Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса 2015-2016 учебного года
    рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

    Сафонова Ольга Ивановна

    Содержание тематического планирования 8 класса разработано с учетом авторской программы (рабочая программа по русскому языку. 8 класс/ Сост. Т.Н. Трунцова. – М.: ВАКО, 2015. – 80 с.(к УМК Т.А. Ладыженксой, М.Т. Баранова, Л.А. Тростнецовой и др. (Просвещение))

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    F:\Изображение0001.JPG

    Структура:

    1.

    Пояснительная записка.…………………………………………………

    стр.3

    2.

    Содержание образовательной программы.………………………….

    стр.6

    3.

    Требования к уровню подготовки обучающихся…………………..

    стр.9

    4.

    Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

    стр.11

    5.

    Источники информации……………………………………………….

    стр.17

    6.

    Средства обучения…………………………………………………....

    стр.18

    7.

    Приложение

    1. Календарно – тематическое планирование …………………………
    2. Оценочные материалы

    стр.19

    стр.25

    1. Пояснительная записка.

    Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    -  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

    - Письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;

    -  Образовательная программа МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ №40 от 02.09.2014г.;

    - Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, предметов, учебных курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ № 96 от 16.06.2015г.;

    Учебный план МБОУ Озерной СОШ №9 отводит 102 учебных часадля изучения русского языка из расчёта 3 учебных часа в неделю. Из которых 5 часов – Сочинения, 9 часов – контрольные диктанты ;Изложения – 4 часа.

    Общая характеристика учебного предмета

    Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Л.А. Тростнецовой, 16-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

    Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.                         

    Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым космысленному изменению собственного речевого поведения.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

    Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом

    Цели и задачи изучения русского языка в 8 классе:

    Цели обучения русскому языку

    1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
    2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
    3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
    4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

    Применение знаний и умений в жизни.

    Задачи :

    • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
    • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения

    Содержание тематического планирования 8 класса разработано с учетом авторской программы (рабочая программа по русскому языку. 8 класс/ Сост. Т.Н. Трунцова. – М.: ВАКО, 2015. – 80 с.(к УМК Т.А. Ладыженксой, М.Т. Баранова, Л.А. Тростнецовой и др. (Просвещение))

    Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся  общеобразовательного класса и уровень их подготовки по предмету в соответствии с авторской учебной программой, а так же общую характеристику класса. В 8 классе обучается 9 человек,7 из которых по русскому языку учатся на «4» и «5» , и 2 на «3».

    Обучение осуществляется по УМК русского языка 8 класс. Автор: Л.Тростенцова, Т. Ладыженская и др. М.: «Просвещение», 2010г., который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.


    2. Содержание образовательной программы.

    № п/п темы (раздела)

    Название темы (раздела)

    Содержание темы (раздела)

    Количество часов

    1

    Функции русского языка в современном мире

    Основные разделы языка, основные языковые единицы

    1

    2

    Повторение изученного в V–VII классах

    Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.

    6  + 2

    Синтаксис, пунктуация, культура речи

    3

    Словосочетание

    Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

    Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

    2

    4

    Простое предложение.

    Грамматическая основа предложения.

    Порядок слов в предложении. Интонация.

    Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение».

    Р/р. Описание памятника культуры

    3

    Простые двусоставные предложения.

    5

    Простое предложение

    Грамматическая основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры

    3

    6

    Главные члены предложения.

    Подлежащее. Сказуемое Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое Изложение с элементами сочинения Тире между подлежащим и сказуемым Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

    6+1

    7

    Второстепенные члены предложения.

    Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Определение Приложения. Знаки препинания при нём. Обстоятельство Синтаксический разбор двусоставного предложенияР/р. Характеристика человека Контрольный диктант

    6+2

    8

    Простые односоставные предложения.

