«Описание природы. Фея Весна» на уроке развития речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока развития речи по русскому языку в форме творческой лаборатории, цель которого - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как основа для профессионального самоопределения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок–творческая лаборатория «Тайны слова»
по русскому языку

на тему «Описание природы. Фея Весна»

  

Тип урока: развитие речи.

Форма урока: творческая лаборатория.

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе постижения истины и создания творческого продукта как основа для профессионального самоопределения школьников.

Задачи:

  • обучающая: учить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение весеннего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля;
  • развивающая: развивать речь и ассоциативное мышление, способность к рефлексированию и речевому прогнозированию;
  • воспитательная: воспитывать речетворческую личность, готовую к творческому самовыражению и профессиональному самоопределению.

Формы работы на уроке:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

Оборудование: доска (тема, эпиграф, лента звуков и др.); карточки с заданиями для групп; фрагменты текстов из художественной литературы; репродукции картин русских художников-пейзажистов; рисунки учащихся; мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран; Интернет-ресурсы (www.viki.rdf.ru); тетради для развития речи по русскому языку; орфографические словари; музыкальный фрагмент А.Вивальди «Весна»; карточки эмоционального состояния учащихся.

Накануне занятия учащиеся получают задания: 1) понаблюдать за наступлением весны и нарисовать на альбомных листах яркие моменты; 2) составить мини-словарик слов-ассоциаций к слову «весна»; 3) подобрать примеры изображения весны в русской поэзии, прозе и живописи (задания распределяются по группам и выполняются в течение нескольких дней), провести исследовательскую работу и приготовить творческий отчёт группы.

Наш девиз: «Мы все способны!»

Ход урока

 Весна, весна! Как воздух чист!

 Как ясен небосклон!

                                           

                                                                                            Евгений Баратынский

I. Организационный момент.

Цель, форма проведения, тип урока (слайд 1), девиз лаборатории (слайд 2).

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдёт в творческой лаборатории «Тайны слова». Его цель – развитие ваших интеллектуальных и творческих способностей при описании природы, что очень пригодится вам и в жизни, и, возможно, в будущей профессии. Наш девиз: «Мы все способны!» Эти слова, ребята, о вас. Покажите, на что вы способны уже сегодня! У вас всё получится!  

(Записывается дата и тип урока в тетрадях учащихся)

II. Индукция (наведение).

Учитель: - Скажите, ребята, вы любите постигать «тайны» волшебных превращений?

(…)

- А у кого из вас есть копилки?

(…)

-  Что вы в них копите?

(…)

- Сегодня нашими копилками на уроке будут … (пауза) ваши тетради. Как вы думаете, чем вы должны их наполнить?

( Словами и мыслями)

- Правильно! В течение урока записывайте в тетрадях слова, словосочетания и предложения, которые вам понравятся при выполнении заданий. В конце урока, используя содержимое своих копилок, вы напишите мини-сочинения. Результаты своего труда оценивайте самостоятельно, заполняя карточки эмоционального состояния учащихся (раздаются каждому ученику до урока).

 - Итак, нам предстоит опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей творческой лаборатории (запись темы «Фея Весна» предварительно закрыть цветными листами бумаги). Отгадайте загадку (слайд 3):  

Прилетела пава,

                                                    села на лаву,

  распустила перья

 для всякого зелья.

                                             (весна)

Ваши ассоциации, предположения. Кто же это?  

(…)

- Возможно, вы найдёте ответ быстрее, если составите из данных звуков слово (на доске): [á], [в’], [иэ], [н], [c], посмотрите на репродукции известных русских художников и свои рисунки, которые были выполнены вами накануне, прочитаете эпиграф к уроку, в котором слово-отгадка пока закрыто (слова «Весна, весна!» предварительно закрыть цветными листами бумаги). Какое же слово будет отгадкой?

