Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Файзуллина Альсина Наиловна

    Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, 

            способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повторительно-обобщающий.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slovosochetanie.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»

                             Апастовского муниципального района Республики Татарстан

    Конспект урока с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме

     « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

    подготовила учитель русского языка и литературы, английского языка  

                          Нигматзянова Алсина Наиловна        

                           

                         

                                                              Сатламышево

                                                                     2013

    Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».

    Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов
    Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
    Метод: словесный, поисковый, творческий

    Цели урока:

      Образовательные:
        1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, 
            способах связи слов в словосочетании;
        2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
        3)закрепление навыков правописания;
       
    Развивающие:
    1)    развитие мышления и общеучебных навыков;
    2)     развитие познавательной самостоятельности;
    3)     формирование умения анализировать языковой материал;

    Воспитательные: 
    1)    воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе

    Оборудование: 
    1.    Мультимедийный проектор
    2.    Карточки со словосочетаниями
    3.    Раздаточный материал
    4.    Листы контроля

                                                       Ход урока

    1.    Оргмомент

    - Мы завершаем работу  с наименьшей синтаксической единицей языка -  словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим   знания, полученные по этой теме.
         Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.     

       2.    Актуализация прежних знаний

    -Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов

                                      (Дети сигнализируют карточкой)

    «Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий»
                           

    -Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)
    -Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова) 
    -Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)

    3. Коллективная работа.

    Прочитайте строки:

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя…

    - Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)

    - Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

    -Знать  определение словосочетания.

    -Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.

    - Что не является словосочетанием?

    -Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.

    Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.

    Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.

    -Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

    -Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

    При помощи логических вопросов  выделить все словосочетания.

    Выписанные словосочетания:

    «кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»

    4. Групповая работа

    Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа).

    Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи  и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.      

     -Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.
    - Выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях

    -Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)
    На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.

    (проверка проводится с использованием мультимедийного проектора)

    5. Индивидуальная работа по карточкам

    Карточка 1.

    • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
    • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
    • Согласование

    Карточка  2.

    • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
    • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
    • управление

    Карточка 3.

    • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
    • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
    • примыкание

    Карточка  4.

    • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
    • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
    • такая мама

    Карточка  5.

    • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
    • Медленно  опускаться на парашюте.
    • медленно опускаться

    Карточка  6.

    • Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
    • Для России такой путь заказан.
    • заказан для России

      Способ проверки – взаимопроверка.
      (Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.)
      Определите процент выполнения задания (написать на листочке).

    7. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.
    -- С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке?  Расскажите о типах связи в словосочетании .

    -- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?

    - Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» после изучения:

    Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

    Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

    Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

    Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

    8. Домашнее задание .

    Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»

     Список литературы:

    Русский язык, 8 класс, учебник для татарской школы, под редакцией Шакировой Л.З.,Казань,»Магариф», 2009г.

    Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е. Кривоплясова.-Волгоград: Учитель, 2005.-269 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

    Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

    План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР. Тема: «Имя существительное. Урок №22»

    Повторить основные грамматические признаки имени существительного, типы склонений, закрепить умение написания падежных окончаний имён существительных с использованием ЭОР....

    Методическая разработка.Конспекты уроков по русскому языку с использованием современных технологий.

    Данные конспекты уроков помогут учителям словесникам в реализации современных технологий.Технологии критического мышления и технологии дифференцированного обучения....

    "Словосочетание.Способы связи слов в словосочетании"

    Урок проводится в классе, где есть дети-инофоны. Разработка содержит материал по ознакомлению учащихся 8 класса с типами связи слов в словосочетании....

    Урок русского языка с использованием элементов технологии «БиС» в 6 классе по теме «Одна и две буквы -н- в суффиксах имен прилагательных.

    Цель урока Создать условия для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, ...

    конспект урока по русскому языку с использованием игровых технологий

    В разработке представлен урок русского языка на тему: "Три способа словообразования"...