Система опорных планов по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему
Компьютерное сознание современной молодежи требует новых подходов к преподаванию любого предмета. Педагоги занимаются экспериментальной работой, размышляют о перспективах инновационной деятельности, разрабатывают современные подходы, используя ИКТ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В.Жукова
МБОУ СОШ №4,г.Иваново
Система опорных планов по русскому языку
Компьютерное сознание современной молодежи требует новых подходов к преподаванию любого предмета. Педагоги занимаются экспериментальной работой, размышляют о перспективах инновационной деятельности, разрабатывают современные подходы, используя ИКТ.
Преподавание русского языка включает в себя множество различных аспектов, одним из которых является систематизация и структурирование теоретических знаний по предмету. Необходимость четко, компактно, логично закрепить знания в памяти учащихся возникла сразу же, еще в начале моей педагогической деятельности. Разбросанность и бессистемность получаемых сведений в умах учеников, даже самых сильных, удивляла и огорчала. Поэтому появилась необходимость создания и отработки стройной системы, в результате поисков названной «Системой опорных планов».
С 5 по 9 класс ученики все полученные теоретические сведения по русскому языку ежеурочно с помощью учителя оформляют в общих тетрадях (в клетку – 96 листов) «Опорные планы». Идет процесс медленного и постоянного накопления, закрепления и углубления (от класса к классу) материала.
В результате у каждого ученика появляется умение четко классифицировать любую орфограмму, пунктограмму, возникает видение теоретического материала по любому разделу лингвистики в виде страницы опорного плана (наподобие файла в компьютерной программе).
Ученик легко и свободно ориентируется во всем материале программы русского языка с 5 по 9 класс (этот навык становится совершенно естественным), самостоятельно конструирует, систематизирует знания, что особенно важно в эпоху ИКТ.
В результате системной ежеурочной пятилетней деятельности по программе у каждого ученика в 9 классе на руках оказывается тетрадь с 45 опорными планами , в которых он легко и свободно ориентируется, выполняя то или иное лингвистическое задание. Последней разработкой является проект, представляющий компьютерный диск, аналогичный тетради, которым учащийся пользуется в 10-11 классах для повторения и углубления изученного материала в среднем звене (первооснова, на которую накладываются дополнительные сведения, например, из справочника Д.Э. Розенталя и т.д.)
Хочется отметить, что диск является результатом, так как все-таки главным в этой системе становится постоянное заполнение опорных планов (по мере накопления знаний с 5 по 9 классы), а не «раздача» дисков с уже заготовленными таблицами.
Для того чтобы учащиеся получили полноценные знания, научились систематизировать и структурировать материал, хорошо его видели и легко ориентировались, важно выдержать саму технологию работы над опорными планами – ежеурочную, системную, с постоянным углублением и расширением материала.
Например, опорный план «Орфограммы в приставках» накапливается в течение трех лет ( по традиционной системе- учебник Ладыженской-более 20 параграфов).
В методической работе учителя особых трудностей нет, система доступна, конкретна, разнообразит педагогическую деятельность, одновременно облегчая ее, так как ежеурочно при выполнении заданий учителю требуется многое уточнять, вспоминать, конкретизировать, классифицировать, возвращаясь уже к изученному в предыдущих классах (учебников нет, детская память размыта). Ученики сами легко ориентируются в тетради «Опорные планы», находят, вспоминают, рассказывают.
Методика такова, что после или перед теоретическим материалом любого параграфа оформляется таблица (если бы у каждого был компьютер, можно было бы работать с диском вместо тетради – за этим будущее). На последующем уроке она воспроизводится устно, письменно – по необходимости; ответ корректируется учениками, а впоследствии этим материалом ученики пользуются при выполнении любых заданий, тестов, при подготовке к экзаменам, ЕГЭ.
Исключительная целесообразность этой системы заключается в том, что, например, при выполнении задания по учебнику 10 класса требуется знать разнообразные орфографические правила,
и, если они забыты, ученик сам классифицирует орфограмму по опорным планам, пользуясь навыком, полученным с 5 класса.
Перечень опорных планов, фотографии тетрадей и несколько образцов прилагаются.
Результаты радуют: во время экзамена по русскому языку ученики, занимающиеся по этой системе, теоретически намного грамотнее остальных; билет рассказывают по опорным планам, приученные к их воспроизведению, в карточке легко классифицируют все виды орфограмм и пунктограмм, автоматически справляются со всеми видами разборов. Экзамен по билетам сдают легко и свободно.
Единственным условием работы системы является наличие одного педагога, ведущего класс в течение пяти лет (с 5 по 9 классы).
Достижения учащихся в освоении теоретического материала представлены нами в таблице. При выполнении грамматических заданий по различным разделам лингвистики большая часть учащихся показывает высокий уровень теоретической грамотности.
Теоретическая грамотность учащихся
(по результатам выполнения грамматических заданий к годовым контрольным работам по русскому языку)
Год | Класс (учитель – Жукова И. В.) | Качество ЗУН ( «4» и «5») |
2003/04 | 6 «г» | 84% |
7 «а» | 92% | |
2004/05 | 5 «г» | 87% |
7 «г» | 72% | |
2005/06 | 6 «г» | 78% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
Опорные схемы по русскому языку
В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....

Опорный конспект по русскому языку "Имя существительное"
Опорный конспект по теме "Имя существительное"...

Опорные схемы по русскому языку
Составление опорных схем способствует развитию логического мышления учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, расширяет кругозор....

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.
План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели: проследить историю развития системы подчи...


