Олимпиада по русскому языку. 10-11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Сизикова Наталья Владимировна

Олимпиадная работа содержит лингвистические тесты, задачи и творческое задание. В конце работы даны ответы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов (4часа).

  1. Лингвистические тесты

  1.  Определите разряд прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные).

Серебристый осадок, серебристый смех, пушкинский вечер, пушкинские стихи, пушкинский взгляд на мир, медвежья берлога, медвежья шапка, медвежья походка, шумный согласный, шумный дождь.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

  1. Расставьте ударения в выделенных словах.

Спрятать за щеку, ущипнуть за щеку; вставать на голову, обратить внимание на голову; летать по небу, тоска по небу.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

  1.  Составьте со словами по два предложения так, чтобы каждое слово выступало в роли разных частей речи, учитывая их написание (изменять данные слова нельзя).

Вроде, мороженое, в течение, вовремя.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

  1.  Выпишите односоставные предложения, определите их вид.

Ночь. Улица. Фонарь.

Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так: исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, золотая рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.                      (А. Блок)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

       5.  Составьте слова по схеме.

1) приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание;

2) приставка, приставка, корень, суффикс, окончание;

3) корень, соединительная гласная, приставка, корень, суффикс, окончание.

Мах – 3 б.

6. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономический?

  1.  Моя подруга очень экономная, она знает, где и что можно купить дешевле.
  2.  Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть экономным.
  3.  Экономное распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
  4.  Я не люблю экономных – они почти всегда жадные!

Мах – 1 б.

       7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, длань, очи, зело, пиит, одр.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

       8. Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия.

(1)Задремали звезды золотые,

(2)Задрожало зеркало затона,

(3)Брезжит свет на заводи речные

(4)И румянит сетку небосклона.             (С. Есенин)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

  1. Лингвистические задачи

  1. Разберите по составу имя существительное подушка. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

  1. Подберите к выделенным словам русские слова – описательные обороты или синонимы. Иноязычные и русские синонимы запишите попарно. С какой целью в русском языке используются иноязычные слова?

1)Актуальные задачи. 2) Идти в авангарде отряда. 3) Выполнять директиву. 4) Работать с энтузиазмом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

  1. Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союз чтобы присоединяет разные виды придаточных частей.

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение  - 1 б.

  1. Найдите фразеологизмы в предложениях. Какие приемы преобразования фразеологизмов можно отметить в данных примерах? Восстановите их в первоначальном виде.

1)На свою неволю дрозд давно махнул лапкой. 2) С тех пор, как я принял начальство, может быть вам покажется даже невероятным, все, как мухи выздоравливают. 3) Сам глава оптической фирмы «Триггер и Брок», известный проныра и тёртый прокурорами калач, гражданин Брок пришел в полное отчаяние.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

  1. Постройте словообразовательную цепочку от слова новый к слову возобновление. Сколько «шагов» отделяет эти слова?

Мах – 2 б.

  1. Какие задачи выполняют «толковые словари русского языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.

Мах - 5б

  1. Творческие задания

Составьте текст рекламы канцелярских товаров, используйте при этом как можно больше слов с приставками на З и С.

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

 

Ответы

  1. Лингвистические тесты
  1. Серебристый осадок, пушкинский вечер, медвежья шапка, шумный согласный – относительные.

Серебристый смех, пушкинский взгляд на мир, медвежья походка, шумный дождь – качественные.

Пушкинские стихи, медвежья берлога – притяжательные.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

                    /                                          /                       /                                                         /                         /  

  1. Спрятать за щеку, ущипнуть за щеку; вставать на голову, обратить внимание на голову; летать по

                              /  

небу, тоска по небу.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

  1. Согласовать в роде (предлог с существительным), числе и падеже существительное с прилагательным. Я вроде (наречие) бы видела эту книгу!? Купить мороженое (существительное) с клубничным джемом. Мороженое (прилагательное) мясо оттаяло. В течение (предлог) часа я ждала его на остановке. В течении (предлог с существительным) реки мелькали мелкие рыбки. Приходить на работу вовремя (наречие). Во время (предлог с существительным) перерыва в школе произошел взрыв.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

  1. Ночь (назывное). Улица (назывное). Фонарь (назывное).

Аптека (назывное). Бессмысленный и тусклый свет (назывное).

               Живи ещё хоть четверть века (определенно-личное)  –

               Все будет так: исхода нет (безличное).

               Умрешь (определенно-личное) – начнешь (определенно-личное) опять сначала,

               И повторится всё, как встарь:

               Ночь (назывное), золотая рябь канала (назывное),

               Аптека(назывное), улица (назывное), фонарь (назывное).            

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

  1. 1) бесхозяйственность; 2) предположительный; 3) мировоззрение.

Мах – 3 б.

  1. 2.

Мах – 1б.

  1. Ланиты - щёки, десница – правая рука, длань - ладонь, очи - глаза, зело - очень, пиит - поэт.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

  1. 1) олицетворение, эпитет

2) олицетворение, метафора

3) метафора

4) олицетворение, метафора

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

 

  1. Лингвистические задачи
  1. -подушк- - корень,  – окончание – разбор слова по составу на современном этапе. Под- - приставка, -уш- - корень, -к- - суффикс,  – окончание. Раньше обращали на предназначение предмета: подушка – подкладываем под ухо.

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

  1. Актуальный – важный для настоящего времени; авангард – впереди; энтузиазм – сильная увлеченность; директива – приказ.

Стремление говорящих  к уточнению и разграничению смысловых оттенков при помощи исконного и заимствованного слова; для обозначения того, что в русском языке обозначается не одним словом, а словосочетанием, описательным оборотом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

  1. Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход (придаточное изъяснительное). Машина мчалась так быстро, чтобы успеть к отправлению самолета (придаточное обстоятельственное образа действия и степени). Я строго рассчитал время, чтобы успеть на лекцию (придаточное обстоятельственное цели).

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение  - 1 б.

  1. Замена одного компонента фразеологизма: давно махнул лапкой; все, как мухи, выздоравливают.

Расширение фразеологизма за счет включения в него дополнительных слов: тертый прокурорами калач.

Давно махнул рукой; все, как мухи, дохнут; тертый калач.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

  1. Новый → обновил → возобновил →  возобновление. 3 шага.

Мах – 2 б.

  1. Словарь дает лексическое значение слова. Примеры его употребления в речи, раскрывает его фразеологические и словообразовательные возможности, указывается ударение, в трудных случаях произношение, приводятся грамматические формы, стилистическая характеристика.  «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Мах - 5б.  

  1. Творческое задание

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап

В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....

Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе

Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...