(…)

- Правильно, ребята (открываются слова в эпиграфе к уроку, затем эти строки читаются учителем). Это весна (слайд 4). Она, как настоящая добрая  волшебница, преображает землю после долгой зимы, дарит  людям тепло и радость. Волшебница… Она же и… (слайд 5)

ЧАРОДЕЙКА                                      КОЛДУНЬЯ

ИСКУСНИЦА           ТРУЖЕНИЦА
КОРОЛЕВА                                        ЦАРИЦА

ФЕЯ

(слова читаются учителем вслух)

- Какое из этих слов больше ассоциируется с добрым волшебством?

(…)                                                                                               (фея)

- Итак, тема урока-лаборатории (открывается запись на доске) – «Фея Весна» (слайд 6). Запишите тему в своих тетрадях.

III. Работа в группах. Составление «Словаря речевых оборотов и понятий».

  1. Словарная работа (слайд 7).

- Во многих словарях слово «фея» трактуется как «волшебница», а «Советский энциклопедический словарь» дополняет это лексическое значение (учитель читает второе определение слова «фея»).

ФЕЯ – в западноевропейской мифологии «волшебница».

(Академический словарь русского языка. – Т.4, с.560)

ФЕЯ – фантастическое существо женского пола, обычно делающее людям добро; волшебница.

(Советский энциклопедический словарь. – С.1412)

ФЕЯ – в западноевропейской сказочной литературе: волшебница. Добрая фея. Злая фея.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – С.1114)

- А теперь прочитайте задание на карточке №1 и выполните его (читается задание).

Задание: на основе данных словарных статей устно сформулируйте своё определение слова «фея», соотнесите его с темой нашего урока и поясните, кто она такая и чем занимается; предложите свой вариант для обсуждения в творческой лаборатории (карточка №1).

(Слушаем предложения учащихся, обсуждаем их и вместе выбираем лучший вариант)

Учитель: - Запишем лучший вариант в тетрадях (ученик, предложивший его, работает у доски, выполняет дополнительные задания: объясняет графически пунктуацию в предложении, подчёркивает грамматические основы, характеризует предложение).

(Фея – это молодая волшебница, которая творит добрые дела, преображая просыпающуюся природу.)

  1. Лингвистическая разминка (слайд 8).

Учитель: - А теперь поработаем со словом «весна» и наполним ваши копилки! Прочитайте задание на карточке №2 (читается задание).

Задание: придумать и записать словосочетания со словом «весна», представить их в творческой лаборатории (карточка №2).

(Учащиеся групп представляют составленные словосочетания, пополняя тем самым не только свой словарь речевых оборотов, но и своих одноклассников)

               3. Реализация домашнего задания. Знакомство с мини-словарями слов-

                  ассоциаций к существительному «весна».

- Ребята, каждый из вас по-своему слышит и видит, что скрывается за словом «весна». Познакомьте товарищей со своими мини-словариками, которые вы составили всей группой дома, подбирая слова-ассоциации к слову «весна»   (от каждой группы выступает представитель и зачитывает примеры, остальные дети записывают понравившиеся слова и речевые обороты в тетради-копилки).

- Что вы записали в тетрадях (обращение к ученикам других групп)?

  1. Работа с текстом (по группам). Творческий отчёт.

Учитель: - В течение нескольких дней вы, ребята, занимались исследовательской работой. Изучив творчество поэтов, писателей и художников, изображавших весну, вы подготовили творческий отчёт по группам (см. карточку №3). Напоминаю, что работа в тетрадях-копилках и карточках эмоционального состояния продолжается.

     I группа (слайд 9).

- Итак, слово I группе. Как воспета весна в русской поэзии?

(учащиеся называют авторов стихотворений, зачитывают понравившиеся строки из поэтических текстов, анализируют тексты, а остальные ученики записывают понравившиеся выражения в тетрадях)

Учитель: - Ребята, чем вы пополнили свои копилки?

(учащиеся читают свои записи)

II группа (слайд 10).

Учитель: - А теперь слово II группе. Как воспета весна в русской прозе?    

(остальные ученики записывают понравившиеся обороты речи, слова в тетрадях-копилках)

Учитель: - Ребята, что вы записали в тетрадях-копилках?

