Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Доронькин Александр Александрович

Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Ольга\Desktop\1.jpg    Доронькин Александр Александрович,

учитель русского языка и литературы

1 кв. категории

МБОУ Запрудновской СШ

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока

«Имя числительное как часть речи»

Цель урока

Дать понятие о числительном  как о части речи, формировать умения находить в тексте числительные,  развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; способствовать развитию культуры речи учащихся.

         Целеполагающие задачи

  • предметные: учащиеся смогут дать определение понятию «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
  • метапредметные: учащиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.
  • личностные: учащиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Оборудование

Учебник «Русский язык. 6 класс», М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., М., «Просвещение»,2014г.; мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки.

Замысел урока

Содержание учебного материала представляет собой усвоение новых знаний, развитие творческого воображения, коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения) через практическую деятельность учащихся.

Форма урока

Урок-путешествие «открытия» нового знания (путешествие по стране Лингвинии).

Педагогическая концепция урока

Урок русского языка проводится в 6 классе. Изучение нового материала.  

Тема «Имя числительное как часть речи» изучается для того, чтобы правильно писать и произносить имена числительные, то есть соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Класс делится на четыре группы.

Создаётся проблемная ситуация, чтобы выйти на тему урока. Используются приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: «верные и неверные утверждения» (даются предположения, которые используются в течение всего урока), «денотатный граф» (представляют продукт работы – графический рисунок от каждой группы, учащиеся оценивают представление графа по листам взаимооценки), синквейн.  

Принцип отбора содержания урока

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и общеучебных умений.

На уроке привлекается статья о числительном, где учащиеся могут делать пометки; текст, в котором подчеркиваются числительные (он интересен тем, что в нём наряду с числительными есть слово «миллион», не являющееся числительным); словарь (работа со словом «миллион»); текст, в котором много числительных (прочесть, не сделав ошибок-конкурс дикторов).

Ход урока

  1. Организационный момент

Стадия вызова

  1. Разминка. Выход на тему урока (6 мин.)

На доске ряды слов: пятый, пятёрка, пятак, пятерня; тройка, троица, третий, трояк. Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние».

  1. Приём «верные и неверные утверждения» (3 мин.)

Перед знакомством с числительными, попробовать угадать, какие они, слова этой части речи. Таблички с утверждениями, которые начинаются со слов «Правда ли, что…». Если отвечать «да», то ставить «+», если «нет», то «-«.

Стадия осмысления

  1. Приём «денотатный граф» (17 мин.)

На каждой парте лист с начерченным овалом (с «головой»), далее заполнять всё, чертить будут дети.

Работа в парах. Вписывают главное понятие урока (имя числительное). Друг с другом советуются и подбирают глаголы, которые помогают познакомиться с числительными (обозначает, состоит, делится, изменяется, является и другие). Все глаголы фиксируются на доске.

  1. Работа с текстом статьи. Работа в группах. Чтение статьи с пометкой (выделение главного). Завершают работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учащиеся оценивают по листам взаимооценки

Обсуждение (отмечать только самое положительное):

- Чьи графы оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?

Вносятся коррективы в свои денотатные графы.

Подводится итог по предварительному знакомству с числительными. Обобщение в одном предложении 2-3 учениками.

  1. Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте (6 мин.) Работа со словарями

Предлагается списать текст, подчеркнув все числительные, особое внимание обращая на их правописание. Самостоятельная работа учащихся. Списывание текста. Текст интересен тем, что в нём наряду с числительными есть слово «миллион», не являющееся числительным (словарь «Грамматика-80). По окончании списывания учащимся предлагается назвать числительные. Среди ответов обязательно прозвучит «миллион». Обращение к словарю. Высказываются различные предположения. Это проецирование будущих тем.

Предлагается подумать над этим дома и написать миниатюру на тему: «Почему «миллион» не числительное?» Кто желает, могут написать на другую тему: «Мир без числительных».

  1. Выход на тему следующих уроков «Склонение числительных» (5 мин.)

Объявляется конкурс дикторов. Перед учащимися текст.  Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть в эфире, не сделав ошибок. Ученики читают текст «про себя».

Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.

 

Рефлексия (8 мин.)

  1. Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

Заполнение третьей колонки («+» или «-«).

Обсуждение:

- По каким утверждениям мнение совпало?

- Где изменилось мнение? Почему?

      9. Приём синквейн

- Что изучалось сегодня?

- Какое оно?

- Какие действия характерны для него?

- Что о нём думаете? Обобщить в последней строке.

Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся).

Личные итоги урока:

- Что нового открылось на уроке?

- Что осталось непонятным?

- О чём расскажите родителям?

Домашнее задание прокомментировано ранее.

Приложение

Конкурс дикторов

В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

Работа с текстом

      Нетрудно обнаружить, что почти миллион чисел от одного до девятисот девяноста девяти тысяч девятисот девяноста девяти выражается в языке при помощи всего лишь тринадцати корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча.

      Эти слова нередко называются простыми числительными. Все они, кроме слова сорок, являются общими для всех славянских языков, и отличаются от них лишь фонетически.

Лист взаимооценки

Группа

Содержание

Логика

Речевое оформление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...