конспект урока по русскому языку с использованием игровых технологий
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Харитонова Ольга Анатольевна

В разработке представлен урок русского языка на тему: "Три способа словообразования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект методической разработки урока русского языка в 5 классе на тему:

"Три способа словообразования" с использованием элементов игровых технологий.

Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Три способа словообразования».

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал,   познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем; отработать навык разбора слова по составу.  

Задачи:

Образовательные: знать виды морфем, способы словообразования;

Познавательные: умение выделять морфемы в слове;

Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, внимания, умения сравнивать и обобщать; развитие орфографической зоркости.

Воспитательные: содействие формированию положительной мотивации к учению, привитие интереса к русскому языку;  умение работать в паре и команде, воспитывать культуру межличностных отношений.

Тип урока: урок - познавательная игра, урок - путешествие .

Основные понятия: словообразование, морфема, корень, приставка, суффикс, окончание, основа, способы словообразования.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II .Актуализация знаний учащихся о морфемах.

1.Поезд с названием « Морфема»;

2.Игра « Убери лишний вагон»;

III. Изучение нового материала(три способа словообразования при помощи морфем).

  1. Игра « найди лишнее слово»;
  2. Игра «Чудо – дерево»;

IV. Рефлексия.

1.беседа по уроку;

2.игра «Собери словечко!»

V. Подведение итогов. Д/з.

Ход урока:

I.Организационный момент. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы уже готовы к уроку. Посмотрите, на доске у нас записана тема сегодняшнего урока, давайте запишем ее в тетради. Итак, записываем в рабочих тетрадях число и тему урока. Сегодня мы с вами уточним, что такое словообразование, повторим, что такое морфемы, и выясним, какие способы образования новых слов с помощью морфем есть в русском языке.

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка и один из источников пополнения словарного запаса. Сегодня мы узнаем, от чего и при помощи чего образуются новые слова, какие способы существуют в русском языке; отработаем умение определять состав слова, будем образовывать новые слова. Но у нас сегодня не совсем обычный урок, и «словообразование» для нас станет волшебной страной, по которой мы будем путешествовать на специальном поезде.

Присмотритесь внимательнее к самому слову, из скольких частей оно состоит? ( слово и образование) и сразу поймете, что же это за страна такая? ( страна, где образовываются слова). Правильно, ребята.

II. Актуализация знаний учащихся.

Ну что же, пора нам отправляться в дорогу. На вокзале нас с вами ждет поезд с загадочным названием « Морфема». Кто скажет, что такое морфема? ( если не могут вспомнить, начинаем с простого, что это часть слова, а затем при помощи наводящих вопросов доходим то правильного определения – наименьшая значимая часть слова)

А какие морфемы вы знаете? ( приставка, корень, суффикс, окончание.) (Некоторые дети допускают ошибку, причисляя к морфемам основу слова, уточним это в игре «Лишний вагон») А какая самая главная морфема? ( корень). А почему? ( в нем заключен основной смысл слова). Правильно, корень – самая главная морфема, поэтому она ведет поезд, а остальные едут в вагончиках.( крепим на вагоны названия морфем)

Ребята, посмотрите на поезд. Мне кажется, что железнодорожники ошиблись и прикрепили к нашему поезду лишний вагон. ( В поезде 4 вагона, среди остальных морфем есть и основа слова, это и есть лишний вагон). А почему?( потому что основа часто сама состоит из нескольких морфем).

На данном этапе целесообразно вести оценивание правильных ответов учащихся, но так как для полноценной оценки этого недостаточно, то ребятам выдаются карточки разного цвета (н-р: «5»-зеленая, «4» - желтая, «3» - красная) для накопления.

.

III. Изучение нового материала.

Ребята, кондуктор сообщил, что в каждом вагоне есть лишний пассажир. Нужно найти его и высадить. Вагонов у нас три, давайте и мы с вами разделимся на три группы. Итак, ребята, сидящие в первом ряду, едут в первом вагоне, сидящие во втором ряду – во втором вагоне, и сидящие в третьем ряду – в третьем вагоне. Каждая группа проверит свой вагон. (Достают карточки со словами). Работают командами на листах. Для организации работы группа выбирает лидера, который записывает результат, но представить этот результат может любой ученик по выбору учителя.

1)Игра «Найди лишнее слово».

1 ряд – забег, заплыв, закон, запуск (лишнее закон, в нем нет приставки);

2 ряд – чайник, кофейник, молочник, веник (лишнее веник, в нем нет суффикса);

3 ряд – подбородок, усталый, подснежник, безвредный (лишнее усталый, в нем нет приставки);

Теперь один представитель от команды назовет лишнее слово и запишет на доске только нужные слова, все остальные записывают в тетради. Разбирают по составу.

1 ряд. Что общего в этих словах? Как они образованы? (при помощи приставок) запишите, это приставочный способ.

2 ряд Что общего? При помощи чего образованы? (суффиксов). Запишите: суффиксальный способ;

3 ряд. Что общего? При помощи чего образованы? (приставок и суффиксов). Запишите: приставочно – суффиксальный способ;

Какие вы молодцы, ребята! Как быстро справились с таким сложным заданием и сами нашли три способа словообразования с помощью морфем.Едем дальше?

2)Игра «Чудо-дерево». Приехали на поляну, где растут три чудо – дерева, только они еще очень маленькие, потому что у них только корень. Давайте поможем этим деревцам вырасти? Для этого нам надо из корня слова образовать новые слова.

1 ряд - слово «вода» (водный, подводный, водяной, наводнение, водица);

2 ряд – слово « дом» (домик, домосед, домовой, бездомный, домашний);

3 ряд – слово «снег» (снежный, снежок, снежинка, снеговик, снегопад);

Молодцы, красивые деревья у нас получились, потому что мы работали все вместе, дружно и хорошо усвоили материал.( три ученика работают у доски, каждый ряд на местах записывает только свое слово. Для оценки еще разбирают по два слова по составу).

Те, у кого есть оценочные карточки, выходят к доске и разбирают оставшиеся слова по составу, получают оценку.

IV. Рефлексия.

Ну что же ребята, наше путешествие подходит к концу, осталось совсем немного времени, пора возвращаться домой. Вы стали настоящими специалистами в словообразовании.

Понравилось ли вам путешествовать? Трудно ли было справляться с заданиями? Какими бы словами вы описали сегодняшний урок? ( диалог с классом)

Я тоже хотела описать этот урок своим словом, но пока мы беседовали, оно сбежало, и все его части спрятались в разных вагончиках. Давайте попробуем его собрать?

Игра «Собери словечко!».

Итак, запишите слова: побежать, узнал, заливать, учитель, алмазный. А теперь выделите в них только те морфемы, которые я назову. В первом слове – приставка, во втором – корень, в третьем – первый суффикс, в четвертом – второй суффикс, а в пятом слове – суффикс, и окончание.

Теперь составьте из выделенных морфем слово. Итак, какое слово получилось? Какой у нас был урок? (По-зна-ва-тель-н-ый)!

V. Итоги урока Домашнее задание.

Молодцы, ребята. Мы с вами не просто весело провели время, а узнали много нового по теме « Словообразование», научились быстро разбирать слова по составу и собирать из морфем новые слова. Чтоб закрепить свои умения, сделайте домашнюю работу: стр.131, упр.310.

Урок закончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР. Тема: «Имя существительное. Урок №22»

Повторить основные грамматические признаки имени существительного, типы склонений, закрепить умение написания падежных окончаний имён существительных с использованием ЭОР....

Методическая разработка.Конспекты уроков по русскому языку с использованием современных технологий.

Данные конспекты уроков помогут учителям словесникам в реализации современных технологий.Технологии критического мышления и технологии дифференцированного обучения....

Разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий.

Фрагмент урока составлен на основе здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Также включает авторские технологии, разработанные мною, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся....

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...