    Главный член односоставного предложения. Назывные предложения Определённо-личные предложения Неопределённо-личные предложенияР/р. Инструкция Безличные предложения Р/р. Рассуждение Понятие о неполных предложениях Синтаксический разбор односоставного предложения Повторение. Обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения» Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

    9+2

    9

    Простое осложнённое предложение

    Понятие об осложнённом предложении

    1

    10

    Однородные члены предложения

    Понятие об однородных членах Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них Однородные и неоднородные определения Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания я при них Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания я при них (продолжение) Синтаксический разбор предложения с однородными членами Пунктуационный разбор предложения с однородными членами Повторение по теме «Однородные члены предложения» Контрольный диктант

    12+1

    11

    Обособленные члены предложения.

    Понятие об обособлении Обособленные определения. Выделительные знаки при них. Обособленные определения. Выделительные знаки при них. Тест по теме «Обособленные определения» Развитие речи. Рассуждения на дискуссионную тему Развитие речи. Рассуждения на дискуссионную тему Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обобщение и повторение изученного материала «Обособленные приложения». Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки при них Обобщение и повторение изученного материала «Обособленные обстоятельства». Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обобщение и систематизация материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

    18+1

    12

    Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение

    Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при них Употребительные обращения Развитие речи. Составление делового письма. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний  слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения.. Развитие речи. Публичное выступление Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, сочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложениями. Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь Диалог Развитие речи. Рассказ Цитата Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь» Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

    12

    12

    13

    Чужая речь

    Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.

    7

    7

    14

    Повторение и систематизация изученного в восьмом классе.

    Синтаксис и морфология Синтаксис и пунктуация Развитие речи.  Изложение Развитие речи. Изложение Синтаксис и культура речи Синтаксис и орфография Итоговый контрольный диктант (тест)

    7

    7

    Итого:

    102 часа


    3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

    В результате изучения русского языка ученик должен

    знать/понимать

    • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

    уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

    аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

    говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


    5. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку.

    Критерии оценивания

    1. Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

    Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

    2. Оценка диктантов

    Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

    Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

    Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –  100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 –  120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).                                                                                      

    К о н т р о л ь н ы й   с л о в а р н ы й   д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса  –  20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса  – 35-40.

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е  

     д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

    Для к о н т р о л ь н ы х   д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе  – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе  – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе  –  20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе  – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

    В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

    В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах  – не более 7 слов, в 8-9 классах  – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

    До конца первой четверти (а в 5 классе  –  до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

    При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

    1) в переносе слов;

    2) на правила, которые не включены в школьную программу;

    3) на еще не изученные правила;

    4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    5) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместоработает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

    1) в исключениях из правил;

    2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    5) в написании ы и и после приставок;

    6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,как и др.);

    7) в собственных именах нерусского происхождения;

    8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

    Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

    Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

    Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

    Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

    П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

    Диктант оценивается одной отметкой.

    О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

    О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

    О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

    О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

    При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

    В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

    О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

    О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

    О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

    О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

    П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

    При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

    О т м е т к а   "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

    О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

    О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

    О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

    При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

    Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

    1.        Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

    К неверным написаниям относятся:

    • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чаплявместо цапля);
    • ошибка на правило, не изучаемое в школе;
    • ошибка в переносе слова;
    • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
    • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

    2.        Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

    •        в исключениях из правил;

    • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
    • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
    • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
    • в написании ы и ипосле приставок;
    • в случаях трудного различения не и ни;
    • в собственных именах нерусского происхождения.

    К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

    • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
    • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

    При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

    3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

    Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну

    3. Оценка сочинений и изложений

    С о ч и н е н и я  и  и з л о ж е н и я  – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

    Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

    Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе  – 100-150 слов, в 6 классе  –  150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

    Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

    С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

    Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

    • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    • полнота раскрытия темы;

    • правильность фактического материала;

    • последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

    Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).

    6.Источники информации.

    1. Афанасьева В.Н., О.Г. Ёлкина. Зачет на основе текста. Промежуточное тестирование. Русския язык. 8 класс.: Издательство «ЭКЗАМЕН». – М.2014.
    2. Баранов М.Т.. Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.: Издательство «Просвещение». – М.2000.
    3. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку 8-9 классы.: Издательство «ВАКО». – М.2011.
    4. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
    5. Потапова Г.Н. Русский язык. Экспресс – диагностика 8 класс.: Издательство «ЭКЗАМЕН». – М.2014.
    6. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc
    7. Тростенцова Л.А., ЛадыженскаяТ.А., Дейкина А.Д. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.
    8. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2013.- 336 с


    7.Средства обучения.

    Учебная литература

    1.Тростенцова Л.А., ЛадыженскаяТ.А., Дейкина А.Д. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.

    2. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2013.- 336 с.

    Интернет ресурсы

    1. http: // rubrikon.com

    2. http: //www.ipmce.su/lib/osn prav.htme

    4. Таблицы

    Название таблицы

    1

    Правописание гласных и согласных в корне слова ОК №5

    2

    Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах

    3

    Правописание корней с чередованием гласных

    4

    Разбор слова по составу

    5

    Обособление согласованных определений

    6

    Правописание Н и НН в именах прилагательных и причастиях

    7

    Разделы русской пунктуации и основные группы правил

    8

    Лексическое значение слова


    8. Календарно – тематическое – планирование

    (8 класс).Приложение 1

    № п/п

    Тема урока

    Вид практического

    занятия, контроля

    Дата проведения

    по плану на весь год

    фактически

    1

    Русский язык в современном мире

    Раздел I. Повторение изученного в 5-7 классах (8 часов)

    2

    Пунктуация и орфография.Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

    3

    Знаки препинания в сложном предложении

    4

    Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

    5

    Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

    6

    Развитие речи. Изложение с грамматическим заданием

    7

    Развитие речи. Изложение с грамматическим заданием

    Изложение

    8

    Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

    9

    Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе»

    К/Д

    Раздел II. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5 часов)

    10

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

    11

    Текст как единица синтаксиса

    12

    Предложение как единица синтаксиса

    13

    Словосочетание как единица синтаксиса.  Виды словосочетаний

    14

    Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

    Раздел III. Простое предложение (3 часов)

    15

    Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

    16

    Порядок слов в предложении. Интонация.

    17

    Описание памятника культуры.

    Р/Р Сочинение

    Раздел IV. Двусоставные предложения (15 часов)

    18

    Главные члены предложения. Подлежащее.Сказуемое.

    19

     Простое глагольное сказуемое.

    20

    Составное глагольное сказуемое.

    21

    Составное именное сказуемое. Способы его выражения.

    22

    Изложение (с элементами сочинения-рассуждения). Памятники России. Троице –Сергиева Лавра зимой

    Изложение

    23

    Тире между подлежащим и сказуемым.

    24

    Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

    К/Д

    25

    Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

    26

    Определение. Дополнение.

    27

    Приложение. Знаки препинания при нём.

    28

    Обстоятельство.

    29

    Синтаксический разбор двусоставного предложения.

    30

    Р.Р. «Характеристика человека»

    Сочинение

    31

    Повторение по теме «Двусоставное предложение»

    32

    Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение»

    К/Д

    Раздел V Односоставные предложения (11 часов)

    33

    Главный член односоставного предложения.

    34

    Назывные предложения.

    35

    Определённо-личные предложения.

    36

    Неопределённо-личные предложения.

    37

    Развитие речи. Инструкция.

    Р/Р

    38

    Безличные предложения.

    39

    Составление текста-рассуждения.

    40

    Неполные предложения.

    41

    Синтаксический разбор односоставного предложения

    42

    Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»

    Тест

    43

    Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Односоставные предложения»

    К/Д

    Раздел VI. Простое осложненное предложение (31 час)

    44

    Простое осложнённое предложение.

    45

    Однородные члены предложения.

    46

    Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них.

    47-48

    Р.Р. Изложение

    Изложение

    49

    Однородные и неоднородные определения.

    50-51

    Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

    52-53

     Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

    54

    Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

    55

    Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

    56

    Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

    57

    Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

    К/Д

    58

    Понятие об обособлении.

    59-60

    Обособленные определения. Выделительные знаки при них.

    61

    Тест по теме «Обособленные определения»

    Тест

    62-63

    Текст-рассуждение (обучающее сочинение)

    Сочинение

    64-65

    Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

    66

    Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения»

    67-68

    Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

    69

    Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства»

    70-71

    Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

    72

    Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»

    73

    Синтаксический разбор предложения с обособленными  членами.

    74

    Пунктуационный разбор предложения с обособленными  членами.

    75

    Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

    73

    Сочинение повествовательного характера с элементами описания

    76

    Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

    К/Д

    Раздел VII. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (19 часов)

    77

    Назначениеобращения. Распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении.

    78

    Употребление обращений.

    79

    Р.Р. Составление делового письма

    Сочинение

    80

    Вводные и вставные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

    81-82

    Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложений.

    83

    Вставные слова, словосочетания и предложения

    84

    Сочинение-рассуждение публицистического характера

    Сочинение

    85

    Междометия в предложении.

    86

    Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными членами предложения.

    87

    Повторение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

    88

    Контрольный диктант         по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

    К/Д

    89

    Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь

    90

    Прямая речь

    91

    Диалог

    92

    Р.Р.Рассказ

    93

    Цитата

    94

    Синтаксический разбор предложений с чужой речью,  пунктуационный разбор, повторение по теме «Чужая речь».

    95

    Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

    К/Д

    Раздел XIII. Повторение и систематизация изученного в VIII классе (8 часа)

    96

    Синтаксис и морфология

    97

    Синтаксис и пунктуация

    98-99

    Р.Р. Изложение

    Изложение

    100

    Синтаксис и культура речи

    101

    Синтаксис и орфография

    102

    Итоговый контрольный диктант

    К/Д


    Приложение 2

    Оценочные материалы

    Контрольные диктанты.

    1.Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе»

    В старом саду около бабушкиного дома крапива встала густой стеной.

    В непролазной траве весь день копошились шмели и угрожающе гудели. Иногда они вырывались из травы, с размаху налетали на Машу, подымались вверх, радуясь оттуда, что смогли её напугать. Но радовались они напрасно. В вышине им приходил конец. Ловкие и смышленые скворцы на лету хватали их и тут же проглатывали.

    Неожиданно Маша услыхала какой-то всплеск. В бочке с дождевой водой, опоясанной лужеными обручами, поселилась лягушка. Лягушка боялась скворцов.

    Скворцы постоянно дрались с галками. Успокоившись, рассаживались на ветках вековой липы и начинали изображать пулеметный бой. Бабушка, взяв домотканое длинное полотенце, в сердцах замахивалась на непослушных, неугомонных птиц, и они перебирались повыше.(108 слов)

    Грамматическое задание.

    1.  Сделайте синтаксический разбор отмеченных предложений.

    2.  Разберите по составу слова.

    Вариант I — налетали, опоясанной.

    Вариант II —рассаживались, домотканое.

    2.Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

    Родина чая - Китай. Об этом гласит старинная китайская легенда. Один из китайских мудрецов день и ночь проводил в молитвах. Дарма старался не спать, не давая сомкнуться своим векам. Й все же однажды он заснул. Пробудившись ото сна, Дарма в гневе отрезал свои веки и бросил их на землю. Там, где они упадали, через некоторое время выросли зеленые кустики чая, которые помогают человеку преодолевать сон. А обнаружила эти свойства одна из китайских принцесс, отдыхавшая в саду под чайным деревом. В чашу с водой, которая стояла перед ней, упал листочек. Через некоторое время вода приобрела желтоватый оттенок. Нечаянно получившийся настой понравился принцессе, а человечество получило новый напиток. Случилось это более пяти тысяч лет назад.

    Сбор и обработка чайного листа были очень трудоёмкими процессами.

    Чайный куст – теплолюбивое и капризное растение. В природе китайский чай – вечнозеленое дерево с высотой до десяти метров и стволом до шестидесяти метров в диаметре. (145 слов)

    3.Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение»

    Волга – русская река.

    Каждая страна имеет национальную реку. У России есть Волга, которая является самой большой рекой в Европе.

    Тоненький ручеек, изгибаясь, пробивается среди глухих лесов и болот, поросших богатой растительностью*. Так начинает Волга свой далекий путь. Пройдя через несколько озер она набирает силу и разливается широко, могуче, величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

    Человек, путешествующий по Волге, не перестает удивляться красоте и разнообразию волжских берегов.** В верховьях сжимают реку желто-красные сосновые леса. И воздух здесь напоен ароматом сосны. Лишь изредка где-нибудь возле оврага неожиданно зазеленеет березовая роща. Особенно живописен правый гористый берег, круто обрывающийся к реке.

    Ближе к югу зеленые заросли уступают место равнинным хлебам, уходящим в бесконечную даль. Но вот река круто поворачивает на юго-восток и сразу ощущаешь дыхание полупустыни. Дельта Волги испещрена рукавами, непроходимыми зарослями тростника.

    Два месяца нужно Волге, чтобы преодолеть путь от истока до устья.

    Грамматические задания.

    1.Подчеркните грамматические основы.

    Вариант 1 – 2-й абзац, вариант 2 – 3-й абзац.

    2.Сделайте синтаксический разбор предложений, отмеченных звездочкой.

    Вариант 1 – *, вариант 2 – **

    4. Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Односоставные предложения»

    Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал.

    В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемёт, в другом - захватил в плен группу фашистов, в третьем - помог сражавшимся бойцам и оглушил прикладом несколько немцев, Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Здесь его встретил капитан и приказал: «Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь уже безопасно».

    Солдат приподнялся на колени, и тогда стало видно, что он без сапог, а из-под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Ему помогли сесть на скамью, начали расспрашивать. Паренек подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя. «Да ведь тебя могли убить на твоей лошади», - сказали ему. «Я не думал о смерти. Нельзя лежать на койке в такое время», - ответил он.

    Пришлось все-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде {По Г. Хлопову).

    II. Грамматическое задание по вариантам.

    I вариант

    1)      Выписать неопределенно-личные предложения (части сложных предложений выписываются как самостоятельные).

    2)  Синтаксический разбор первого предложения.

    II  вариант

    1)     Выписать безличные предложения.

    2)  Синтаксический разбор второго предложения

    5.Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

    Грибная пора.

    В середине осени, в середине сентября устанавливается иногда удивительная погода. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса или даже белый хрустящий утренник*. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка, протянутая там и сям, - все обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто. Оно такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору. Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Все в это время в природе дышит свежестью, здоровьем и чистотой.

    В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, самые вкусные грибы**. Они тоже обрызганы росой, и даже в некоторых из них в середине, в ямочке, собирается немного хрустальной влаги.

    (129 слов)

    Грамматическое задание

    1.  Сделайте синтаксический разбор предложения, отмеченного в тексте звездочкой*.

    Вариант I -*; вариант I I - **.

    2. Разберите по составу слова:

    Вариант I - собирается; вариант II – появляются.


    6.Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

    Чудо природы

    Байкал - это гигантское озеро. Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. Мы, выехав из Иркутска на рассвете, приближаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. Перед нами раскрывается чудесная картина. Громадная голубая чаша, окруженная горами, расстилается у наших ног. Вода очень прозрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.

    Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.

    Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое изменение давления. Озеро до сих пор таит много загадок, еще не разгаданных настойчивыми исследователями.

    Разгадка этих тайн - задача, поставленная учеными.

    Грамматическое задание

    Подчеркните обособленные члены предложения.

    7.Контрольный диктант         по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

    Без проводника

    Напуганный дурными предзнаменованиями, Вандага, наш проводник, вдруг отказался вести нас. По его словам, идти дальше означало бы подвергаться явной опасности.

    Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. Один из нас сказал: «Эх вы, горе - путешественники! Пойдемте через оврага к морю и выйдем на верный путь». В дороге нас ожидали неприятности: во-первых, мы попали в бурелом, во-вторых, - в глубокие овраги. Надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.

    Да, путешествовать в горах без проводника, безусловно, трудно и опасно.

    Иногда случается, что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, кажется, и остался бы среди них навсегда. Но иногда, наоборот, горы кажутся угрюмыми, дикими.

    (117 слов)

    Грамматическое задание

    Выпишите из текста предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и сделайте синтаксический разбор.

    8.Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

    На перевозе

    Мальчик отвязал от столба веревку, с усилием оттолкнул паром и и стал тянуть за мокрый канат. Трудно. Тяжелый паром еле-еле ползет, а река широкая. Вася стал уставать, тяжело дышал, перестал смотреть кругом, а, нагнув голову, что есть силы тянул канат, и пот капал с красного, пылающего лица.

    Когда паром подошел к берегу, из домика вышел Кирилл, черный, косматый, и сказал, насупив черные брови: «Что долго так? Либо купался там? Гляди, кабы кнут по тебе не погулял».

    С горы спускались подводы к перевозу, и Кирилл пошел к парому, крикнув: «Берись за конопатку, Васька, да чтоб к обеду кончить!»

    Вася сходил в домик, взял молоток, долото, пакли, взял с полки ломоть хлеба, и, жуя, пошел к опрокинутой на берегу вверх дном лодке, и стал забивать паклей рассохшиеся щели в боках и днище ее.

    С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. Они на берегу стаскивают с себя рубашонки и кидаются в воду. Крик, визг, смех. А Вася все постукивает да постукивает молотком по долоту, забивая в щели паклю.

    (166 слов)

    Грамматическое задание

    1. Начертите схемы предложений с прямой речью.

    2. Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения с чужой речью (на выбор учащихся).

    9.Итоговый контрольный диктант

    Рыбка-путешественница

    В феврале 2002 года у берегов штата Северная Каролина была сделана находка, заставшая ученых врасплох. В Восточной Атлантике объявилась рыба-крылатка. Прежде ее ареал, насколько было известно, ограничивался тропическими областями Тихого и Индийского океанов. Почему эта рыба вдруг покинула родину?

    Крылатка красная — эффектное подводное существо длиной до тридцати восьми сантиметров. Ее большие грудные плавники действительно напоминают крылья. Своим вторым названием — «рыба-зебра» — она обязана многочисленным полоскам, украшающим тело.

    Колючки спинного плавника этой рыбы ядовиты, их уколы болезненны даже для человека, а в некоторых случаях приводили к смерти. Крылатка — хищница. Она очень подвижна, на коротких дистанциях способна развивать приличную скорость. Выросты на голове рыбы напоминают водоросли, что делает ее почти незаметной. Пользуясь этим, крылатка таится в коралловых рифах и огромным ртом заглатывает рыбок, проплывающих мимо. Не брезгует она также креветками и крабами.

    В азиатских странах крылатку употребляют в пищу, однако главная ценность этой рыбы вовсе не в этом. Благодаря экзотической наружности крылатка стала популярной обитательницей аквариумов во всем мире (не домашних, конечно, — раба все-таки не маленькая). Предполагают, что из какого-то океанариума крылатка попала в Атлантический океан в 1922 году, когда над Майами пронесся ураган Эндрю.

    Есть и другая версия: крылатка переправилась в Атлантику на корабле. Для повышения устойчивости судов перед рейсом в специальные резервуары на борту закачивают воду, которую потом сливают в море. Возможно, крылатки оказались в водном балласте одного из кораблей. (219 слов)

    (Г. Вавилов)

    Примечание: некоторые имена собственные следует выписать на доску, можно сказать о двоеточии в последнем абзаце текста.

    Тексты для изложений.

    1.Изложение (с элементами сочинения-рассуждения). Памятники России. Троице –Сергиева Лавра зимой

    «Троице-Сергиева лавра зимой»

    Зима. Глубокий снег лежит вокруг. День по-зимнему прекрасен: солнечные блики на снегу, от этого переливы голубого, розового, сиреневого на белом-белом, искрящемся снежном покрове, тени от деревьев падают синими полосами, небо голубое.

    Группа церквей на Подоле вместе с Пятницким колодцем первыми встречают путников со стороны Москвы, как бы подготавливая их к восприятию ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Часовня Пятницкого колодца была возведена в конце 17- начале 18 века на берегу речки Кочуры, над источником, возникновение которого предание связывает с именем основателя монастыря Сергия Радонежского.

    Она отличается оригинальностью композиции, совершенством своих архитектурных форм и играет заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля. Особенно эффектно выглядит часовня в солнечные зимние дни, когда ярко сияет её деревянная кровля, а фигурный тес отбрасывает узорную тень на белые стены здания.

    Виднеющиеся в отдалении Введенская и Пятницкая церкви были сооружены одновременно со строительством крепостной стены Троице-Сергиева монастыря в 1547 г.

    Зодчие, возводившие эти две церкви на Подоле, отошли от установленных канонов и в свою очередь создали прототипы многих сооружений подобного рода. Так Пятницкая церковь стала образцом того небольшого бесстолпного посадского хрома со своей трапезой колокольней, который получил затем повсеместное распространение на Руси.

    Текст 1

    Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино. Трудно даже вообразить, что чуть более века назад люди и понятия не имели о кино.

    Его появлению мы обязаны двум французам — братьям Луи и Огюсту Люмьерам. В. юности они работали на фабрике отца, выпускавшей фотопленку, и были хорошо знакомы с фотографией.

    В средине девяностых годов ХIХ века талантливый инженер Луи Люмьер заинтересовался модными тогда «движущимися фотографиями» — своеобразной разновидностью волшебного фонаря. Что же представляло собой это устройство? В круглый диск по окружности вставлялись прозрачные бумажки, разделенные перегородками. На каждую наносилось штриховое изображение различных фаз движения человека или животного, а порой смешные гримасы клоуна. Диск вставляли в специальный фонарь и начинали вращать. Луч высвечивал проекцию постоянно меняющихся контуров на экран. И чем быстрее вращался диск, тем больше возникала иллюзия движения.

    Забавная игрушка и натолкнула Луи на мысль о создании своего аппарата. Он был запатентован в 1895 году и получил название «кинематограф», происходящее от греческих слов «кинема» — движение и «графо» — пишу. Позднее прибор, снимающий на пленку движущиеся предметы, стали называть кинокамерой.

    Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. Он превзошел все ожидания. Искушенные посетители были готовы увидеть всякое, но только не столь ошеломляющее зрелище. Едва в небольшом зале погас свет, с белой поверхности экрана, освещенной лучом проектора, понесся на всех парах поезд, казалось, прямо в зал двинулись толпы людей, выходящих из проходной завода...

    Зрителей охватил страх. Но это длилось лишь мгновение. Восхищение новым, невиданным зрелищем перебороло минутную слабость.

    Первая в истории мирового кино «программа Люмьер» включила в себя лишь три коротких снятых с натуры сцены и одну комическую игровую. Так началась история нового прекрасного искусства — кино. (265 слов.)

    Задания

    Вариант I

    1. Озаглавьте текст, перескажите его кратко.

    2. Расскажите о вашем отношении к кино.

    Вариант II

    1. Озаглавьте текст, перескажите его подробно.

    2. Ответьте на вопрос: «Какое значение имеет изобретение братьев Люмьеров в современном мире?»

