Комбинированный урок изучения нового « Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Леутина Елена Валентиновна

           Цель урока: познакомить учащихся с новой орфограммой – Н и НН в суффиках страдательных причастий прошедшего времени.

 

     Задачи урока:

  1. научить находить данную орфограмму, объяснять ее по алгоритму, графически правильно ее обозначать;

 

  1. продолжить работу по развитию  умений работать с информацией, развитию речи, мыслительных операций, логического мышления учащихся.

 

Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и отработка умений их применять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_analiz_otkrytogo_uroka.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект (конспект) урока

Название образовательной системы, учебно-методического комплекта (УМК): « Школа 2100», Русский язык. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В.

Предмет:  русский язык

Класс: 6      

Тип урока: комбинированный урок изучения нового ( включает этап изучения нового и этап первичного закрепления)

Тема урока: « Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Особенности данного урока:

  • первый урок в теме
  • используемые технологии: проблемно - диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений.

           Цель урока: познакомить учащихся с новой орфограммой – Н и НН в суффиках страдательных причастий прошедшего времени.

     Задачи урока:

  1. научить находить данную орфограмму, объяснять ее по алгоритму, графически правильно ее обозначать;

  1. продолжить работу по развитию  умений работать с информацией, развитию речи, мыслительных операций, логического мышления учащихся.

Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и отработка умений их применять.

Оборудование:

1. Бунеев Р.Н. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х кН. – М.: Баласс, 2012

2. Презентация

                                                                                   Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Деятельность учеников (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Универсальные учебные действия демонстрируемые или развиваемые:

- личностные,

- регулятивные,

- познавательные,

- коммуникативные.

1.Языковая разминка

                       

 

2. Определяем проблему урока.

3. Решаем проблему, открываем новые знания.

4. Отрабатываем

умения работать с орфограммой.

5. Подведение итогов, Рефлексия.

Начнем сегодняшний урок ,как обычно, с языковой разминки. Сегодня мы повторяем орфограмму-правописание одной и двух букв Н в прилагательных.

Задание: записать словосочетания, объяснить повторяемую орфограмму, графически правильно ее обозначить.

Подведем итог. Еще раз вспомним правило о написании одной и двух букв Н в суффиксах

прилагательных.

Оцени, пожалуйста, свою работу по алгоритму (ученику, работающему у доски)

Посмотрите на слова, которые записаны на экране:

Нарезанный

Копченый

Жареный

Выкрашенный

Выделите суффиксы.

Какое противоречие в их написании вы заметили?

Сформулируйте основной вопрос урока.

А теперь давайте  сравним ваш вариант с формулировкой на странице 140.

Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Запишем тему урока в тетрадях «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Попробуем разделить слова, которые вы видите на группы. По какому признаку вы их разделите?

Копченый

Выкрашенный

Нарезанный

Жареный

Проанализируйте состав слов, в которых пишется две буквы Н. Чем он отличается от морфемного состава слов с одной  буквой Н?

Какое же условие нужно для написания одной буквы Н в страдательных причастиях прошедшего времени?

Сделайте вывод, когда в суффиксе  страдательного причастия прошедшего времени будет писаться две буквы Н.

Мы с вами определили первое условие для написания двух Н  в страдательных причастиях прошедшего времени.

Посмотрите внимательно на следующие слова:

Жареный

Копченый

Казненный

Лишенный

 Какое противоречие в их написании вы заметили?

Запишите рядом глаголы, от которых они образованы. Определите вид этих глаголов.

Что же еще будет являться условием для написания двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

Сколько условий для написания двух букв Н в суффиксах причастий мы определили?

Обратимся к упр.621, чтобы узнать еще об одном условии выбора написания двух букв Н  суффиксе причастия. Прочитаем текст упражнения вслух.

О каком условии выбора написания двух букв Н в суффиксе причастий здесь говорится?

Что же вы узнали о написании двух Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

Пришло время сравнить свои выводы с правилом в учебнике. Прочитав правило на странице 111, скажите, о каком условии написания двух букв Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени мы еще не говорили?

Вспомните основной вопрос урока. Получили ли мы на него ответ?

Как вы думаете, какое умение мы будем отрабатывать сегодня на уроке?

Отработать умение работать с изученной орфограммой нам поможет алгоритм. Обратимся к упр. 622.Знакомимся с заданием.

Можем ли мы начать работать по данному алгоритму?

Восстановите первый шаг алгоритма. Вспомните, какую орфограмму мы вспоминали в начале урока.

Вернемся к шуточной грамматической миниатюре из упр. 621. Найдите в ней слова с изучаемой орфограммой.

Опираясь на алгоритм, объясните написание НН в суффиксах.

(Ученик пробует самостоятельно)

Перейдем к отработке графического обозначения изученной орфограммы. Обратимся к упр.624. Прочитаем  задание про себя. Какое умение мы будем отрабатывать, выполняя данное упражнение.

(Учитель показывает образец. Сначала устно разбирает слово по алгоритму, а потом графически обозначает изучаемую орфограмму)

Тканая (ткать, несов.в.) скатерть

Что нового узнали  на сегодняшнем уроке?

 С какими условиями написания НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени мы познакомились?

Чему учились?

Трудно ли было?

С какими трудностями столкнулись?

   

Дом. Задание Упр.626

Записывает, выделяет повторяемую орфограмму:

Звериная тропа, утренняя прохлада, туманное утро, лебединая верность, экскурсионный автобус, песчаная почва, обеденный стол, орлиное гнездо, стеклянный графин, кожаный чемодан, соломенная шляпа, торжественная церемония, клюквенный компот, глиняный кувшин, деревянный карандаш, необыкновенная картина, земляной пол, пустынная даль.

В суффиксах прилагательных –АН,ЯН, ИН пишется одна Н. Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

НН пишется в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН, ЕНН, а также, если основа существительного оканчивается на Н и прибавляется суффикс Н.

Оценивает по алгоритму самооценки.

Выделяют суффиксы

Нарезанный (НН)

Копченый (ЕН)

Жареный (ЕН)

Выкрашенный (ЕНН)

В одних пишется одна Н, а в других две Н.

Дети формулируют.

Когда пишется одна, а когда две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

Сравнивают.

Понаблюдать, поработать  учебником.

По количеству букв Н.

Нарезанный

Выкрашенный

Копченый 

Жареный

Имеют приставки:

Нарезанный

Выкрашенный

         

Наличие приставки

В суффиксе страдательного причастия прошедшего времени будет писаться две НН, если причастие имеет приставку.

В словах казненный, лишенный нет приставок, а пишется две НН.

Жареный-жарить (несов.)

Копченый-коптить (несов.)

Казненный-казнить (сов.)

Лишенный-лишить (сов.)

В суффиксе страдательного причастия прошедшего времени будет писаться две НН, если оно образовано от глагола совершенного вида.

Два

Читается текст «Страдательное причастие»

В суффиксе страдательного причастия прошедшего времени будет писаться две НН, если причастие имеет зависимые слова.

В суффиксе страдательного причастия прошедшего времени будет писаться две НН, если причастие имеет приставку.

В суффиксе страдательного причастия прошедшего времени будет писаться две НН, если оно образовано от глагола совершенного вида.

В суффиксе страдательного причастия прошедшего времени будет писаться две НН, если причастие имеет зависимые слова.

Правило читается учениками про себя. Ученики делают вывод. что на уроке не говорилось о том, что в причастиях, оканчивающихся на –ованный, -еванный пишется две буквы Н, кроме слов кованый,жеваный

Основной вопрос урока:

когда пишется одна, а когда две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? Мы получили ответ.

Правильно писать причастия с Н и НН в суффиксах

Нет, нужно восстановить первый шаг.

Мы говорили о написании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных. Причастия не нужно путать с прилагательными. Первым шагом алгоритма будет: определи, является ли данное слово причастием?

Обиженное

Униженное

Привеченное

Замеченное

Объясняют устно по алгоритму  написание причастий:

Униженное

Привеченное

Замеченное

Работать по алгоритму, правильно обозначать изучаемую орфограмму.

Упр. 624

Слово объясняется по алгоритму, орфограмма обозначается.

Вытканная скатерть, тканная вручную скатерть, плетеная (плести, несов.в.) корзина, заплетенная коса, плетенная из лозы корзина, глаженое  (гладить, несов.в.) белье, выглаженное белье, неглаженое белье, решенная (решить, сов.в)задача, решенная мною задача, купленный (купить, сов.в)  билет, выкупленные билеты, купленный родителями велосипед, балованный ребенок, избалованный ребенок, квалифицированный рабочий.

Узнали о том, когда пишется Н, а когда НН в суффиксах причастий.

  1. Наличие приставки
  2. Если образовано от глагола сов.вида
  3. Имеют зависимые слова
  4. Оканчиваются на –

ованный,еванный

  1. Работать по алгоритму
  2. Графически обозначать орфограмму

Да

Запомнить все условия написания, правильно выделять суффиксы причастий.

