Урок развития речи в 6-м классе по теме Рассуждать – значит…
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе посвящен изучению темы "Типы речи. Рассуждение"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Хорошо говоришь, да было бы что слушать. Красную речь красно и слушать.

Слайд 2

Рассуждать – значит . . .

Слайд 3

… Когда дверь заперта, никто не может знать, что там: драгоценные камни или только ненужный хлам.

Слайд 4

Рассуждение – это … 1. Объяснение 2. Суждение 3. Доказательство 4. Исследование 5. Размышление

Слайд 5

рассуждение ? ? ?

Слайд 6

Тезис – аргументы – вывод Общая характеристика – детали – оценка Вступление – завязка – развитие действия – кульминация – развязка

Слайд 7

Найдите среди данных текстов тот, который больше всего соответствует схеме рассуждения. Докажите свое мнение.

Слайд 8

С амая большая ценность народа –его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Д.С. Лихачев

Слайд 9

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Л. Н. Толстой

Слайд 10

… Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство… Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси. Н.В. Гоголь

Слайд 11

Рассуждение – это… объяснение или доказательство какой-то мысли словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. описание причин свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме это доказательство справедливости ( или несправедливости) мысли, сформулированной в тезисе.

Слайд 12

Внесите слова в схему рассуждения Тезис. ……… . ……… Аргументы ……… ……… Вывод ……… ………

Слайд 13

Рассуждать – значит . . .

Слайд 14

Буриме ..........................внимание …………………… ..понимание …………………… ..затмение …………………… ..рассуждение

Слайд 15

Домашнее задание Придумать 3-4 интересные темы для рассуждения, написать сочинение по одной из них. Представьте себя автором учебника. Ваша задача – написать статью о типе речи «Рассуждение».



Предварительный просмотр:

ГОУ ЦО № 1436 ЗАО г. Москвы

Урок развития речи в 6-м классе по теме: " Рассуждать – значит…"

учителя русского языка и литературы Черепановой Натальи Васильевны

 

Цели урока:

  •  углубить сведения учащихся о рассуждении;
  • способствовать выработке навыков его построения;
  •  повторить понятия: «тезис», «доказательство», «вывод»;
  • развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся;
  • пробудить творческую активность каждого ученика, желание самому искать ответы на поставленные вопросы

Оборудование:

  • презентация
  • раздаточный материал
  • таблицы на доске
  • чистые листы, маркеры на столах

Ход урока:

Деление на группы

Перед тем, как войти в класс, каждый ученик получает задание: выбрать ту пословицу, которая  больше нравится. (Пословицы напечатаны на отдельных листочках, причем листочков  должно быть на один больше, чем детей, чтобы и у последнего было право выбора.)

Слайд №1

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

Красную речь красно и  слушать.

Индуктор

Слайд №3

Один мудрец когда-то сказал такие слова.

Когда дверь заперта, никто не может знать, что там: драгоценные камни или только ненужный хлам.  

Но это лишь часть его мысли. Как вы думаете, о чем он говорил? В своих рассуждениях не забудьте, что у нас урок русского языка. Запишите свой ответ на листочках (ответы озвучиваются, а затем вывешиваются на доску).

( Начало фразы : «С чем сравнить язык в устах человека?»)

Ответы детей: язык, богатый русский язык, неизученное

1. В жизни часто возникают ситуации, когда нам нужно доказать свою правоту. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Необходимо строить свое высказывание логично, последовательно.  Для этого существует тип речи – рассуждение.

2. Что же такое рассуждение? Перед вами небольшой тест. Выберите один ответ. Докажите правильность своего выбора. Ответ внесите в таблицу на экране.

Слайд №4

Рассуждение это- ….

  1. Объяснение
  2. Суждение
  3. Доказательство
  4. Исследование

Слайд №5

3. У вас перед глазами 3 карточки. Оставьте только ту, которая имеет отношение к теме нашего урока.

Слайд №6

   Вступление                                  Тезис                               Общая характеристика                                                                                                                                                        

   Завязка                                         Аргументы                      Детали

   Развитие действия                      Вывод                              Оценка

   Кульминация

   Развязка

Что это за слова? Как они связаны между собой? (Дети должны прийти к выводу, что это композиция текстов разных типов речи, а затем среди них выбрать текст – рассуждение).

Докажите, что оставшиеся карточки не имеют отношения к теме урока. К чему могут относиться эти слова?  Лишние карточки повесьте на боковую доску.

 ( Делается вывод о том, что одна группа слов относится к описанию, а вторая к повествованию. Над листочками вывешиваются соответствующие заголовки) 

.

4. Слайд №7

Перед вами тексы. Найдите среди них тот, который больше всего соответствует схеме рассуждения. Докажите свое мнение.

Слайд №8

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

                                                                                                      Д.С. Лихачев

Слайд №9

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

                                                                                                          Л. Н. Толстой  

Слайд №10

… Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство… Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси.

                                                                                                     Н.В. Гоголь

5. У вас уже много информации об этом типе речи. Я вам предлагаю несколько вариантов определений. Выберите из предложенных определений то, которое кажется вам наиболее точным. Если ни одно из них вас не устраивает, составьте свое.

Слайд №11

  • Рассуждение – это объяснение или доказательство какой-то мысли.
  • Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
  • Рассуждение - описание причин свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением
  • Рассуждение  - ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.
  • Рассуждение — это доказательство справедливости мысли ( или несправедливости) мысли, сформулированной в тезисе

6. Отбор языковых средств

У текста – рассуждения есть слова, которые помогают организовать, связать части текста, упорядочить ход мысли.   Свяжите части текста при помощи предложенных слов.

Заполните схему и представьте свой ответ.

докажем это, к примеру, обобщим все сказанное, допустим, следовательно, по моему мнению, таким образом, во-первых, в качестве примера, это можно доказать так, это объясняется следующим, итак

Слайд №12

Средства связи частей рассуждения

  1. Тезис.

……….

………

  1. Аргументы

………

………

  1. Вывод

………

………

7. Индивидуальная работа.

Используя данные слова, составьте свое рассуждение. У вас несколько тем для  рассуждения, найдите их на своих столах. Ваше рассуждение не должно быть большим, 3-5 предложений. Напишите ваш ответ на листочках и прикрепите на общий лист вашей группы. (На каждом столе лежат цветные листочки с липким краем.  На листах дети пишут свои ответы. После этого каждый приклеивает свой листок на тот ватман, где написана его пословица).

Ответы детей.

Красную речь красно и слушать.

  • Красную речь слушать приятно. Красиво говорить – значит говорить правильно. Это проявление вежливости к другим людям.
  • Красным  в древности называли то, что красиво. Значит,  красная речь украшает нашу жизнь.
  • Во-первых, если речь складная, то ее легко слушать. Во-вторых, она быстро запоминается. Следовательно, нужно учиться говорить красиво.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

  • Во-первых, короткую речь слушать хорошо, потому что не успеешь от нее устать. Во-вторых, в такой речи все точно. А под долгую и нудную речь начинаешь думать о своем.
  • Короткая речь более занимательная, ее интересно слушать. В длинной речи много информации, поэтому ее трудно воспринимать.

 Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

  • Надо выбирать для разговора такие темы, которые интересны всем. Тогда с тобой интересно будет общаться.
  • Болтать без смысла – значит тратить напрасно время других. Даже если ты говоришь красиво, это может быть не интересно окружающим.

Слайд №13

8. Допишите в своих тетрадях тему урока:

Рассуждать – значит…

Ответы детей:

- очень долго думать

-размышлять о чем- то, а потом доказывать это другим

-уметь формулировать тезис, подбирать аргументы и делать вывод

-объяснять и доказывать свои мысли

- размышлять

-обдумывать какую-либо мысль

-значит мыслить

-доказывать свою мысль

-обдумывать свои мысли, выделять из них самую точную

-объяснять и доказывать тезис

-рождать мысли

-строить мысли в логическую последовательность, подводя итог

-излагать мысли по порядку и доказывать свою правоту

9. Буриме

Подводя итоги урока, хочется узнать о ваших впечатлениях и настроении. Дополните строчки стихотворения своими мыслями о проделанной работе.

