Система опорных планов по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему

Жукова Ирина Владимировна

Компьютерное сознание современной молодежи требует новых подходов к преподаванию любого предмета. Педагоги занимаются экспериментальной работой, размышляют о перспективах инновационной деятельности, разрабатывают современные подходы, используя ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornye_plany.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

И.В.Жукова

МБОУ СОШ №4,г.Иваново

Система опорных планов по русскому языку

        Компьютерное сознание современной молодежи требует новых подходов к преподаванию любого предмета. Педагоги занимаются экспериментальной работой, размышляют о перспективах инновационной деятельности, разрабатывают современные подходы, используя ИКТ.

        Преподавание русского языка включает в себя множество различных аспектов, одним из которых является систематизация и структурирование теоретических знаний по предмету. Необходимость четко, компактно, логично закрепить знания в памяти учащихся возникла сразу же, еще в начале моей педагогической деятельности. Разбросанность и бессистемность получаемых сведений в умах учеников, даже самых сильных, удивляла и огорчала. Поэтому появилась необходимость создания и отработки стройной системы, в результате поисков названной «Системой опорных планов».

        С 5 по 9 класс ученики все полученные теоретические сведения  по русскому языку ежеурочно с помощью учителя оформляют в общих тетрадях (в клетку – 96 листов) «Опорные планы». Идет процесс медленного и постоянного накопления, закрепления и углубления (от класса к классу) материала.

        В результате у каждого ученика появляется умение четко классифицировать любую орфограмму, пунктограмму, возникает видение теоретического материала по любому разделу лингвистики в виде страницы опорного плана (наподобие файла в компьютерной программе).

        Ученик легко и свободно ориентируется во всем материале программы русского языка с 5 по 9 класс (этот навык становится совершенно естественным), самостоятельно конструирует, систематизирует знания, что особенно важно в эпоху ИКТ.

        В результате системной ежеурочной пятилетней деятельности по программе у каждого ученика в 9 классе на руках оказывается тетрадь с 45 опорными планами , в которых он легко и свободно ориентируется, выполняя то или иное лингвистическое задание.        Последней разработкой является проект, представляющий компьютерный диск, аналогичный тетради, которым учащийся пользуется в 10-11 классах для повторения и углубления изученного материала в среднем звене (первооснова, на которую накладываются дополнительные сведения, например, из справочника Д.Э. Розенталя и т.д.)

        Хочется отметить, что диск является результатом, так как все-таки главным в этой системе становится постоянное заполнение опорных планов (по мере накопления знаний с 5 по 9 классы), а не «раздача» дисков с уже заготовленными таблицами.

        Для того чтобы учащиеся получили полноценные знания, научились систематизировать и структурировать материал, хорошо его видели и легко ориентировались, важно выдержать саму технологию работы над опорными планами – ежеурочную, системную, с постоянным углублением и расширением материала.

        Например, опорный план «Орфограммы в приставках» накапливается в течение трех лет ( по традиционной системе- учебник Ладыженской-более 20 параграфов).

        В методической работе учителя особых трудностей нет, система доступна, конкретна, разнообразит педагогическую деятельность, одновременно облегчая ее, так как ежеурочно при выполнении заданий учителю требуется многое уточнять, вспоминать, конкретизировать, классифицировать, возвращаясь уже к изученному в предыдущих классах (учебников нет, детская память размыта). Ученики сами легко ориентируются в тетради «Опорные планы», находят, вспоминают, рассказывают.        

        Методика такова, что после или перед теоретическим материалом любого параграфа оформляется таблица (если бы у каждого был компьютер, можно было бы работать с диском вместо тетради – за этим будущее). На последующем уроке она воспроизводится устно, письменно – по необходимости; ответ корректируется учениками, а впоследствии этим материалом ученики пользуются при выполнении любых заданий, тестов, при подготовке к экзаменам, ЕГЭ.

        Исключительная целесообразность этой системы заключается в том, что, например, при выполнении задания по учебнику 10 класса требуется знать разнообразные орфографические правила,

и, если они забыты, ученик сам классифицирует орфограмму по опорным планам, пользуясь навыком, полученным с 5 класса.

        Перечень опорных планов, фотографии тетрадей и несколько образцов прилагаются.

        Результаты радуют: во время экзамена по русскому языку ученики, занимающиеся по этой системе, теоретически намного грамотнее остальных; билет рассказывают по опорным планам, приученные к их воспроизведению, в карточке легко классифицируют все виды орфограмм и пунктограмм, автоматически справляются со всеми видами разборов. Экзамен по билетам сдают легко и свободно.

        Единственным условием работы системы является наличие одного педагога, ведущего класс в течение пяти лет (с 5 по 9 классы).

         Достижения учащихся в освоении теоретического материала представлены нами в таблице. При выполнении грамматических заданий по различным разделам лингвистики большая часть учащихся показывает высокий уровень теоретической грамотности.

Теоретическая грамотность учащихся

(по результатам выполнения грамматических заданий к годовым контрольным работам по русскому языку)

Год

Класс

(учитель – Жукова И. В.)

Качество ЗУН

( «4» и «5»)

2003/04

6 «г»

84%

7 «а»

92%

2004/05

5 «г»

87%

7 «г»

72%

2005/06

6 «г»

78%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы по русскому языку

В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....

Опорный конспект по русскому языку "Имя существительное"

Опорный конспект по теме "Имя существительное"...

Опорные конспекты по русскому языку

Таблицы и схемы могут использоваться при подготовке к ЕГЭ...

Опорные схемы по русскому языку

Составление опорных схем способствует развитию логического мышления учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, расширяет кругозор....

Опорные схемы по русскому языку 5-9 классы

Опорные схемы разработаны на основе орфографических правил по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы. Могут быть использованы на уроках в виде презентаций для закрепления изученного ...

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели:  проследить историю развития системы подчи...