Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
материал по русскому языку ( класс) на тему

Воронина Анна Сергеевна

Программа по работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Может быть использована учителями разных предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neuspevayushchimi.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Казановская СОШ

Программа работы 

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

учителя русского языка и литературы

Ворониной А.С.

          Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как  русский язык и литература. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

  Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья;
  • проблема «улицы»;
  • прогулы.

  Учителя должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости  учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

 

    Цели программы:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и литературы;

- создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

 

Первоочередные меры в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися:

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
  • изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
  • ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  Отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности. 

План работы со слабоуспевающими  и неуспевающими 

учащимися на учебный год

Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют  ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через: беседы с классным руководителем,   встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, индивидуальные домашние задания 

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

 7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы

Этапы формирования положительного отношения к учению

1-й этап

2-й этап        

3-й этап

К содержанию учебного материала         

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого         

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)         

Действует учитель – ученик только воспринимает         

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса         

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам         

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий         

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий         

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет         

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие         

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику

на определенном этапе урока

Этапы урока        

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся         

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала         

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке         

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса         

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков,

выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень  понимания учащимися основных  элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса  к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие  методов обучения, позволяющих всем учащимся  активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания  по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь  большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения  по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах  программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

 Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:

  • нормализация учебной деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие темповых показателей учащихся;
  • обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Список используемой литературы

  1. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений//Начальная школа, 1997, №10
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2001
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М: издательство НЦ ЭНАС, 2002
  4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития./Составители: В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.- СПб: Питер, 2001

График проведения дополнительных занятий с отстающими и слабоуспевающими учащимися

по русскому языку и литературе

на декабрь 2013 г. – январь 2014 г.

Дата

Учащиеся

Отметка о явке

9 класс

1

04.12.2013

(среда)

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

2

06.12.2013

(пятница)

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

3

11.12.2013

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

4

13.12.2013

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

5

18.12.2013

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

6

20.12.2013

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

7

15.01.2014

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

8

17.01.2014

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

9

22.01.2014

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

10

24.01.2014

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

11

29.01.2014

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

12

31.01.2014

Егрин Р.

Мордочкин Е.

Вечернин М.

(остальные учащиеся – по необходимости)

11 класс

1

02.12.2013

(понедельник)

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

2

05.12.2013

(четверг)

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

3

09.12.2013

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

4

13.12.2013

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

5

16.12.2013

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

6

19.12.2013

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

7

23.12.2013

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

8

16.01.2014

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

9

20.01.2014

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

10

23.01.2014

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

11

27.01.2014

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)

12

30.01.2014

Филатова Н.

Попова К.

Мордочкина Д.

(остальные учащиеся – по необходимости)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.

Реализация данной программы обязывает педагогов и классных руководителей вести необходимую документацию, которая контролируется  зам. директора по УВР. Также помогает отслеживать успеваемость сла...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками...

Программа работы со способными и слабоуспевающими учащимися.

Таким образом реализуется дифференцированный подход....

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми"

Программа "Неуспевающие и слабоуспевающие дети по иностранному языку"....

План работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися.

План работы учителя с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися....