Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тюменцева Оксана Григорьевна

Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Буквы А-О в корне –лаг-, -лож-

Цель:

Предметные: сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ - ЛОЖ; научить определять написание О-А в корне с чередованием. Находить слова с  корнем лаг-лож, графически обозначать условия выбора орфограммы, совершенствовать орфографические   умения.

Регулятивные: определять цель, находить и формулировать проблему урока; выдвигать версии, выбирать средство достижения цели

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, участвовать в диалоге; работать в паре.

Воспитательные: воспитание интереса к родному языку; воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за нашу страну.

Ход урока

1 Оргмомент, очки:

2 Эмоциональный настрой.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
Будем грамотно писать.

3 Повторение:

А) фронтальный опрос:

- какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (морфемика)

- что изучается в этом разделе? (морфемы)

- что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)

- перечислите все известные вам морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание)

- почему все эти морфемы являются значимыми? (служат для образования новых слов, или образуют формы слова, а в корне заключено общее лексическое значение для всех однокоренных слов)

Б) давайте докажем это на примерах:

Что мы можем сказать о слове по одной из морфем?

- ешь: глагол, 1 спр, 2 лицо, ед ч, наст вр  Приведите пример (читаешь, пишешь)

- чик: сущ, м.р., обозначает лицо по роду занятий (летчик, переплетчик)

В) буква Е в окончании –ешь – орфограмма.

- давайте сейчас вспомним, что такое орфограмма? (написания по орфографическим правилам или по традиции; место в слове, где можно допустить ошибку)

- какие орфограммы-гласные вы знаете? (проверяемые или непроверяемые)

- по какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены на две группы?

бАгровый                        запОздалый

сИреневый                      дАлёкий

лИловый                         удИвительный

- давайте поработаем по вариантам:

1 вариант - со словарными словами составить словосочетания;

2 вариант - к словам с проверяемой безударной гласной записать проверочные слова.

- зачитайте словосочетания, словосочетания какого вида у вас получились? (именные)

- зачитайте проверочные слова к словам с поверяемой безударной гласной

4 Введение в тему урока.

   Слово учителя: Кроме этих двух видов орфограмм-гласных, существует еще 1 вид – чередующиеся гласные в корне.

- скажите, пожалуйста, как мы называем морфемы, в которых происходит чередование гласных или согласных звуков? (варианты морфем)

   Слово учителя: Сегодня мы поговорим о таком корне, у которого имеется вариант с чередованием. А что это за корень, вы мне скажете чуть позже.

5 Работа по теме урока.

  Слово учителя: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь слова записаны в 2 столбика. Ваша задача выяснить, о каких корнях пойдет речь на уроке.

-Что для этого необходимо сделать? (провести морфемный разбор)

слагаемое     сложить

предлагать    предложение

- являются ли данные пары слов однокоренными? (да)

- чем необычен корень в этих парах слов? (в нём наблюдается сразу 2 чередования: гласных и согласных звуков)

- какие гласные чередуются? (а//о)

- попытайтесь сформулировать тему урока (буквы О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ)

Целеполагание:

   Слово учителя: 1 корень, но разные гласные. Какую цель мы сегодня на уроке перед собой поставим? (выяснить, когда пишется А, когда О в корне ЛАГ/ЛОЖ)

    Побудьте, пожалуйста, учёными, попытайтесь вывести правило, которым можно будет пользоваться при написании слов с корнем ЛАГ-ЛОЖ. Обратите внимание на морфемы слов, на выделенную орфограмму.

- догадки ребят

- формулирование правила

- проверка правила по учебнику (пар 84, стр 177)

- проговаривание правила несколькими уч-ся при закрытом учебнике

6 закрепление:

А) слово учителя: Давайте потренируемся в написании слов с корнем –лаг-лож

Б) упр 435 стр 178

В) распределительный диктант по колонкам: -лаг-, -лож-:

   Излагать, полагаться, предложение, положение, прилагать, расположиться, изложите.

           Взаимопроверка:

- обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу, опираясь на доску или правило на стр 177 учебника

Г) Следующее задание. Запишите предложения, найдите в них слова с изучаемой орфограммой, прокомментируйте выбор гласной:

   Учителя предложили ребятам возложить венки к памятнику. Возлагать венки школьники решили со своими родителями.

Д) самостоятельная работа (разноуровневые задания):

   Перед вами лежат карточки с заданиями разной сложности. Выберите себе ту карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень А (легкий – оценка «3»)

   Спишите, вставляя буквы, обозначьте орфограмму: изл..гать, изл..жить свою точку зрения; предл..жить, предл..гать необходимую помощь; предпол..гаемая поездка, отл..жить командировку, безотл..гательный отъезд.

Уровень Б (средний – оценка «4»)

   Спишите, вставляя буквы, подчеркните словосочетания, в которых есть слова с чередующимися гласными в корне: неудобное пол..жение, сл..жнейший материал, распол..гаться на ночлег, сл..гаемые успеха, богатырское сл..жение, райское насл..ждение.

Уровень В (сложный – оценка «5»)

   Запишите слова, вставляя пропущенные буквы в 3 столбика: 1) с проверяемыми безударными гласными, 2) с чередующимися гласными, 3) с непроверяемыми безударными гласными:

   Б..гряный, насл..ждение, сож..ление, предпол..жить, к..нфликт, предпол..гать.

 7 подведение итогов, оценки:

- какова была цель сегодняшнего урока?

- от чего же зависит выбор гласной в корне ЛАГ-ЛОЖ?

- оценки

8 домашнее задание: параграф 84, упр 436 (разобрать)

9 рефлексия (карточки)

Урок прошел быстро / медленно (нужное подчеркнуть)

На уроке я работал активно / не был активным (нужное подчеркнуть)

За урок я устал / не устал (нужное подчеркнуть)

     Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»

Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...

Конспект урока по русскому языку в свете ФГОС по теме : "Чередующиеся гласные в корне слова".

Разработка конспекта  урока по русскому языку  в свете требований  ФГОС ....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"

Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...