Собирательные числительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Меньщикова галина Александровна

Данный урок представляет собой путешествие по архипелагу числительных и  предназначен для изучения темы "Собирательные числительные" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_uroka.pptx1.4 МБ
Файл konspekt_uroka_sobiratelnye_chislitelnye.docx18.52 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тетрадь Разработка урока: Меньщикова Галина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с УИОП г. Алдан»

Слайд 2

Архипелаг собирательных числительных

Слайд 3

Ар АРХИПЕЛАГ — группа островов, лежащих на небольшом расстоянии друг от друга.

Слайд 4

Остров вопросов и ответов

Слайд 5

Удвоить старания, медный пятак, оди ( н,нн ) адцать друзей, трёхэтажный дом, семь девятых площади, русская тройка, одна вторая поля, семь ми( л,лл )ионов рублей, пят…сот человек, шест… десят слушателей, три четвёртых урожая, две пятых доходов, двое спортсменов, пятеро малышей, семеро козлят.

Слайд 6

Числительное Одиннадцать, семь миллионов, пятьсот, шестьдесят Одна вторая, три четвертых, две пятых, семь девятых Разряд Целые Дробные

Слайд 7

Удвоить старания, медный пятак, одиннадцать друзей, трёхэтажный дом, семь девятых площади, русская тройка, одна вторая поля, семь миллионов рублей, пятьсот человек, шестьдесят слушателей, три четвёртых урожая, две пятых доходов, двое спортсменов, пятеро малышей, семеро козлят.

Слайд 8

Остров собирательных числительных

Слайд 9

Дво [ й ] е – два Пятеро – пять Семеро - семь ОБРАЗОВАНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Слайд 10

Горе на 2 – полгоря, радостно на 2 – две радости. 2 пашут, а 7 руками машут. Ему 7 посади – всех до смерти заврёт .

Слайд 15

Сочетаются с собирательными числительные

Слайд 16

Остров правописания и произношения собирательных числительных

Слайд 17

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные: а)пятнадцать, три вторых, семеро; б)двое, три, четверо в)трое, шестеро, семеро. 2. Найди ошибку: а) семеро козлят; б) пятеро девчат; в) четверо друзей. 3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным: а) двое подруг; б) двое котят; в) двое манекенщиц. 3 правильных ответа – «5», 2 правильных ответа – «4», 1 правильный ответ – «3»

Слайд 18

Сегодня мы изучали … Теперь мы знаем, как … Мы умеем правильно … Полученные знания нам помогут …

Слайд 19

Домашнее задание Упражнение п. 62, 347, 348.



Предварительный просмотр:

                                             Тема: Собирательные числительные

Цель деятельности учителя: создавать условия для изучения правила, умений склонять и правильно произносить собирательные числительные в речи.

Планируемые результаты:

Предметные - умеют определять числительные в тексте; знают особенности собирательных числительных, различают их в тексте ;образовывают собирательные числительные;осуществляют правильное написание.

Метапредметные:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила трудового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют , делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные умеют формулировать собственное мнение и позицию.

                                                               Сценарий урока.

I.Вступительная беседа.(слайд     )

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на экскурсию по архипелагу числительных.

Цель нашего урока – повторить числительные, которые вы уже знаете и познакомиться с ещё одним разрядом количественных числительных.

Мы посетим остров вопросов и ответов, где вспомним, какие числительные вы уже знаете; остров, где живут все собирательные числительные, с которыми мы и познакомимся, остров правописания, где узнаем правила правописания собирательных числительных.

Во время экскурсии вы будете заполнять свой листок контроля, в котором будете ставить баллы, оценивая свою работу на каждом острове для того, чтобы вы могли посмотреть, на сколько баллов вы сегодня поработали.

А кто знает, что такое архипелаг?(слайд   )(группа островов, расположенных близко друг к другу)

II.Теоретическое повторение.

Итак, я ваш экскурсовод, приглашаю вас в путь. Прежде, чем попасть на острова, нужно купить путевку, ответив на вопросы.

Что обозначает имя числительное? Как изменяются имена числительные? Какими членами предложения могут быть?

Вы всё верно мне рассказали про числительные, а значит мы отправляемся на 1 остров. Открываем тетради и записываем число.

III.Актуализация изученного с введением в тему урока.1 остров.

1.Прочитайте все слова и определите, к  какой части речи они относятся. Задайте вопрос к каждому слову.

Удвоить старания, медный пятак, трехэтажный дом,  русская тройка, одна вторая поля, одиннадцать друзей, семь девятых площади, семь миллионов рублей, пятьсот человек, шестьдесят слушателей, три четвертых урожая, две пятых доходов, двое спортсменов, пятеро малышей, семеро козлят.

2.Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной.

3. Распределите числительные на группы и запишите их в табличку.

числительное

разряд

 целое

 дробное

Проверка(слайд).Выставление балла.Без ошибок-« 5»,1-2 ошибки – «4», 3- «3»

IV .Изучение теоретического материала.

1.Какие числительные вы не выписали? Почему? На какие вопросы они отвечают?

Это ещё один разряд числительных, которые называются собирательными. И мы с вами отправляемся на следующий остров. Остров собирательных числительных.2остров(слайд  

Этих числительных очень мало. Откройте учебник на странице , назовите эти числительные.

2.Как образуются эти числительные?(слайд    )

Двое- два, пятеро- пять, семеро – семь.

V.Тренировочные упражнения.

(Слайд     )На слайде записаны предложения. Спишите ,заменяя цифры собирательными числительными.

