  Н.С.и Светлышевой В. Н. «Орфография и пунктуация: справочник» (6) и «Справочник по правописанию и стилистике» Розенталя Д.Э. (7)

Кроме орфографических правил, в данном разделе есть  теоретический материал из разных областей науки о языке (из фразеологии и др.)

В  подразделе «Тесты и задания» можно прорешать  тесты и задания по ряду тем.

Интересен и подраздел «Ликбез от  «Gramma.ru», где в произвольном порядке даны статьи, посвященные ряду норм русского литературного языка. Например, статья «Можно ли купить пять килограмм помидор?» рассказывает о нормах изменения  существительных (носков-чулок), о том, почему появились такие разные варианты окончаний. Любопытен и раздел “ А вы знаете…”

В разделе “Стиль документа” подобран большой материал об официально-деловом и научном стиле речи. Тут представлены  образцы различных деловых документов (деловых писем, заявлений, инструкций), разъясняется, что такое аннотация, реферат, даны правила оформления документов.

В разделе “Справочный раздел” авторы сайта поместили материал по наиболее сложным вопросам употребления ряда слов. Например, тут есть материал о прописной и строчной буквах, о правильном склонении фамилий  и др. Тут же можно найти слово, значение которого непонятно, или проверить правописание слова. В подразделе “Справочная служба” можно задать вопрос специалистам.

5. «Грамота. Ру» - это информационно-справочный портал - www.gramota.ru

Справочно-информационный портал «Грамота.ру» был создан в 2000 году по рекомендации Комиссии «Русский язык в СМИ» Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и функционирует при поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям.

Наиболее полную информацию о сайте можно получить на страничке «Руководство пользователя» - http://www.gramota.ru/gramota/help/. Тут вся информация о сайте.

Раздел «Словари» - http://www.gramota.ru/slovari/

В разделе представлены онлайновые словари ГРАМОТЫ.РУ, ссылки на словарные ресурсы Интернета, подробные описания типов словарей русского языка.В статье «Какие бывают словари» разъясняется, какие типы словарей есть (например, орфоэпический словарь, морфемный словарь) и перечислены сами словари.

В подразделе «Русский устно»  представлены коротенькие аудиозаписи фрагментов передач по культуре речи. Тут представлены передачи Юлии Сафоновой – научно-популярные, публицистические  наблюдения над состоянием современной речи. Например, интересна передача об аббревиатуре “ВОВ”, которую автор передачи считает недопустимой.

В подразделе «Говорим правильно» представлены передачи, рассказывающие о правильном ударении в тех словах, которые традиционно вызывают затруднение . Например, аудиозапись о слове асимметрия. Причем аудиозаписи можно найти по ключевым словам.

Электронные словари ГРАМОТЫ.РУ объединены универсальной системой поиска. Одним кликом можно проверить правописание, произношение, ударение, узнать значение слова, найти синонимы, антонимы, уточнить грамматические формы.

Если вы не нашли нужную информацию в наших словарях, обратитесь к постоянно пополняемому списку электронных словарей в Интернете - http://www.gramota.ru/slovari/online/.

В разделе “Библиотека” можно  найти произведения русских классиков и статьи ученых-филологов.

Раздел «Справка» - http://www.gramota.ru/spravka/ - содержит подраздел «Правила русской орфографии и пунктуации» (1956 года)

В подразделе «Письмовик: культура письменной речи»  - http://www.gramota.ru/spravka/letters/ -  дан ряд материалов для тех, кто пользуется научным стилем  речи (например, как правильно цитировать, правила составления библиографической ссылки), деловым стилем речи, несколько статей  об этикете. Интересен материал  о вопросах , вызывающих затруднение:  о склонении фамилий, географических названий, употреблении кавычек, склонении числительных.

На подразделе «Официальные документы» представлены постановление Минобрнауки, где дан список нормативных словарей и грамматик, Закон о государственном языке Российской Федерации и другие документы.

Есть на портале и «Словарь-справочник по фразеологии», “Латино-русский словообразовательный словарь”, словарь “Мифология Древнего Рима”, “Словарь трудностей”.

Есть также справочная служба. В ней полезно почитать вопросы пользователей и ответы специалистов.

Особое внимание хочется обратить на раздел «Класс» - http://www.gramota.ru/class/. Он для тех, кто учит и учится. Здесь вы найдете электронные учебники и сможете повысить свой уровень грамотности при помощи курса «Репетитор онлайн», ознакомиться с заданиями олимпиад по русскому языку. Учителя могут воспользоваться  материалами для подготовки к уроку, а ученики найдут мультимедийные учебники, цитаты о русском языке и веселые “запоминалки”. Для школьников на сайте есть раздел «Игры».