    Текст 2

    Мир балета... Для обычного зрителя, идущего на спектакль, он может быть ограничен самим спектаклем. Для любителя балета, балетомана, он, естественно, намного шире. Для художника же, погруженного в этот мир, он становится поистине безграничным, необъятным. Для него балет — это и сам спектакль, и каждая его часть. Но прежде всего это люди балета. Прославленные примы и солисты, начинающие танцовщики, артисты кордебалета, балетмейстеры, репетиторы, артисты миманса — все вместе и каждый в отдельности.

    Мир балета — это и жизнь театра во всех ее проявлениях, его труд и быт. Мир непростой, многогранный, многоцветный, динамичный, притягательный и прекрасный.

    У кого из зрителей не возникало в какой-то момент балетного действа впечатления невероятной простоты и легкости всего совершаемого на сцене, абсолютной невесомости, прямо-таки воздушности тела артиста? И лишь умом можно понять, что невесомость эта и легкость обманчивы и мнимы.

    «Искусство наше — тяжелый труд... Только тогда, когда каждая мышца разогрета до конца, а мы своим видом напоминаем людей, вышедших из парилки, — нам становится легко работать», — писала выдающаяся балерина Вечеслова.

    Крайнего напряжения всех физических и душевных сил требует в сольной партии каждое выступление артиста. Но оно итог еще больших усилий, постоянных, ежедневных напряжений и упражнений.

    Балет сценических откровений и триумфов и балет нескончаемых репетиций и классов — это единое и нераздельное явление.

    Тяжелый труд — прекрасное искусство. (204 слова.)

    Задания

    Вариант I

    1. Озаглавьте текст, перескажите его кратко.

    2. Расскажите о виде искусства, которым вы увлекаетесь.

    Вариант II

    1. Озаглавьте текст, перескажите его подробно.

    2. Ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали о мире балета?».

    Текст 3

    Первый биограф Пушкина, Павел Васильевич Анненков, был человеком острого, наблюдательного ума. Он дружил с крупнейшими писателями своего времени: Гоголем, Белинским, Тургеневым. Будучи за границей, он познакомился сЖорж Санд. По-видимому, он обладал завидной способность завоевывать дружбу замечательных людей. У него был поразительный дар распознавать крупных людей вне зависимости от степени их известности.

    Анненков написал блестящую книгу «Воспоминания и критические очерки». В ней есть страницы, описывающие зарождение замысла гоголевской «Шинели».

    Однажды, пишет Анненков, при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом «анекдот» тогда разумели истинное, чем-то любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму в двести рублей. Именно столько стоило лепажевское ружье (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером того времени), предмет зависти каждого заядлого охотника.

    Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель только что купленного ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каков же был его испуг, когда обнаружилось, что ружье исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось продираться.

    Как он мог выпустить из поля зрения свою драгоценность? По его собственным словам, дорвавшись наконец до исполнения заветнейшего своего желания, он «находился в каком-то самозабвении».

    До позднего вечера он пытался отыскать ружье. Шарил по дну в тростниковых зарослях, совершенно выбился из сил, но все поиски были тщетны. Ружье, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива.

    Чиновник, возвратившись домой, лег в постель и уже больше не встал: его схватила жестокая горячка (деталь, сохраненная в гоголевской повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружье.

    Эта история стала первой мыслью «Шинели». (271 слово)

    (По Е. С. Добину)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по английскому языку. 2 класс (2015 - 2016 учебный год)

    Рабочая программа по английскому языку  составлена к УМК Быковой Н. И. Spotlight 2....

    Рабочая программа по английскому языку. 3 класс (2015 - 2016 учебный год)

    Рабочая программа составлена к УМК Быковой Н. И. Spotlight 3....

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2015-2016 учебный год

    Программа содержит развернутую сетку с УУД, домашним заданием....

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2015-2016 уч.год

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2015-2016 уч.год...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2015-2016 учебный год

        Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Прим...

    Рабочая программа по русскому языку 6 класс 2015- 2016 учебный год

            Авторская программа для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского предусматривает изучение курса «Русский язык» 6 класс за 170 часов, но на основании Б...

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс 2015- 2016 учебный год

       Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по рус...