Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Шестопалова Нина Петровна

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме Неполные предложения и их роль в тексте

Игровая технология

Тема урока: Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях

Цель урока: выявление роли неполных предложений в речи.

Задачи урока:

  • закрепить знания о неполных предложениях;
  • выявить сферу  употребления неполных предложений;
  • научить определять роль неполных предложений в текстах различных стилей;
  • сформировать умение  синонимической замены неполных предложений полными и наоборот;
  • развивать речь, логическое и критическое  мышление, умение самостоятельной добычи знаний, умение работать в команде;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать уважение к различным взглядам других людей.

Технология проведения  урока: ролевая игра.

На мой взгляд, при изучении темы «Неполные предложения» главными являются не столько  признаки неполных предложений и их пунктуационно правильное оформление, сколько выяснение роли данных предложений в нашей речи. Для этой цели  форма урока – ролевая игра «Заседание суда» является наиболее эффективной, так как дети в ходе  самостоятельной работы с литературой, подборке доказательств, публичной защите своих наблюдений  наглядно видят, что неполные предложения являются  нужными в нашей речи, обогащая и делая её выразительнее.

Особое  место  ролевые игры такого типа (опыт публичного выступления)  занимают  в  подготовке к  выпускным  экзаменам  по русскому языку, так как эта форма урока позволяет учащимся совершенствовать структуру   монологической   речи, выстроенной в форме доказательства в публицистическом или научном стиле,  обогащает  словарный   запас,   развивает лингвистические навыки.

Такие уроки вовлекают учащихся в непринужденный, живой разговор и этим помогают избежать формализма в знаниях, активно способствуют превращению знаний в убеждения. 

В ходе подготовки к ролевой игре заранее распределяются роли.

Судья – персонаж, который контролирует процесс, направляет ход мыслей и действий в нужное русло, не выносит никаких вердиктов, только оглашает общее решение. Эту роль лучше играть самому учителю.

Прокурор- персонаж, который обвиняет неполные предложения, вступает в спор с адвокатом.

Адвокат – персонаж, который оправдывает неполные предложения.

Эти две роли исполняют заранее подготовленные учащиеся из числа «сильных», им предоставляется возможность  в ходе подготовки к процессу набрать себе команду (свидетелей) для аргументации своего выступления.

Фольклористу и литературоведу  заранее даётся задание: провести исследования «Использование неполных предложений в УНТ», «Использование неполных предложений в художественной литературе» и выступить с кратким выводом.

Всем выше перечисленным персонажам учитель помогает составлять выступления в нужной для судебного заседания форме.

Все остальные учащиеся класса выступают в роли присяжных заседателей. Именно им в ходе заседания, проанализировав все «за» и «против», предстоит вынести вердикт: имеют ли неполные предложения право  на существование в нашей речи наравне с полными. По ходу урока учащиеся работают по учебнику, с наглядным материалом, заносят соответствующие записи в тетради.

Для игры необходимы атрибуты: судейские шапочки и мантии для судьи, адвоката и прокурора, трибуна, судейский молоток, изображение богини правосудия, костюмы сантехника, домохозяйки и других персонажей.

ХОД СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ.

Судья: Сегодня в суде слушается дело под названием «Роль неполных предложений в речи». Мы попытаемся разрешить конфликт между полными и неполными предложениями. Для выяснения ситуации мы выслушаем свидетелей обеих сторон, проведём ряд следственных экспериментов. Греческая богиня Фемида поможет нам взвесить все «ЗА» и « ПРОТИВ» и вынести справедливый приговор. Итак, начинаем разбирательство. В чём же суть конфликта? Слово предоставляется стороне обвинения - прокурору.

Прокурор:  Уважаемый  суд, господа присяжные заседатели! Я представляю интересы  полных предложений. Нас стало очень  волновать то, что происходит с русским языком! Разве он теперь так гибок и причудлив, как прежде? Разве богат и многозвучен? Нет, уважаемые господа! Нет, наш язык беднеет! Мы, ярые ценители народного богатства частично исследовали эту проблему и пришли к выводу, что немаловажную роль в обнищании языка играют  неполные предложения! Мало того, что они свободно распоряжаются нашими частями, так они  ещё и сокращают человеческую речь, делают её уже, короче, а, следовательно, суше.

 Мы требуем, чтобы неполные предложения признали незаконными, так как это явление распространяется с необычайной скоростью. Если вы поистине дорожите русским языком,  прислушайтесь к нашему требованию.

Судья:   Мы послушали сторону обвинения. Послушаем, что думают по этому поводу ответчики. Слово предоставляется адвокату, представителю неполных предложений. Расскажите  суду и всем присутствующим, что же такое неполные предложения?

Адвокат:  В нашей речи наравне с полными предложениями, употребляются неполные, в которых пропущен какой-либо член предложения  - главный или второстепенный.

Судья:  Скажите, а тот факт, что в неполных  пропущен какой-то член предложения, не приведёт к путанице, недопониманию?

 Адвокат: Нет, ваша честь, Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре. Например,   на вопрос « Вы пойдёте сегодня в кино?»  следует ответ : «Пойдём», - это неполное предложение, в нём пропущены сказуемое и обстоятельство, но их легко восстановить благодаря предыдущему предложению.

Судья: Значит, получается, что вы не можете обходиться без полных предложений?

Адвокат: Да , мы убираем из полных предложений некоторые их части, но делаем это с благими намерениями. Мы не сокращаем человеческую мысль, а, напротив, делаем её более богатой, полной. Люди предпочитают пользоваться неполными предложениями, так как мы помогаем подчеркнуть, выделить главное в речи интонацией, паузами.

Судья:  Итак, господа присяжные заседатели, вы познакомились с неполными предложениями.  Для продолжения процесса, я должен выявить, ваше умение различать полные и неполные предложения. Из упражнения 220 учебника выпишите по вариантам: полные предложения -1 вариант, неполные предложения -2 вариант.

( Класс выполняет упр. 220 учебника «Русский язык 8 класс»)

Судья:  Проверим, как вы справились с заданием. Зачитайте неполные предложения, обоснуйте свой выбор.

Судья:  Продолжим наше заседание. Чтобы понять справедливы или несправедливы обвинения прокурора, мы должны с помощью следственного эксперимента выяснить вопрос о частоте употребления полных и неполных предложений . Всем присутствующим предлагаем письменно  анонимно ответить на следующие вопросы :

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какой ваш самый любимый предмет?
  3. Какая сегодня погода?

Я попрошу  4-х присяжных собрать листочки с ответами и подсчитать количество полных и неполных предложений в ответах и огласить нам результат

А мы продолжаем. Кому предоставить слово?

Прокурор: Вот неполные предложения говорят, что  пропуск членов предложения не приведёт к недопониманию. А я докажу обратное. У меня есть даже пострадавшие по этому делу. Вот, пожалуйста. Хозяйка и сантехник, расскажите, что у вас случилось?

(ИНСЦЕНИРОВКА)

Хозяйка: Гражданин сантехник отремонтировал мне кран на кухне, я хотела его похвалить и сказала: « За качество работы - «пять», а он потребовал деньги.

Сантехник: Но Вы же сами  предложили мне деньги, я только добавил: « И за ремонт - десятку. Итого 15 рублей»

Прокурор: Итак, хозяйка пропустила сказуемое «ставлю» , а  сантехник сказуемое «добавьте». Вот видите, ваша честь, пропуск даже одного члена предложения  привёл к конфликту.

Адвокат:  Ваша честь, я прошу выслушать нашего свидетеля - тире. Пропуск членов предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Оно играет большую роль в неполных предложениях, заменяет пропущенные части.

Тире: Господа, сегодня обвинили неполные предложения в том, что они, видите ли, сокращают человеческую мысль. И оскорбили этим меня! Ведь я очень важный знак препинания! Я тот мост, который позволяет перейти через очень большое пространство, охватив его всею силой человеческой мысли. На месте меня в предложении можно поставить очень много разных слов. Но ставят всегда меня, чтобы показать обилие человеческой мысли. Например, « Летом светает рано, а зимой - поздно», скажите, что я заменяю? Разве , если бы на моём месте стояло второй раз слово  « светает», это не привело бы к тавтологии, неоправданному лексическому повтору? Вот какова моя роль!

Судья: Итак, чтобы разрешить вопрос о роли  тире, проведём ещё один эксперимент. Проставьте в следующих предложениях, где возможно, тире, объясните постановку.

Жизнь прожить    не поле перейти

Знание   дело наживное

Чужая дума потёмки

Мельница сильна водой, а человек едой.

Знание есть сила.

Птица рада весне, а младенец  матери.

За двумя зайцами погонишься, ни одного зайца не поймаешь.

Материнский гнев,  что весенний снег.

       Судья:  Какой же вывод о роли тире в данных предложениях мы сделаем? 

       Судья: Давайте послушаем нашу счётную комиссию. Сколько было дано полных предложений? Сколько неполных?  Какой можно сделать вывод о частоте употребления в разговорной речи полных и неполных предложений?

Адвокат:  Если, уважаемые господа, на вас не подействовали наши убеждения в полноправии неполных предложений, послушайте народ.

Фольклорист: Я фольклорист, изучаю устное народное творчество. В большинстве пословиц, скороговорок, загадок вторая часть оформлена в виде неполных предложений. Например,

  • НАБИРАЙСЯ УМА В УЧЕНИИ, ХРАБРОСТИ  - В СРАЖЕНИИ (пословица)
  •  НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ - ДРОВА (скороговорка)
  •  ПОСРЕДИ ДВОРА СТОИТ КОПНА: СПЕРЕДИ - ВИЛЫ, СЗАДИ - МЕТЛА (загадка).

И ещё целый список пословиц, поговорок, скороговорок и загадок, где используются неполные предложения. Произведения устного народного творчества передавались веками из уст в уста. Не мог же народ целенаправленно уничтожать красоту и богатство русского языка. Значит, неполные предложения служат не для краткости, а для ёмкости мысли.

Литературовед: Я исследовал употребление неполных предложений  литератур        произведениях и пришёл к выводу, что неполные предложения употребляются в различных  родах и  жанрах наряду с полными.

Например, эпический жанр - повесть «Капитанская дочка» : в диалогах чаще всего используются неполные предложения.

Драматический жанр - комедия « Ревизор»: в репликах героев и в авторских ремарках часто использованы неполные предложения, они придают речи живость, краткость, непосредственность.  

Судья: У обвинения ещё будут вопросы?

Прокурор: Я хотел бы провести следственный эксперимент, доказывающий , что хотя неполные предложения и избавляют от тавтологии, но без нас они всё равно бессмысленны. Чтобы доказать это, я предлагаю присяжным сделать синтаксический разбор одного сложного предложения.  Одной половине я раздам первую часть предложения, а другой половине – вторую часть предложения.

/Я РАЗОСТЛАЛ СВОЮ БУРКУ НА ЛАВКЕ/, /КАЗАК СВОЮ - НА ДРУГОЙ/

Поднимите руку те, у кого предложение вызвало затруднения.

Как видите, вторая часть вызвала затруднение, так как она бессмысленна без первой части.

Судья: Господа, я предлагаю закончить прения по этому делу и провести последний следственный эксперимент. Я думаю, что именно он покажет, равноправны или неравноправны полные и неполные предложения.

   Итак, перед вами предложение, в котором допущена речевая ошибка. Какая? Да, тавтология, т.е. неоправданный повтор слова. А почему именно неоправданный? Да, иногда повтор слова допускается преднамеренно, для усиления признака, степени качества или действия; выделения чего-либо. Как называется такой приём? ( Речевой повтор) У нас в предложении повтор неоправданный, избавимся от него. Каждая их сторон, используя свой вид предложения, должна избавиться от этой ошибки. Присяжным заседателям предоставляется право выбора, как избавиться от ошибки.

РЕКА УЗНАЁТСЯ В ПЛАВАНИИ, А  ДРУГ УЗНАЁТСЯ В БЕДЕ.

Заслушаем стороны.

Прокурор: Мы заменили слово УЗНАЁТСЯ синонимом ПОЗНАЁТСЯ.

РЕКА УЗНАЁТСЯ В ПЛАВАНИИ, А  ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ.

Адвокат: Мы заменили одно из сказуемых на тире.

РЕКА УЗНАЁТСЯ В ПЛАВАНИИ, А  ДРУГ   -   В БЕДЕ.

Судья: Итак, подведём итоги нашего заседания. Всем участникам процесса предлагаю ответить на следующие вопросы:

  1. Какие предложения называются неполными?
  2. Чем в произношении выражается, а в  написании обозначается пропуск члена предложения?
  3. Понятен ли смысл неполного предложения вне контекста (предыдущее предложение или обстановка при разговоре)?
  4. В каком стиле чаще всего используются неполные предложения?
  5.  В какой части сложного предложения могут встретиться неполные предложения? С какой целью они используются?
  6. Согласны ли вы с тем, что неполные предложения помогают подчеркнуть, выделить главное в речи интонацией ,паузами?

Для оглашения вердикта слово предоставляется присяжным заседателям.

Сделайте краткий устный вывод о роли неполных предложений в речи.

Огласите нам вердикт.

(Присяжные делают свои выводы)

Судья: Итак, господа, рассмотрев дело, взвесим все «ЗА» и «ПРОТИВ», мы пришли к выводу, что  и полные, и неполные предложения служат для блага нашего языка, если ими пользоваться грамотно. Данной мне властью приговариваю полные и неполные предложения к дружбе и сотрудничеству.

Друзья мои, под страхом внесения бессмыслицы в нашу речь, работайте совместно, стройте прочное, красивое и чистоё здание нашего великого русского языка.

Всем встать! Судебное заседание окончено.

ИТОГ УРОКА

Учитель: Итак, игра закончена. Но мы не прощаемся с нашими героями-предложениями. Запишите домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Роль неполных предложений в речи».  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из  текста  индивидуальных карточек. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что понравилось  на уроке?
  • Довольны ли вы собой?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения".

Интегрированный урок. Обобщение односоставных глагольных предложений. Знакомство с новым видом односоставных назывных предложений, сферой их употребления....

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"

Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"...

Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...