СПОСОБЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Способы связи слов в словосочетании»
Задачи:
учебные:
формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях;
преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово;
группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беляева Маргарита Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №10 г.Ессентуки
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе.
СПОСОБЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
(закрепление изученного). (Слайд 1)
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Способы связи слов в словосочетании»
Задачи:
учебные:
формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях;
преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово;
группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
развивающие:
используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
расширять их словарный запас;
формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
воспитательные:
воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
формировать навыки контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;
метапредметные УУД:
коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативности);
регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания;
предметные: закрепить умение определять способ связи слов в словосочетании.
Ход урока.
I. Организационный этап.
- Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии. Нам предстоит закрепить понятие о способах связи слов в словосочетаниях, а делать это мы будем на текстах, знакомящих нас с личностью великого писателя М.Ю.Лермонтова. (Слайд 2) Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
- Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.
(Слайд 3)
(Запись темы урока на доске и в тетрадях.)
Начнём наш урок с проверки знаний.
II. Актуализация знаний.
а) Индивидуальная работа по карточкам.
- Каждый из вас получил карточку. Вы должны выполнить задания. Время на выполнение – 3 минуты. (Карточки разноуровневые)
КАРТОЧКА 1.
Продолжите предложения…
Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).
Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).
Между словами в словосочетании есть … (грамматическая и смысловая связь).
Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью).
Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).
Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).
Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).
Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).
КАРТОЧКА 2.
Выберите верные утверждения:
Словосочетание -
- Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
- Сочетание самостоятельного слова со служебным
- Соединение двух и более слов.
- Состоит из главного и зависимого слова.
- Составные словоформы
- Бывают именные, глагольные и наречные.
- Состоит только из самостоятельных частей речи
- Сочетание слов в составе фразеологизмов
- Слова, связанные по смыслу и грамматически
- Подлежащее и сказуемое
- Связь в словосочетании – подчинительная
КАРТОЧКА 3
Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком.
Яркой внешности, правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно, я не уверен, вера в человека, очень красивый, книги и ручки.
У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?
- А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
Учащиеся по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в работе, снимаются при общем обсуждении.
б) Приём «Да-нет» (2 мин.) (Слайд 4)
-Словосочетание и слово изучается в синтаксисе (нет, только словосочетание и предложение)
-В словосочетания слова связываются сочинительной связью (нет, подчинительной)
-Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (да, они составляют грамматическую основу предложения)
-В словосочетании все слова равноправны (нет, одно - главное, другое - зависимое)
-Примеры ты и я, парты или стулья – словосочетания (нет, они связаны сочинительными союзами)
-В русском языке существует 3 способа подчинительной связи (да)
в) Синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет на доске).
М.Ю.Лермонтов великий русский поэт прославившийся удивительными произведениями. (Знаки препинания не расставлены.)
Проверка.
- Объясните постановку тире.
– Почему стоит запятая?
– Назовите в этом предложении словосочетания.
- Почему не назвали Лермонтов – поэт?
III. Закрепление, систематизация и углубление знаний.
а) Распределительный диктант. (5 мин) (Слайд 5)
- Распределите словосочетания, ориентируясь на способ связи слов в словосочетании.
Ярким сиянием, вдруг тускнели, душу пустынную, неслышно прошли, за душу странника, окружи счастием, полных внимания, старость покойную, люблю тебя, булатный кинжал, лилейная рука, вдоль текла, печально гляжу, позорно малодушны, на празднике чужом.
(Взаимопроверка) (Слайд 6)
б) Работа с текстом. (10 мин)
Михаил Юрьевич Лермонтов — г..ниальный поэт, прозаик, дра(м, мм)атург, остав..вший яркий след в классической русской литературе. Он был необыкнове(н,нн)о одаре(н,нн)ым человеком: поэтом, художником, музыкантом. Поэт был очень требовательным к себе, к своему дару, ко всему, что вых..дило из-под его пера. Лишь после трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина Лермонтов начинает п..чатать свои произведения, так как прежде считал их недостаточно соверше(н,нн)ыми, чтобы печатать рядом с произведениями гения. Пушкин был его кумиром и учителем. Но, если вчитат..ся в поэзию Лермонтова, она пор..жает своей самобытностью, оригинальностью и пр..красным литературным языком. В каком бы жанре (не,ни) работал Лермонтов, все у него получалось гениально.
- Объясните орфограммы в словах.
- Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1 группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа) (по 5 словосочетаний).
– Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста)
- Словосочетаний с каким способом связи в тексте больше? Почему? (Все зависит от стиля и типа речи).
в) Грамматическая эстафета. (2 мин) (Слайд 7)
- А сейчас немного отдохнем. Я предлагаю вам сейчас из предложенных сочетаний слов выбрать только словосочетания. Лист с заданием передаем по цепочке. Словосочетание обозначаем плюсом, а не словосочетание минусом. Чей ряд выполнит задание быстрее и правильнее, тот и выиграет эту эстафету.
ЯРКОЙ ВНЕШНОСТИ,
ПРАВДА О СЛУЧИВШЕМСЯ,
ПРИ ТЕБЕ,
БЫСТРО БЕЖАТЬ,
ДУША ПОЛНА,
КУПАТЬСЯ В МОРЕ,
СОВЕРШЕННО ВЕРНО,
Я НЕ УВЕРЕН,
ВЕРА В ЧЕЛОВЕКА,
ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ,
НАДЕЖД И ДУМ,
СЛОМЯ ГОЛОВУ,
ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ,
ГОВОРИЛ УЛЫБАЯСЬ,
СРЕДИ ПУСТЫНИ.
(Проверка)
г) Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий с самопроверкой. (10 мин)
– Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?
– Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене в 9 классе.
Вариант 1
1.Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2.Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
3.Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
4.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5.Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6.Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
7.Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8.Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10.Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Вариант 2.
1.Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОКНОТ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2.Замените словосочетание РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4.Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
5.Замените словосочетание РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание БИБЛИОТЕЧНАЯ КНИГА, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7.Замените словосочетание ДРАГУНСКОГО ПОЛКА, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8.Замените словосочетание СПОСОБНОСТЬ К РИСОВАНИЮ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
9.Замените словосочетание ТИШИНА НОЧИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание С УСЕРДИЕМ РАБОТАТЬ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
(Слайд 8)
Самопроверка (1 вариант)
1) речушка без имени
2) спросил усмехаясь
3 )не вспоминали тоскливо
4 )воображение детей
5) сердца женщин
6) железные листы
7) ночей без сна
8) вдохновение автора
9) жизненный субстрат
10 )коллектив строителей
Самопроверка (2 вариант)
1)блокнот писателя
2)собраний родителей
3)артиллерия врага
4)говорили восторженно
5)лачуг рыбаков
6)книга из библиотеки
7)полка драгун
8)способность рисовать
9)ночная тишина
10)работать усердно
Критерии оценки
«5» - 10 баллов
«4» - 8-9 баллов
«3» - 5-7 баллов
«2» - 0-4 балла
IV. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. (Слайд 9)
- Каждый из вас получит карточку с текстом. Выполните задание к нему.
Выпишите из текста по 5 словосочетаний с разными способами связи, по 3 именных, глагольных и наречных словосочетаний.
Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Каждое поколение находит в поэзии великого поэта отражение своих идей и взглядов. В этом кроется неувядающая любовь к Лермонтову. Интерес к его произведениям.
или
Составить 5 предложений о творчестве М.Ю.Лермонтова, выписать 3 словосочетания с разними способами связи.
V. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 10)
Выставляются и комментируются отметки.
Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…
• Было интересно…
• Я выполнял задания…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал, что…
• Я приобрел…
• Я научился…
• У меня получилось…
• Я смог…
• Я попробую…
• Меня удивило…
• Урок дал мне для жизни…
• Мне захотелось…
(Слайд 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы связи слов в словосочетании
материал к уроку...
Способы связи слов в словосочетаниях.
Урок-закрепление по согласованию и управлению 8 классе по УМК Бабайцевой В.В. Цели личностно-ориентированы.Актуализация проходит в виде "мозгового" штурма. Проверяем по щелчку мыши. Домашнее зад...
Способы связи слов в словосочетании.
Разработка урока по русскому языку в 8 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Презентация "Способы связи слов в словосочетании"
Презентация подходит как для учащихся 8-х классов, так и для 11, так как в данном уроке предлагаются упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА...
Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...
Способы связи слов в словосочетании (подготовка к ЕГЭ, часть В, синтаксис)
Урок посвящен способам связи слов в словосочетании. Подготовка к ЕГЭ, часть В, синтаксис. Задачи урока - повторить и обобщить знания учащихся о способах связи слов в словосочетании, отработать умение ...
"Словосочетание.Способы связи слов в словосочетании"
Урок проводится в классе, где есть дети-инофоны. Разработка содержит материал по ознакомлению учащихся 8 класса с типами связи слов в словосочетании....