(учащиеся читают свои записи) 

III группа (слайд 11).

Учитель: - Слово III группе. Как воспета весна в живописи?

(учащиеся называют известных русских художников-пейзажистов и их картины, комментируя то, как изображена весна на одном из полотен  (по выбору детей))

Учитель: - (обращение ко всем учащимся) Пополнились ли ваши копилки, ребята? Какими словами и  речевыми оборотами?

(учащиеся читают свои записи)

Учитель: - Спасибо всем группам за сотрудничество! Вы отлично подготовились к уроку и помогли своим товарищам собрать материал к сочинению.

IV. Работа над сочинением. Афиширование (представление собственных текстов)

(слайд 12)

Учитель: - Хочется сказать, что «тайны» волшебных превращений весной открываются не сразу и не всем людям, а человеку умному, доброму, чуткому, внимательному и любящему природу. Таковы русские поэты, писатели и художники. Постараемся и мы быть такими!

                      - Какой вы представляете фею Весну? О каких приметах весны вам хотелось бы рассказать? Какие картины весны живут в вашем воображении? Какими мыслями и чувствами вам хотелось бы поделиться в этот весенний день? Расскажите об этом в сочинении-миниатюре (читается  задание)

Задание: на основе увиденного, услышанного, пережитого на уроке напишите сочинение-миниатюру о весне (карточка №4).

(слайд 13 «Темы сочинения»;

дети выбирают для работы одну из тем)

  1. Наступление весны.
  2. Весёлый март.
  3. О чём журчал ручеёк?
  4. Апрельские краски.
  5. Первое слово листочка.
  6. Весна пришла!
  7. Лес в мае.
  8. Милый май!
  9. Весенние мелодии.
  10. Здравствуй, весна!

Учитель: - Приступайте к работе, помогайте друг другу, пользуйтесь орфографическим словарём и помните девиз «Мы все способны!». Для создания творческой атмосферы и  «весеннего» настроения  в нашей лаборатории прозвучит музыка итальянского композитора Антонио Вивальди «Весна» в сопровождении видеоролика (слайды 14, 15).  

                    - Да, велика сила искусства! Как точно создан образ весны и передано состояние природы авторами этой композиции. А что получилось у вас, ребята?  

(учащиеся выполняют задание, затем по желанию читают свои сочинения- миниатюры)

V. Итоги урока. Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе работы в творческой лаборатории «Тайны слова»).

Учитель: - К сожалению, не все работы мы сможем прослушать и оценить, ведь наш урок подходит к концу. Но я обязательно с ними познакомлюсь сама и на других уроках  представлю ваши мини-сочинения в классе. Вы же, ребята, справились со всеми заданиями, и цель урока была достигнута. А главное, сегодня мы разгадали тайну Феи Весны. Она научила нас наблюдать за природой, любить и беречь её. А это так важно для каждого из нас.

                  - Проверьте, все ли из вас заполнили карточки эмоционального состояния! Запишите домашнее задание (читаются задания, записанные на доске заранее)

VI. Домашнее задание: 1) оформить творческую работу для альбома «Фея Весна» (конечный творческий продукт учащихся на уроке-лаборатории); 2) самостоятельно создать творческую работу в виде слайда-презентации, дневника путешественника, сказки (по желанию учащихся), используя свою копилку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С любовью к природе. Дидактический материал к урокам развития речи.

Представлены классные сочинения  моих учеников, которые можно прочитать и проанализировать на уроках развития речи....

Описание внешности человека по картине (урок развития речи)

Урок развития речи (технология разноуровневого обучения)...

Описание внешности человека по фотографии (урок развития речи)

Урок развития речи (технология разноуровневого обучения)...

Описание по воображению и памяти. Урок развития речи в 9 классе.

Урок развития речи в 9 классе по теме "Описание по воображению и памяти". Введен термин "синестезия". К уроку подготовлена презентация, музыкальный фрагмент  из "Времен года" П.И.Чайковского. В х...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...