Рабочая программа индивидуально-групповых занятий с обучающимися 8 класса по подготовке к ГИА по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Салангина Ольга Валерьевна

Программа содержит материал, необходимый для повторения и подготовки к решению тестовых заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igz_po_russkomu_yazyku_8_klass_salangina_o.v.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры                                          Согласовано                                                                       УТВЕРЖДЕНО                                                    

гуманитарного образования                                                       зам. директора              / К.С.Казанцева/                          приказом №

Протокол  №                                                                                 «    »  09.2014г.                                                                   «   » 09.2014г.

«      »  09. 2014 г                                                                                                                                                                             

 Руководитель  кафедры              

                /Гудукас И.М./

Рабочая программа  индивидуально-групповых занятий с обучающимися по подготовке к ГИА по русскому языку

для 8 «А», 8 «Б» класса

                                                                                                                                                             Составитель: Салангина О.В.,

                                                                                                                                                                            учитель русского языка и литературы                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                               первой квалификационной категории

2015 г.

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для обучающихся 8 а и 8 б класса.                            

            Ведение индивидуально-групповых занятий по русскому языку имеет особую важность в силу ряда причин. Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

             Цель программы –  системная подготовка к ГИА.  

 Задачи программы:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой).

                                     

                                                                                       Механизм формирования  ключевых компетенций:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;        
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

                 Представленный курс занятий непосредственно связан с основным курсом русского языка 8 класса, однако он позволяет устранить пробелы в усвоении отдельных тем. Данные занятия дают возможность для совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ-компетентности).

          Программа  рассчитана на 25 часов.  Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.  

                                                                                             СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;
  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

            Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные урпажнения.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

                                                                        Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Виды работ

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Лекция учителя

2

3

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением.

Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

4

5

Сжатое изложение.

Редактирование изложения.

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

7

Средства выразительности речи.

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

8

Стилистика русского языка.

9

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

10

Орфограммы в приставках и суффиксах.

11

12

Н – нн в различных частях речи. Прилагательные, наречия.

Н – нн в различных частях речи. Причастия.

13

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

14

Морфология, морфологические признаки частей речи.

Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

15

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

16

Виды односоставных предложений.

17

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

18

Вводные слова и обращения.

19

Обособленные определение и приложения.

Обособленные обстоятельства.

20

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

21

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

22

Итоговое тестирование.

23

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

24

Построение сочинения-рассуждения.

25

Редактирование текстов сочинений