Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
материал по русскому языку ( класс) на тему
Программа по работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Может быть использована учителями разных предметов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Казановская СОШ Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми учителя русского языка и литературы Ворониной А.С. |
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как русский язык и литература. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- неблагополучная семья;
- проблема «улицы»;
- прогулы.
Учителя должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цели программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и литературы;
- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Первоочередные меры в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися:
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими
учащимися на учебный год
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через: беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, индивидуальные домашние задания | В течение учебного года. |
5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года.
|
6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года.
|
7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года.
|
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
| В течение учебного года.
|
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы
Этапы формирования положительного отношения к учению
1-й этап | 2-й этап | 3-й этап | |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику
на определенном этапе урока
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:
- нормализация учебной деятельности;
- развитие познавательной активности;
- развитие темповых показателей учащихся;
- обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Список используемой литературы
- Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений//Начальная школа, 1997, №10
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2001
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М: издательство НЦ ЭНАС, 2002
- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития./Составители: В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.- СПб: Питер, 2001
График проведения дополнительных занятий с отстающими и слабоуспевающими учащимися
по русскому языку и литературе
на декабрь 2013 г. – январь 2014 г.
№ | Дата | Учащиеся | Отметка о явке |
9 класс | |||
1 | 04.12.2013 (среда) | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
2 | 06.12.2013 (пятница) | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
3 | 11.12.2013 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
4 | 13.12.2013 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
5 | 18.12.2013 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
6 | 20.12.2013 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
7 | 15.01.2014 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
8 | 17.01.2014 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
9 | 22.01.2014 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
10 | 24.01.2014 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
11 | 29.01.2014 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
12 | 31.01.2014 | Егрин Р. Мордочкин Е. Вечернин М. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
11 класс | |||
1 | 02.12.2013 (понедельник) | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
2 | 05.12.2013 (четверг) | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
3 | 09.12.2013 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
4 | 13.12.2013 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
5 | 16.12.2013 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
6 | 19.12.2013 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
7 | 23.12.2013 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
8 | 16.01.2014 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
9 | 20.01.2014 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
10 | 23.01.2014 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
11 | 27.01.2014 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) | |
12 | 30.01.2014 | Филатова Н. Попова К. Мордочкина Д. (остальные учащиеся – по необходимости) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.
Реализация данной программы обязывает педагогов и классных руководителей вести необходимую документацию, которая контролируется зам. директора по УВР. Также помогает отслеживать успеваемость сла...
Доклад "Работа с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по математике"
Выступление на ГМО, 2012 г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-981158-1542230072.jpg)
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками...
Программа работы со способными и слабоуспевающими учащимися.
Таким образом реализуется дифференцированный подход....
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми...
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми"
Программа "Неуспевающие и слабоуспевающие дети по иностранному языку"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820540-1474809990.jpg)
План работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися.
План работы учителя с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися....