Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием игровых технологий
материал по русскому языку

Штрыкова Людмила Васильевна

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

 
             МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием игровых технологий

выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

Штрыкова Л.В., учитель

русского языка и литературы

п. Сельхозтехника

2018 г.

Система образования любого государства является условием его национальной безопасности. Именно от системы образования берут начало экономическое процветание, технологические прорывы и научные достижения.
            За последние годы значительно возрос уровень преподавания учебных предметов в школе, происходит внедрение современных образовательных технологий. Творчески работающие учителя добиваются прочного освоения учащимися программного материала по своему предмету. И все же грамотность детей оставляет желать много лучшего. Проблема повышения грамотности учащихся всегда волновала, и будет волновать учителей словесников. Сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких.
            Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Основной целью представленной работы является теоретическое обоснование и практическое использование различных видов работ по формированию орфографической зоркости учащихся.
        Данные методические рекомендации предназначены для учителей русского языка общеобразовательных школ. В них в соответствии с новой Программой представлены теоретический материал и письменные работы различных видов , которые смогут обеспечить высокую эффективность в обучении грамоте. Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету в работе предлагаются занимательные, игровые формы обучения.

Понятие «орфограмма»

              Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Орфограмма- написание, для обоснования выбора которого требуется применение
Орфографического правила. Орфограммы в зависимости от их графического типа находятся либо в морфемах (буквы) . либо между морфемами и частично между словами( дефисы, пробелы, контакты), либо между слогами( черточка при переносе).Выбор правильных написаний зависит от совокупности фонетика- графических, структурных, морфологических, синтаксических и смысловых условий, которые заложены в самом языке. Орфография связана со всеми сторонами языка, поэтому ее изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, которая обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм (т.е. над « точками применения» орфографических правил). Овладение орфографическими умениями и навыками опирается на все виды орфографической памяти( звуковую, зрительную, двигательную и кинестизическую), поэтому в учебном процессе им должно быть уделено одинаковое внимание.

Умения как организующая основа обучения орфографии


Умений, обеспечивающих успешное формирование навыков грамотного письма, две группы собственно орфографические и лексико-грамматические.
         Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и квалифицировать их (определять, что это за орфограммы). Зачем нужно формировать эти формирования? Нельзя ли обойтись без них? Практика обучения показывает, что нельзя. Самая большая проблема заключается в том, что ученики, выучив орфографические правила, редко прибегают к их помощи ( в лучшем случае в 30-35% случаев). Причина заключается в том, что у ученика не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку, он не видит орфограммы (фактов письма, когда без ущерба для произношения возможно как верное, так и неверное написание). Не замечая орфограмм, ученик часто пишет с ошибками, не подозревая этого , не испытывая ни сомнений, ни потребности в орфографическом правиле. Именно способность реагировать на орфограммы отличает грамотного от неграмотного: первый всегда знает, когда он не уверен, как пишется слово, и с помощью словаря или иным путем разрешает свои сомнения; малограмотный же человек пишет с ошибками, не замечая этого и не сомневаясь в правильности своего письма.
        Таким образом, умение замечать при письме орфограммы ( написания, определяемые правилами орфографии) является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
          Опытные учителя, методисты всегда боролись за то, чтобы развивать у учащихся «орфографическую зоркость», привить способность замечать слова, в написании которых человек не уверен и требуется навести необходимые справки. Предполагается, что это умение должно формироваться сразу, с первых лет обучения. Но опыт работы школы показывает, что у детей, пришедшие в средние классы, она не развита.
              Поэтому сразу же как на первоочередную задачу, от успешного решения которой зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму, программа указывает на необходимость выработать умение видеть при письме орфограммы.
           Сформировать это умение можно разными способами: на основе представления о сильной и слабой позиции фонем в речевом потоке ,путем развития интуиции замечать те случаи письма, когда можно допустить ошибку ,и др.
       Каждый способ дает известные результаты и может быть использован при обучении.

Некоторые виды работ, методы и приемы формирования орфографической зоркости


                  Методы, приемы выработки грамотного письма разнообразны. Они обусловлены принципами, на которых основывается употребление той или иной орфограммы, состоянием общей грамотности учащихся данного класса, степенью владения языком и другими факторами.
На первых этапах работы в новом классе рекомендую заполнить
на каждого ученика следующую карту:
Фамилия, имя ученика
Дата (месяц, год)

Параметры оценки Количественные показатели
Чтение
Скорость
Сознательного изучающего чтения вслух текста:
-художественного;
-учебного;
ознакомительного чтения;
чтения про себя Количество знаков(букв, печатных строк) в минуту
Письмо и правописание
Скорость письма:
-в диктанте;
-в подробном изложении;
-в сочинении;
-при списывании;
Незамеченные (неисправленные):
-в чужом тексте (объемом в столько-то слов);
-в своем тексте( после проверки упражнения в классе)
Речь (письменная)
Объем:
-изложения
-сочинения
-тематического словарного ряда Кол-во знаков( букв, слов, строк) за определенный промежуток времени

Кол-во орфографических, пунктуационных ошибок и описок
Кол-во ошибок

Количество слов и предложений


Знания (лингвистические)
Разбор слова по составу
Распознавание:
-частей речи;
-главных членов предложения Количество ошибок

                Выявив наиболее слабых учащихся необходимо. Не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учета успеваемости на отдельной странице записываю фамилии слабых учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть их причину допущения в одном и том же случае.

Диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию

Для формирования навыка графического обозначения орфограмм помогают различные виды работ: орфографический, словарный, выборочный, объяснительный, распределительный
диктанты, использование перфокарт, сигнальных карточек, дидактических игр.
Диктант- одно из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико-орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся.
Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. Так, Л.П.Федоренко в работе «Принципы обучения русскому языку» отмечает, что в классе, выполнявшем большинство работ под диктовку, грамотность оказалась почти в трое выше, чем в контрольном, где преобладали самостоятельные упражнения по учебнику. Таким образом, можно предположить, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи . Эффективность диктанта ,по мнению Л.П.Федоренко , достигается тем, ученик молча произносит звук, учителя соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.
         Текст без пропущенных букв ученик пишет, не задумываясь над правописанием, и учитель не может руководить созданием навыка. Списывая упражнение с пропуском орфограммы , школьник думает над орфографией, но пропущенные буквы (морфемы) являются сигналом о применении правила. При письме на слух таких сигналов нет, поэтому работа требует усиленного внимания , которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
          Письмо в зависимости от вида диктанта может сопровождаться различными дополнительными грамматическими, орфографическими, пунктуационными заданиями.
В современной методике проведения письменных работ по русскому языку диктанты принято разделять на две группы- контрольные и обучающие.
             Контрольные диктанты проводятся после изучения темы или раздела в конце учебной четверти или полугодия. Для контрольных диктантов берутся связные тексты, понятные и доступные по содержанию, с минимумом незнакомых слов. В тексте контрольных диктантов предусматриваются необходимые орфограммы, пунктограммы.
                  Грамматические нормы русского языка( системы склонения или спряжения , связь слов в предложении и т.д.)
      Контрольный диктант проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны хорошо понять содержание текста, правильно записать каждое слово и его грамматическую форму, каждое предложение, понимая его строение и структуру , определяя начало и конец.

      Время проведения контрольного диктанта рассчитано на 35-40 мин. урока, 5-10 мин. следует оставить ученикам на проверку работы.
       Обучающие диктанты проводятся в течение всего учебного года и, проводимые в системе, они способствуют постепенному приобретению навыков правильного письма. Закреплению грамматических , орфографических, пунктуационных норм. Обучающие диктанты подготавливают учеников к написанию контрольных диктантов.
       В методике проведения письменных работ установились следующие виды обучающих диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, выборочный , графический. Словарный, творческий, свободный.
         Предупредительный- один из видов слухового диктанта. Перед его записыванием предупреждаются возможные ошибки в отдельных словах и предложениях, для чего предварительно объясняются правила их написания. Слова с трудными орфограммами после объяснения правописания можно написать на доске. Во время диктанта учащиеся списывают их, выполняя еще один вид письменной работы- неосложненное списывание.
Объяснительный – вид слухового диктанта. Он проводится после изучения определенной грамматической темы. Слова, предложения, текст записываются под диктовку, после чего следует дать объяснение трудных орфограмм и пунктограмм.
Можно соединить два вида диктантов: сначала провести работу по предупреждению ошибок ( предупредительный диктант), затем- работу по объяснению правописанию трудных слов и предложений ( объяснительный диктант).
Зрительный- один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.
Вариантом зрительного диктанта является самодиктант. Ученики читают текст по книге ,
Выборочный – вид слухового или зрительного диктанта. Ученики записывают под диктовку( или списывают из книги) не весь текст, а лишь те слова или словосочетания, в которых есть трудные орфограммы или грамматические формы по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Существительное» учащиеся выписывают только слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Выборочный диктант развивает внимание , умение сосредоточиться на необходимом материале.
Графически й- вид слухового диктанта. Под диктовку учителя ученики составляют общепринятые схемы читаемых предложений или отдельных его составных частей( например, однородные члены предложения, подлежащее сказуемое ит.д.)
Словарный- вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова. Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст, например правописание значимых частей слова: корня, приставки, суффикса.
Словарный диктант может быть частью лексической работы в системе усвоения учащимися новых и выражений. Т.е. при записи слов объясняется не только их значение, но и правописание.
Словарный диктант занимает только часть урока, он не может входить в любой его компонент: при проверке домашнего задания, при объяснении, закреплении новой темы.
Творческий диктант- вид упражнения для развития самостоятельной связной речи учащихся. По своему характеру близок к изложению по опорным словам или к свободному диктанту. Вариантами творческого диктанта могут служить следующие упражнения:
1)По изучаемой грамматической теме класс подбирает и тематически разбирает близкие по значению опорные слова, составляет с ними словосочетания, предложения, связный текст;2)дети прочитывают текст, самостоятельно выделяют слова, обязательные для использования, затем записывают текст с употреблением указанных слов.
Свободный- вид диктанта, близкий к изложению. Следует подобрать интересный для восприятия и доступный для понимания текст, а после его прочтения провести беседу по содержанию. Затем текст читается по абзацам, учащиеся записывают тех их них, которые запомнили. Свободный диктант ценен тем, что при его выполнении могут проявиться самостоятельность и творческие возможности учеников.


Виды словарных работ

           Предлагаю рассмотреть некоторые виды словарных диктантов, с помощью которых учитель может организовать индивидуальную работу со слабыми учащимися.
Словарный диктант «с подсказкой».Школьная практика показывает, что нередко учащиеся . в целом зная правило, бывают не в состоянн применить его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие-то условия действия правила. Чтобы правильно действовало, необходимо направлять работу учащихся . такую функцию и выполняет «подсказка» при словарном диктанте. При проведении такого словарного диктанта учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что же касается главного условия, основной операции, то ее учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму. Вот так проводится такой диктант.

          Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию- вставляют в слово орфограмму. Например:
          Мячом «Орфограмма»- говорит учитель,- находится в окончании существительных после шипящей. Мы должны решить, что писать- о или е . написание гласной зависит от того, находится ли гласная под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму»
       Негромкий ( голос) « Вам надо решить, слитно или раздельно написать не с прилагательным. Чтобы правильно выбрать написании , вам следует определить, есть ли здесь противопоставление с союзом а». И.т.д.
       Естественно, что рассматриваемая форма работы используется только с наименее подготовленными детьми и объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.
Словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимися предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание. Пример:
1)Ветошь, пейзаж( определить род и склонение сущ.)2) К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье ( определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму).3)Колышет, дышит( выделить приставку и корень, определить с глухого или звонкого начинается корень).
Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта- формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила- неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильные написания.
Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы. К которым нужно обратиться для самопроверки (чтобы не усложнять работу детей. можно номера параграфа записать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант. Обозначают орфограммы. Написание одного – двух слов может быть объяснено письменно.
Словарный диктант с продолжением. Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант.
    Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.
Например: Станция- квитнация
Шепот-щека
Крыжовник- шорох
Подъем- съел ит.д.
Словарный диктант с элементами игры.
Словарный диктант можно оживить с помощью игры «зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркогоСловарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами( содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуне, прийти, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей).
Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например, тема «Правописание гласных в корне после щипящих и ц».
Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
( Зубная щетка)

По пригоркам , по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня…
(Шофер)
Словарный диктант с усложнением дидактического материала. Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. Понятие орфограммы является для учащихся сложным, нередко они отождествляют его с орфографическим правилом. Практика показывает. Что формирование понятия о сущности орфограммы и навыка разграничивать орфограммы более успешно проходить процессе практической работы, в процессе активной деятельности.
Так активной, действенной формой работы является диктант с усложнением дидактического материала. В процессе такого диктанта детям даются слова без орфограмм, слова, в которых внимательный человек не допустит ошибки. Задача учащихся- изменить слово или подобрать слово однокоренное слово так, чтобы в нем появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно доказать справедливость варианта. Например:
Честен- честный, клубы-клуб, шуба-шубка и т.д.
Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой и преподаватель может контролировать деятельность всех учащихся, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы, помогая учащимся осознать и исправить ошибки.
Словарный диктант с обобщением. Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний.
Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по- разному.
1.В процесс написания словарного диктанта составляется таблица,
на основании, которой и делается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика.

Правописание безударных гласных в корне слова

Гласные, проверяемые
ударением Написание гласных проверяется правилом Непроверяемые гласные

Наращение , морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное,
приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, большой, росток.
После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.
2.После написания
словарного диктанта: пол-окна, по- русски, кое-кто, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по –видимому, спортвно-авиационный, орлиный, пол-ложки, откуда-то, изжелта-зеленый, пол-Рязани, где-либо- учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформулировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
3.После написания словарного диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, по местоположению орфограмм. По каким-то отличительным признакам и др.
В заключение следует сказать. Что разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки , но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит элементы новизны.

Занимательные , игровые формы при изучении орфографии

Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету, повышения грамотности учащихся на уроках много внимания уделяю игровым . занимательным формам работы.
Игра- спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, содействует развитию воли , памяти, мышления.
Ребята любят игру, но проведение ее требует от учителя предварительной подготовки, организационной четкости.
Каковы условия игры? Кто соревнуется: отдельные ученики, или, команда, или те и другие? Сколько очков получает игрок на основе одного шага? За правильный, не совсем правильный и неправильный ответ? Кто его оценивает? Как фиксируются баллы? Кого выбрать в жюри?
Эти и другие вопросы желательно решать вместе с ребятами, потому что они чаще играют и наверняка подскажут Вам интересные решения.
Предварительная подготовка- это определенный эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных (скучных1) вопросов в данном случае особенно неуместны.
Прежде всего нужно ввести ребят в игровую ситуацию. Описать ее так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание).
Естественно, что для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивленный, интригующий тон, как бы приглашающий к игре. Доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа.

Пятиминутные разминки

Правописание безударных гласных в корне слов
На наши уроки часто будут приходить два спорщика- Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано с-деть. Речевичок настаивает на букве и, а Слушок говорит. Что надо писать е. А как вы думаете , ребята? (Аналогичные примеры: отв-рить, зап-вать ит.д.)

Буквы и, у. а после шипящих
Игра: кто больше вспомнит за 2 минуты имен сказочных героев. Чтобы в их именах были шипящие ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а(Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-побегайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине)
Аналогичная игра: кто больше вспомнит названия животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж,ч,ш,щ с буквами и. у , а? (Жираф, жаба, чайка, чибис, чижик, ежик, журавль, медвежата).

Игры-соревнования

1.Игра на внимание: «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов…?»При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске ( представителями команд) ит.д.
2.Игра «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется е ( пишется разделительный ъ, после шипящих на конце пишется ь и т.д.)»
Подсчитывается количество ошибочно поднятых(неподнятых) рук ( по командам или по рядам0. В итоге подсчитываются очки, определяется победитель.
3.Игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на какое-либо правило( например, на разделительный ъ и ь ). Выигрывает тот, кто :1) быстрее вручит учителю листочки 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

Заключение

Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры. Залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Культура речи- это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека.
Орфографические умения и навыки- составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание- средство общения.
Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и др. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант- не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
В данной работе была сделана попытка познакомить только с некоторыми методами. Приемами, видами работ, которые дают эффективную возможность формирования орфографической зоркости на уроках русского языка.
Главное- работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников по русскому языку.



Список использованной литературы



1.Алгазина Н.Н. «Формирование орфографических навыков» М.1987.7 с

2.Баранов М.Т. «Обучение русскому языку в 6 классе» М.1988.87 с.

3.Бекмухамедова Х.А.,Сиымова А.С. «Русский язык. Дидактический материал.5» А., «Атамура» 2001

4.Бельская «Практический материал по русскому языку.4класс» М.с134

5.ГаллингерИ.В.,Львова С.И. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах» М.1988. 81 с.

6.Еркебекова «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка» Журнал «Преподавание русского языка в школах Казахстана» март-апрель 2005

7.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. «Уроки обучения грамоте» М., П., 1988

8.Ерохина Е.А. «Сборник диктантов по русскому языку для 4-8 классов казахской школы» А-А «Мектеп» 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Как и многих учителей, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение видеть орфограммы. В работе освещены методы и подходы к обучению учащихся с целью выявления сложных написаний...

Работа учителя по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка.

Представлекние работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в школе-интернате для детей с ОВЗ

В данном сообщении даны приёмы работы на уроках русского языка при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями для развития грамотного письма....