Слайд №14

……………внимание

……………понимание

……………затмение

……………рассуждение

Ответы детей:

  • На уроках должно быть внимание,

А кроме этого понимание.

Никакого затмения,

Но много рассуждения.

  • Главное не внимание,

Во главе – понимание.

Внимание! У всех затмение,

Срочно нужно рассуждение.

  • Обратите на меня внимание.

Я требую понимания!

Загадаю я про затмение,

И впадете вы в рассуждение.

  • Ко мне было внимание

И море понимания.

Но вдруг пришло затмение,

Все впали в рассуждение.

  • Учитель уделяет нам внимание,

           Мы испытываем понимание.

           Но вдруг у нас затмение,

           Потому что мы проходим «Рассуждение».

  • Ко мне было внимание

И взаимопонимание.

А потом – затмение.

Вот тема рассуждения.

  • На уроке было много внимания,

     Но мало понимания.

     Один вопрос вызвал у нас затмение,

     Он был на тему «Рассуждение».

9. Слайд №15

Домашнее задание ( на выбор).

  • Придумать 3-4 интересные темы для рассуждения, написать сочинение по одной из них
  • Представьте себя автором учебника. Ваша задача – написать статью о типе речи рассуждении.

  • Зачем нужны летние каникулы.

Стоит ли заводить животных в доме?

Зачем нам нужен дождь.

     Вы спросите: стоит ли заводить животных в доме? Стоит.

     Во-первых, животное – друг человека.

     Во-вторых, животное  приучает нас к порядку. Мы не станем раскидывать одежду и обувь по квартире, не оставим без присмотра продукты питания.

     В-третьих, животные нужны одиноким людям для того, чтобы они о ком-то заботились.

    В-четвертых, животные вызывают чувство любви, доброты и положительные эмоции.

   Итак, животные очень нужны в доме

  • Пожилым людям нужно уступать место в транспорте.

Обязательно ли есть фрукты?

Зачем деревья сбрасывают осенью листья?

     Обязательно ли есть фрукты?

    Я считаю, что обязательно.

    Во-первых, фрукты содержат витамины, которые улучшают  наше здоровье.

    Во-вторых, фрукты улучшают сон, а без хорошего сна не наберешься сил.

    В-третьих, из фруктов получаются вкусные соки и варенья, которые доставляют нам много удовольствия.

   Поэтому фрукты очень полезны и к тому же вкусны.

  • Почему люди слушают музыку?

    Музыка бывает разная: энергичная, спокойная, веселая, грустная. Ее настроение зависит от настроения человека, который ее выбирает. Когда нам плохо, мы слушаем спокойную музыку, тем самым успокаивая себя.  А когда весело, музыка еще добавляет веселья. Бывает, что музыка вызывает слезы, но это слезы не горя, а  счастья.

     Музыка – это отражение нашего настроения. Она может способствовать выздоровлению, поднять настроение, она сопровождает нас в жизни.

  • Современный человек не может обойтись без компьютера. И это можно доказать.

   Например, деловой человек хранит в компьютере нужную ему информацию, документы.

   Школьник печатает на компьютере доклады, рефераты.

   Обычный человек уже не ходит по библиотекам, а ищет то, что ему нужно, в Интернете.

   Компьютер стал незаменимой для человека вещью, и этим все сказано.

  • Человек не может обойтись без книг. Книги – это источник знаний.  

Из книг мы узнаем много нового и интересного о нашем мире, о его обитателях. Книги учат нас быть хорошими, добрыми и справедливыми. Они показывают, как нужно жить: помогать другим людям, уважать всех, не быть равнодушными.

  Книга – это не только дорогая для человека вещь, но и друг. Поэтому к ней надо относиться бережно. Обращайтесь к книге – она всегда поможет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"

В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....

презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"

презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.

Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное  обуче...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Урок развития речи. Диалог со Свободой и Волей. «Что значит быть свободным?»

Урок развития речи.Урок формирует мировоззрение у учащихся, дает  представление о концепте «СВОБОДА» и «ВОЛЯ»,  разграничение понятий,развивает творческое воображение и ассоциативно-образное...

КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...