Горе на 2(двоих) - полгоря, радость на 2(двоих) – две радости. 2(двое) пашут, а 7(семеро) руками машут. Ему 7(семерых) посади – всех до смерти заврет.

 Проверка  устно.

Как какая часть речи склоняются собирательные числительные? ( как прилагательные)

VI. Изучение теоретического материала.

1.Ребята, собирательные числительные употребляются не со всеми существительными.

(слайд   )Двое друзей, пятеро малышей, семеро козлят .Попробуйте сами сформулировать правило употребления с.ч. с существительными.

(слайды          ) Обращение к слайдам .Дополнить правило.

2.Задание по группам.

Составьте и запишите 2 предложения с с.ч. вместе с существительными каждой группы. Зачитать несколько. Выставить балл.

     Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

3.А мы отправляемся на последний остров нашей экскурсии.3 остров(слайд     )

Среди с.ч. есть такие интересные оба и обе .При склонении этих ч. Часто делают ошибки. Откройте страницу … в учебнике, посмотрите, как они склоняются. Используя таблицу в учебнике, выполните следующее задание в карточках. На месте пропусков вставьте числительные оба, обе в нужном падеже.

А) По обеим сторонам реки Алдан тянулся густой лес.

Б) Малышка крепко держала куклу обеими руками.

В) Обе девочки пришли на праздник в якутских костюмах.

Г) В реках Алдана Орто-Сала и Селигдар водится хариус.

Д) Мастер вырезал фигурки мамонтов из обоих фрагментов бивней.

Проверка .Зачитать правильные ответы.

                                                                      1

VII.Закрепление изученного материала.

А теперь, ребята, я предлагаю вам проверить свои знания, которые вы сегодня преобрели на занятии, выполнив тест.

                                                            Тест.

1. Найдите строчку, в которой все числительные собирательные:

А) пятнадцать, три вторых, семеро;

Б) двое, три, четверо;

В) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

А) семеро козлят;

Б) пятеро девчат;

В) четверо друзей.

3.Найди правильное сочетание собирательного числительного:

А) двое подруг;

Б) двое котят;

В) двое манекенщиц.

(слайд    )Взаимопроверка. Выставление балла. 3 правильных ответа- «5», 2 – «4», 1 – «3».

VIII.Рефлексия.(слайд     )

Продолжите предложения:

Сегодня мы изучали…

Мы теперь знаем, как …

Мы умеем правильно…

Полученные знания нам помогут…

IX.Домашнее задание (слайд      ) упражнение …

                                                                         2



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по русскому языку, проведенного  в 6-м классе,

по теме «Собирательные числительные»

                                             подготовлен учителем

русского  языка и литературы

МБОУ СОШ с УИОП

 Меньщиковой Галиной Александровной                                    

                 


Тема урока. Собирательные числительные.

Тип урока - урок открытия нового знания

Цели урока: соответствуют его содержанию.

Цель деятельности учителя: создавать условия для изучения правила, умений склонять и правильно произносить собирательные числительные в речи.

Планируемые результаты:

Предметные - умеют определять числительные в тексте; знают особенности собирательных числительных, различают их в тексте; образовывают собирательные числительные; осуществляют правильное написание.

Метапредметный подход решается через универсальные учебные действия:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила трудового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют , делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Так же прослеживается междисциплинарная связь с географией.

 Структура урока, почему она выбрана.

  1. Организация. Начало урока. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
  2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала для «открытия нового знания»
  3. Открытие «нового» знания. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.                
  4. Реализация построенного проекта; структурирование полученных знаний (схемы - модели, работа с текстом учебника)
  5. Первичное закрепление нового способа действия. Цель: зафиксировать новое учебное действие (выполнение заданий, самопроверка)
  6. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности (тест, взаимопроверка)
  7. Информация о домашнем задании была дана после тематически соответствующего фрагмента урока.

Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач, ориентирована на новые образовательные результаты.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.

   Методы.

На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

- коммуникативно-ориентированный

- учебная работа под руководством учителя

- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой  учителем информации.)

- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)

- словесный метод (элементы фронтальной беседы)

- логические методы (сравнение, анализ)

Мотивационная обеспеченность урока.

В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений.

Специфика урока состоит в применении современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса,  следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся.

Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.

 Средства обучения.

мультимедийная презентация, дидактические карточки.

 Контроль знаний, умений и навыков.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности.

Для закрепления материала были даны задания по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных  особенностей учащихся.

Организация взаимодействия учащихся между собой.

Учащиеся выполняли задание в группе.

Использование учащимися источников информации.

Учащиеся получали информацию из учебника, слайдов, речи учителя.

Организация рефлексии.

Учащимся было предложено закончить предложения для формулирования итогов урока.

Создание ситуаций успеха на уроке.

Каждому учащемуся давалась возможность проявить себя и свои знания. Все учащиеся были в равных условиях.

 Подведение итогов.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования информационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Отклонений от плана урока не было.

Результативность урока хорошая.

Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы.

Перегрузки детей не было.

Цель урока достигнута.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, методы и приемы подачи учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Собирательные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку в 6 классе "Собирательные числительные" по программеВ.В.Бабайцевой...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Количественные и собирательные числительные"

Работка урока к учбнику Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М., 2011.Урок дается перед изучением порядковых числительных как урок обобщени...

Интернет - урок Собирательные числительные

Цель занятия: Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Создать условия для формирования языковедческой и  коммуникативной компетенций.    ...

Количественные собирательные числительные. Склонение, употребление.

Презентация к уроку 6 класс (образовательная программа "Школа 2100")...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Собирательные числительные"

Здесь используется технология опорного конспекта....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...