6. Сайты “Словари.ру” , “ФЭБ”, “Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Рубрикон”.

Сайт “Словари.ру” содержит словари русского языка (толковый, словарь иностранных слов, “Словарь языка Пушкина” под редакцией  В. В. Виноградова и др.) Материал подбирают сотрудники отдела грамматики русского языка Института русского языка имени В. В. Виноградова  (http://www.slovari.ru/).

“ФЭБ”- Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор -  тут подобраны произведения-источники, справочная литература и исследования по данным темам (http://feb-web.ru/).

“Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия” содержит словари и энциклопедии по различным областям знания  http://megabook.ru/   

“Рубрикон”  представляет энциклопедии и словари ( http://www.rubricon.com/).

7. Необходимость постоянно корректировать языковую компетенцию.

Я совершенно согласна с высказыванием Д.С. Лихачева  о том, что “по тому, как человек говорит, мы можем сразу и легко судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психической уравновешенности..”. Действительно, наша речь много может рассказать о нас самих. Именно поэтому за над речью надо работать, корректировать свою речь.Тем более что  учитель постоянно работает со словом. По словам Д.С. Лихачева, “наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения…, но и нашей личности, нашей души, ума…”. И восхождение к высотам языка, к точному и грамотному выражению своих мыслей - достаточно увлекательный и интересный процесс ( 8) .

Хочется сослаться на слова авторов  курса “Культура речи”, которые утверждают: “Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит.

Никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов.

Даже самый полный курс культуры речи не может дать ответы на все вопросы. Язык настолько богат, что его невозможно описать в одном учебнике. Значит, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка.” (9)


Литература и источники

(1) Оглуздина Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам. // В электронной библиотеке КиберЛенинка - http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soderzhaniya-ponyatiya-yazykovaya-kompetentsiya-v-istorii-lingvistiki-i-teorii-obucheniya-inostrannym-yazykam

(2) Земская Е.А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века. В электронной библиотеке сайта “Грамота. ру”  - http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/russianworld/28_46; http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/russianworld/28_49; http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/russianworld/28_55; http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/russianworld/28_52

(3) Современная русская речь: проблемы нормы и динамика языковых изменений. Руководитель проекта Вербицкая Л.А. - http://www.socionet.ru/publication.xml?h=spz:citis:regkar:01200953266&l=en

(4) Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А.  Русский язык и культура речи. Курс лекций - http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html 

(5) Сайт «Gramma.ru» («Культура письменной речи»). О сайте и его авторах (по материалам интервью журналу "Мир ПК") - http://www.gramma.ru/ABT/?id=1.4 

(6) Валгина  Н.С.и Светлышева В. Н. «Орфография и пунктуация : справочник» М.: «Неолит», 2001

(7) Розенталь Д.Э. « Справочник по правописанию и стилистике» СПб.: ИК «Комплект».1997

(8) Лихачев Д.С.  “Письма о добром”.- СПб.:Издательство  “Logos”, 2006.- 256 с.: илл.

(9) Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А.  Русский язык и культура речи. Курс лекций. Тема 21. Русский язык начала ХХI в. - http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl21.html

Цитируемые сетевые ресурсы

  1. «Культура письменной речи» - http://www.gramma.ru/
  2. Справочно-информационный портал “ ГРАМОТА.РУ” – русский язык для всех - http://www.gramota.ru/
  3. Словари на портале “Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия” - http://megabook.ru/ 
  4. Энциклопедии и словари на Рубриконе - http://www.rubricon.com/
  5. Энциклопедии, словари, справочники на портале Российской национальной библиотеки - http://www.nlr.ru/res/inv/ic_old/sprav.htm
  6. Справочные ресурсы “Института русского языка” - www.ruslang.ru  
  7. Портал  “Словари.ру” - http://www.slovari.ru/
  8. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор -  ФЭБ- http://feb-web.ru/.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор интернет-ресурсов для подготовки к урокам иностранного языка

Данный обзор представляет собой полезные интернет-ресурсы для уроков иностранного языка...

Обзор интернет-ресурсов

Обзор и анализ интернет-ресурсов для учителей немецкого языка....

Сетевые ресурсы как фактор доступности качественного образования

Ресурсы для использования на уроках информатики....

ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОЙ ЧАСТИ ВПР ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

Современная методика преподавания иностранных языков предполагает использование коммуникативного подхода. При этом особое внимание уделяется формированию и развитию умений устной речи на иностранном ...