Проект компьютерный сленг
проект по русскому языку (8 класс) на тему

Козлова Елена Павловна

создать словарь компьютерного сленга, чтобы использовать его для свободного владения компьютером, интернет - коммуникациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon практико-ориентированный проект113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 93

603148 г. Нижний Новгород, ул. Мечникова, д. 74

тел 225-19-88

  « Словарь компьютерного сленга»

                 

                                           

                                                                                 Авторы проекта:

                                                                                 Инициативная группа

                                                                                 Учащихся 8б класса

                                                                                 Руководитель   проекта :

                                                                                 Учитель русского языка и

                                                                                 литературы  Козлова Е. П.

                       

             

               

                       г. Нижний Новгород, 2013г.

                               Методическая разработка учебного проекта

Учебный проект «Компьютерный сленг» разработан для учащихся 8 класса, имеющих в учебном плане факультативный  курс «Язык в речевом общении» Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009  Проект направлен на повторение и углубление знаний по следующим учебным  темам: специальная лексика, заимствованная лексика, жаргонная лексика, словообразование.

По русскому языку в это время идет изучение темы: «Функциональные разновидности русского языка». При изучении «Разговорного стиля» встает вопрос о жаргонизмах и молодежном сленге, а также компьютерном сленге.

В современном обществе сложилась определенная группа слов, используемая для общения и игр, так называемый компьютерный сленг. Выбор темы для ребят оказался не случаен, так они часто используют компьютерный сленг в повседневной жизни. В настоящее время во всем мире развитию компьютерных технологий уделяется огромное внимание. В связи с этим первой по количеству появляющихся новых слов является именно область компьютерных технологий. Данная проблема показалась нам довольно актуальной. Если компьютерный сленг активно входит в речь молодежи, людей старшего поколения,  то он имеет право на существование и активно влияет на развитие современного языка. Была поставлена цель: создать словарь компьютерного сленга, чтобы использовать его для свободного владения компьютером, интернет – коммуникациям.

Задачи:

1. Выявить лексическую семантику жаргонной лексики, использующуюся  в сфере информационных технологий;

 2.Рассмотреть системные отношения лексики компьютерного жаргона;

 3.Охарактеризовать структуру лексических единиц

 4.Собрать  языковой материала ( сленговые слова)

 5. Анализ   собранного материала и классификация

Работая над темой,  ребята даже начали изучать в компьютерном сленге способы словообразовании.

Педагогическая цель: определить закономерности функционирования жаргонной лексики в сфере информационных технологий, расширить и углубить знания по русскому языку.

В ходе данного практико- ориентированного проекта у учащихся формируются следующие универсальные УУД:

- регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы.

- в  сфере коммуникативных УУД ученики смогли учитывать позицию собеседника (партнера);  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;  адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Проектный продукт – словарь компьютерного сленга. На занятии дети сами разрабатывают критерии оценки: соответствие нашего словаря общепринятой структуре словарей;

легко ли им пользоваться; доступность словаря; полезность.

Проект проводится в течение 2 месяцев по 1 час в неделю.

1. Введение в тему (45мин) мозговой штурм – урок русского языка. Тема «Разговорный стиль»

2. Составление плана работы (листы планирования). Организация групповой работы (45мин)- занятие факультатива

3. Работа в группах. Самостоятельная работа (90мин)- занятие факультатива, урок русского языка

4.Подготовка продукта. Материалы для демонстрации. Презентации, буклет. (45мин) - занятие факультатива

5. Предварительная  защита проекта в группах. (90мин)- занятие факультатива. Экспертиза проекта

6. Публичная защита. Подведение итогов.  (90мин)- занятие факультатива

Используемые задания

Основополагающий вопрос:

«Другому как понять тебя?» 

Ф.И. Тютчев

Проблемные вопросы

Почему люди в одной стране, но разного возраста, говорят на "разных языках"?

Как научиться сленгу?

Какие слова относят к сленгу?

Использование сленга - это хорошо или плохо?

Учебные вопросы

Что такое сленг?

Какие слова относят к сленгу?

Кто использует сленг?

Какова история возникновения сленга?

Почему компьютерный сленг возник только в XX веке?

                               Описание проекта

Тема проекта:   Компьютерный сленг

Тип проекта:  Межпредметный

Предметы: Русский язык, английский язык, информатика

Руководитель проекта:   Козлова Елена Павловна

Участники проекта:   учащиеся 8б класса школы № 93

Тип проекта: практико - ориентированный

Проблема (ы):  в необходимости  изучения компьютерного жаргона. Массовая компьютеризация определила создание новой лексики, без знаний которой  невозможно  осваивать компьютерные технологии.

Цель проекта: создать словарь компьютерного сленга, чтобы использовать его для свободного владения компьютером, интернет - коммуникациями.

Педагогическая цель: определить закономерности функционирования жаргонной лексики в сфере информационных технологий, расширить и углубить знания по русскому языку.

Задачи:

  1. выявить лексическую семантику жаргонной лексики, использующуюся  в сфере информационных технологий;
  2. рассмотреть системные отношения лексики компьютерного жаргона;
  3. охарактеризовать структуру лексических единиц

Актуальность:

  • значимость жаргонной лексики в сфере компьютерных технологий и её слабая изученность в современной лингвистике
  • нехватка словарей и пособий, отражающих эту коммуникативную сферу

Шаг 1. Погружение в проблему.

На одном из занятий по русскому языку при изучении стилей речи возникла проблемная ситуация. Одна из учениц рассказала , как она попала  в нелепое положение. На вопрос друга: « Есть ли у тебя «мыло»?»  Она не смогла  дать ответ. А сейчас эта ситуация ей кажется смешной. Оказывается мыло – это адрес электронной почты в интернете. Этот разговор обозначил важную проблему современного русского языка: необходимость изучения  компьютерного сленга. На следующем занятии был задан вопрос: « Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему. На данном этапе произошло введение в технологию проектирования. Дети  уже знают этапы проектирования  и основные действия,    которые надо выполнить при разработке проекта:

постановка проблемы

выдвижение гипотез (идей)

формулировка целей и задач проекта

планирование реализации проекта

определение потребных для реализации проекта ресурсов

экспертиза проекта  и принятие решения о начале выполнения проекта

выполнение проекта

оценка результатов

Шаг 2. Определение желаемых результатов и целей проекта

На этом же занятии была определена конечная цель  и результат проекта :

« Создать словарь компьютерного сленга».

Шаг 3 Выдвижение и выбор идей для достижения желаемого результата

Что можно сделать, чтобы изучить компьютерный сленг? Для этого в классе был проведён мозговой штурм. Дети предложили разные  идеи:

  1. Создать интернет- сайт по изучению компьютерного сленга
  2. Создать словарь компьютерного сленга
  3. Купить готовый словарь в магазине
  4. Больше общаться друг с другом в интернете, чтобы освоить сленг.

Оценка идей (таблица)

Идеи

Полезность

Объём затрат

Сложность реализации

Интегральная оценка

Создать интернет – сайт по изучению сленга

5

4

1

10

Купить словарь в магазине

4

2

1

7

Создать словарь компьютерного сленга

5

5

5

15

Больше общаться в  интернете

3

5

2

10

Интегральная оценка показала, что   наиболее реалистичной  является  идея:

 « Создание словаря компьютерного сленга».

Шаг 4. Планирование реализации проекта.

Планирование деятельности  по реализации проекта началось со сбора информации. Дети разделились на группы  по направлениям:

« Компьютерщики»

« Лингвисты»

« Дизайнеры словаря».

Каждая группа продумала вопросы, которые она будет разрабатывать.

« Лингвисты»- собрать информацию, используя различные источники: справочники, словари, электронные документы, устную речь ( записи бесед со специалистами и пользователями  ПК).

«Компьютерщики»- изучили историю развития компьютерных технологий, освоили программные приложения  Power  Point, Publisher, Internet Explorer и др.  

« Дизайнеры словаря»- изучили структуру словарей, продумали оформление

Для реализации планов была разработана ленточная диаграмма.

Действия и ответственные

по направлениям

Месяцы и недели

февраль

март

апрель

1нед.

2нед.

3 нед

4 нед

1нед

2 нед

3 нед

4 нед

1 нед

Лингвисты

_____

_____

___

___

____

Компьютерщики

____

___

___

___

____

_____

Дизайнеры

словаря

____

____

____

_____

5 шаг. Ресурсное обеспечение проекта.

Личностные –  использование собственных ресурсов по созданию компьютерной презентации,  оформлению буклета, созданию электронного варианта словаря.

Профессиональные – владение  И К Т.

Методические – методическое руководство научных руководителей и консультантов проекта.

6 шаг. Экспертиза проекта.

 Достигнуты ли  цели данного проекта?   Будем оценивать это по критериям:

соответствие нашего словаря общепринятой структуре словарей;

легко ли им пользоваться; доступность словаря; полезность.

Литература

Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер.- М.,1989

ЛьвоваС.И. Язык в речевом общении.- М.,1991

Лихометов П.В. Компьютерный жаргон.//Русская речь.1997.-№3

Школьный словарь иностранных слов/ Под. Ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.:1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту"Школьный сленг"

Слайдовая презентация к ученическому проекту...

Учебный проект "Молодежный сленг. Изучать или бороться?"

План выступленияна зональном семинаре, посвященному проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования«Молодежный сленг.Изучать или бороться?»...

Влияние английского языка на формирование компьютерного сленга в России

Существование компьютерного сленга позволяет не только почувствовать себя членами некоей системы, но и позволяет нам понимать друг друга с полуслова, служит элементарным средством коммуникации. Не буд...

Компьютерный сленг в речи современной молодёжи

Компьютерный сленг для русского языка очень важен, поскольку его существование позволяет специалистам не только почувствовать себя членами некой замкнутой общности, но и позволяет им понимать др...

Компьютерный сленг

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по УВР по теме "Активный поиск Интернет-ресурсов и ресурсов школьной сети при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям"...

Ученический исследовательский проект "Английский сленг в разговорной речи и молодежной среде и английские заимствования в сленге русской молодежи"

Целью данного проекта является изучение интереса учащихся к использованию молодежного «сленга» в разговорной речи, а так же выявление наиболее встречаемых «английских замствован...