Коммуникативные (построение устного развернутого ответа)

Познавательные (умение найти изученную орфограмму, графически правильно ее обозначить)

Коммуникативные (построение устного развернутого ответа)

Регулятивные (коррекция, оценка собственного ответа)

Познавтельные (постановка проблемы)

Коммуникативные (умение высказывать свою точку зрения, вступать в диалог)

Регулятивные (составление плана работы)

Познавательные (анализ, обобщение, систематизация)

Коммуникативные (построение развернутого устного ответа)

Познавательные (работа с текстом учебно-научного стиля по учебнику, сравнение, поиск новой информации)

Регулятивные (умение работать по алгоритму)

Коммуникативные (умение строить логическое доказательство)

Познавательные (умение графически правильно выделять орфограмму, обобщать, систематизировать)

Познавательные (поиск слов с изучаемой орфограммой)

Самоанализ урока.

Название образовательной системы, учебно-методического комплекта (УМК): « Школа 2100», Русский язык. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В.

Предмет:  русский язык

Класс: 6      

Тип урока: комбинированный урок изучения нового ( включает этап изучения нового и этап первичного закрепления)

Тема урока: « Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Особенности данного урока:

  • первый урок в теме
  • используемые технологии: проблемно - диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений.

           Цель урока: познакомить учащихся с новой орфограммой – Н и НН в суффиках страдательных причастий прошедшего времени.

     Задачи урока:

  1. научить находить данную орфограмму, объяснять ее по алгоритму, графически правильно ее обозначать;

  1. продолжить работу по развитию  умений работать с информацией, развитию речи, мыслительных операций, логического мышления учащихся.

Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и отработка умений их применять.

Оборудование:

1. Бунеев Р.Н. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х кН. – М.: Баласс, 2012

2. Презентация

1 этап. Языковая разминка.

Языковая разминки на данном уроке проводится не только с целью повторения пройденного материала. На этапе отработки умения работать с орфограммой, когда учащимся нужно было восстановить первый шаг алгоритма, мы вновь обратились к данной орфографической диктовке и сделали вывод, что изучаемую орфограмму не нужно путать с ранее изученной - Н и НН в суффиксах прилагательных.

На данном  этапе урока применялась технология оценивания образовательных достижений. Именно эта технология позволяет развивать регулятивные УУД (коррекция, оценка собственного ответа), а также коммуникативные (построение устного развернутого ответа).

 2 этап. Постановка основного вопроса урока.

На этом этапе решается основная задача: создать проблемную ситуацию, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

В процессе наблюдения дети самостоятельно формулируют основной вопрос урока, ответ на который они будут искать на уроке. Формируются познавательные УУД (анализ, синтез, классификация, умение на основе анализа объектов делать выводы). Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание  в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме.

 После определения проблемы учащиеся предположить, что поможет им ответить на данный вопрос, а именно: сначала они должны понаблюдать за языковым материалом, сделать определенные выводы, а потом сравнить с информацией в книге. На данном этапе формируются регулятивные УУД (формирование умения прогнозировать предстоящую работу, определять цель деятельности).

3 этап. Совместное открытие знания.

На этом этапе использовался один из способов поиска решения проблемы: подводящий к решению проблемы диалог.

На основе наблюдений учащиеся самостоятельно делали выводы об условиях написания двух букв Н в суффиксах страдательных причастий. Таким образом развивались познавательные УУД (установление причинно – следственных связей,  умение на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать). При самостоятельной работе с правилом по учебнику формировалось  познавательное УУД: умение извлекать информацию.

4 этап. Первичное закрепление знаний.

На данном этапе происходит отработка умения находить изучаемую орфограмму и объяснять ее, действуя по алгоритму. Таким образом развиваются регулятивные УУД (умение действовать по плану, коррекция своего ответа). Развиваются и коммуникативные УУД (умение строить логическое доказательство, давать развернутый устный ответ).

5этап. Применение полученных знаний.

На данном этапе учащиеся отрабатывают умение графически правильно обозначать изучаемую орфограмму, опираясь на алгоритм. Развиваются все те же регулятивные и коммуникативные УУД. Применяется технология оценивания образовательных результатов.

6 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Предлагаемые на данном этапе вопросы позволяют учителю сделать вывод, насколько усвоен материал, с какими трудностями столкнулись учащиеся в процессе усвоения темы, помогают увидеть, как построить следующий урок по данной теме.

Урок  был динамичным, оптимальным по темпу, на уроке были созданы  условия для активной работы детей, активизации  их познавательной  деятельности. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни.

    Урок целей достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

Урок :Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква «н» в отглагольных прилагательных

Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква «н» в отглагольных прилагательных...