Открытый урок русского языка в 11 классе. Подготовка к сочинению на ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Открытый урок русского языка в 11 классе на тему "Выявление, формулирование и комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стилей.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc603 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Ф.И.О. Маликова Р.Ф.

Предмет: русский язык

Класс: 11 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема

 Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля

Цель

 Знакомство с некоторыми особенностями  выполнения задания открытого типа  с развернутым ответом (ЕГЭ часть С)

Задачи

Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения части С, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария.
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.

Формирование УУД

ЛичностныеУУД:  

  • положительные нравственные качества;
  • действия нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД: 

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

 Коммуникативные УУД: 

  • строить монологическое высказывание;
  • вести диалог, слушать собеседника.

Познавательные УУД: 

  • самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;
  • составлять алгоритм действий и пользоваться им;
  • использовать метод Интеллект-карт для извлечения информации и структурирования.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать понятие «проблема», «тип проблемы», «комментарий проблемы»
  • Уметь составлять Интеллект-карту текста, применяя  алгоритм выявления проблемы в публицистическом, художественном тексте; определять тип проблемы и уметь ее комментировать.

Личностные: 

  •  Сформированность способности к саморазвитию;
  •  Мотивация  к учению и познанию.

Метапредметные: 

  • Использование метода Интеллект-карт как универсального учебного действия.

Основные понятия

Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, Интеллект-карты, типовые конструкции (клише)

Межпредметные связи

 Литература

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Карта урока для ученика

Программа ConceptDraw MINDMAP

Примечание.  УУД выделены  разным цветом:  регулятивные (фиолетовый);  познавательные (зелёный), коммуникативные (красный), личностные  (синий),

Ход урока

Дорогу осилит идущий

1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. До экзамена осталось все 95 дней.

Задание.

  • Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 95 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.
  • Какие числительные вы использовали?
  • Как изменяются количественные и порядковые числительные?
  • В чем особенность склонения числительных 40, 90 и 100?
  • Проверьте правильность написания числительного 95.

Слово учителя: У вас, ребята, в запасе 95 дней, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его.

  • Проведем небольшую орфоэпическую разминку: проставьте ударения в словах:

аэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, вероисповЕдание, граждАнство, диспансЕр, жалюзИ, мЕстностей, газопровОд, нефтепровОд, водопровОд, красИвее, мозаИчный оптОвый, прозорлИва, ободрИшься, одолжИт, премировАть

Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте простым карандашом: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».

  • Молодцы! Но…

2) Постановка цели и задач урока.

Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 25-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 24 балла.  Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом:

Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)

Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1): 

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\урок2.bmp

3) Актуализация знаний.

Давайте вспомним структуру сочинения:

Общую структуру сочинения можно представить в виде следующей ИК2:

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\для презентации\часть с.bmp

Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает  автор особое внимание.

Что же такое проблема текста?

       Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения.  Вопрос, над которым размышляет автор.

Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с  этой проблемой.

 4) Первичное усвоение новых знаний.

Слово  учителя.   Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни:  внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:

  - философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

  -  социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

  -  политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

  -  экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

  -  нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

        Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.

Задание:

  • У вас на зеленых листочках написаны типы проблем. Подумайте и каждый запишите хотя бы одну конкретную проблему указанного типа. 
  • Кто готов? Кто дополнит?

Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.

Слово учителя: Определяя проблемы, в КИМах вы встречаете тексты разных стилей. Назовите их (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Но чаще всего вам встречаются тексты публицистического и художественного стилей.

Об особенностях публицистического стиля расскажет ___________________________

Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина.(1924-1997) Составление алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст читает ______________________

У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.

Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.

Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\детство.bmp

Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека? 

Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:

В виде вопроса:

  • Какова роль детства в жизни человека?
  • Какова значимость такой поры как детство  для человека?

В виде словосочетания:

Проблема (чего?)

Вопрос (о чем?)

  • Проблема роли детства…
  • Вопрос о роли такой поры как детство для человека….

Следующий этап – это оформление вступления наших сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ

5) Первичная проверка понимания

Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)

Текст № 1

Текст № 2

Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы.  Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои. ПРИЛОЖЕНИЕ

Продолжим работу с Интеллект-картами: запишем тип проблемы, комментируя выражениями-клише.

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\урок 4.bmp

От каждой группы зачитываются вступление и комментарий

Слово учителя: Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

  •   тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
  •   в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

Об особенностях художественного стиля расскажет ___________________________

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Работа с текстом И. Тургенева. Составление Интеллект-карты, алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ

Два богача

        Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние  наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Алгоритм выявления проблемы в художественном  тексте

  1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
  2. Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие  героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
  3. Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
  4. Сформулировать проблему, используя данную информацию.

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\2 богача.bmp

Слово учителя: Заявлена ли эта проблема в тексте открыто?  -  Нет.

Как же она выражается?  -  через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

 О ком пишет Тургенев? Какие поступки описаны в тексте? С какой стороны они характеризуют героев? На чьей стороне симпатии автора? 

Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами

Формулирование проблемы

1 способ

2 способ

В виде вопроса

В сочетания слов

Проблема (КОГО? ЧЕГО?)

Вопрос  (О ЧЕМ?)

Что такое истинная и ложная любовь?

  • Проблема истинной и ложной любви
  • Вопрос об истинной и ложной любви

Текст № 1

Текст № 2

Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)

Текст № 1

Текст № 2

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\2 богача 3.bmp

6) Первичное закрепление.

Оформление комментария с использованием клише 

Публицистический текст

Художественный текст

____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________

_____________________________________________________________________________.

Автор отмечает, что___________________

_____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во  все времена. Писатель размышляет о_________________________

___________________________________________________________________________. Автор  хвалит_________________________

___________________________________________________________________________.

 Но его симпатии _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

НЕ ЗАБУДЬТЕ! Избегайте речевых ошибок: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выставление оценок, объяснение домашнего задания.

По предложенным текстам написать в тетради вступление и комментарий, подобрать аргументы.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слово учителя

  • Вернитесь к целям и задачам урока
  • Определите, добились ли вы намеченного
  • Поставьте себе плюсы или минусы


Карта урока «Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля

 (часть С)»

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\1234.bmp

Проблема – это вопрос, который задает автор в рамках данного текста. Отправной пункт в работе над сочинением

Структура сочинения

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\для презентации\часть с.bmp

Типы проблем (см. приложение № 1)

ЗАДАНИЕ. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.

  1. 1.В чем опасность политики национализма?

А.  Философская

  1. 2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

  1. 3. В чем смысл человеческой жизни?

В. Экологическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5. Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы?

Д. Эстетическая

6. Какова роль искусства в жизни человека?

Е. Социальная

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

ЗАДАНИЕ. Анализируя текст В. Солоухина, составьте Интеллект-карту.

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

ЗАДАНИЕ. Анализируя текст И. Тургенева, составьте Интеллект-карту.

Два богача

        Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние  наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Алгоритм выявления проблемы в художественном  тексте

  1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
  2. Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие  героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
  3. Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
  4. Сформулировать проблему, используя данную информацию.

Формулирование проблемы

1 способ

2 способ

В виде вопроса

В сочетания слов

Проблема (КОГО? ЧЕГО?)

Вопрос  (О ЧЕМ?)

Что такое истинная и ложная любовь?

  • Проблема истинной и ложной любви
  • Вопрос об истинной и ложной любви

Текст № 1

Текст № 2

Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)

Текст № 1

Текст № 2


Комментарий проблемы

Комментарий – это пояснения, замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему.

Оформление комментария с использованием клише 

Публицистический текст

Художественный текст

____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________

_____________________________________________________________________________.

Автор отмечает, что___________________

_____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во  все времена. Писатель размышляет о_________________________

___________________________________________________________________________. Автор  хвалит_________________________

___________________________________________________________________________.

 Но его симпатии _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

НЕ ЗАБУДЬ: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.

Дом. задание: по предложенным текстам написать в тетради вступление и комментарий, подобрать аргументы


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типы проблем

философские

социальные

политические

нравственные

экологические

эстетические

  • Смысл жизни
  • Познание и самопознание
  • Свобода и ответственность
  • Человек и история
  • Человек и культура

  • Социальная справедливость и несправедливость
  • Соблюдение прав человека
  • Прогресс и общество
  • Наука и общество
  • Демократия
  • Гражданское право
  • Терроризм
  • Национализм
  • Гражданское общество

  • Эгоизм и гуманизм
  • Доброта и жестокость
  • Духовность и бездуховность
  • Честь и бесчестие
  • Интеллигентность и хамство
  • Дружба и предательство
  • Любовь и ревность
  • Конфликт поколений
  • Взаимосвязь человека и природы
  • Экологическая ситуация
  • Потребительское отношение к природе
  • Экология культуры
  • Экология языка
  • Восприятие искусства
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Чтение, роль книг в жизни человека
  • Массовая культура. Телевидение.
  • Интернет

ФРАЗЫ-КЛИШЕ

Вступление.

  1. Ряд риторических вопросов 

Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.

  1. С проблемы 

Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.

  1. Несколько слов об авторе 

Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..

Комментирование проблемы (публицистический текст)

  • Публицист с восхищением (с негодованием, с огорчением) пишет о
  • Автор отмечает, что
  • Он считает, что
  • Проблема раскрывается публицистом на примере…
  • Он разделяет мнение (кого)…
  • Автор приводит нас к такому выводу:…..

Комментирование проблемы (художественный текст)

  • Писатель размышляет о
  • Автор  хвалит (осуждает, одобряет, симпатизирует)
  • Он раскрывает проблему на примере случае из жизни (взаимоотношений кого с кем)
  • Поступок (слова, действия) героя, по мнению писателя, свидетельствует о том, что…

ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР?

  • Отмечает, подчеркивает, приводит пример того, как… отмечает важность, анализирует, рассматривает, доказывает, убеждает, приходит к выводу, опирается на мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Урок русского в 5 классе_Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»

Урок разработан в целях подготовки обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»....

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....