Оценивание выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом по русскому языку (из опыта работы).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Каждому учителю русского языка необходимо знать:

- цели единого государственного экзамена;

- структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку;

- общие научно – методические подходы к оценке выполнения задания с развёрнутым ответом;

- специфические подходы к системе оценки выполнения задания с развёрнутым ответом по русскому языку: при проверке 3- ей части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с её помощью;

- специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки задания с развёрнутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за выполнение этой части работы;

- классификацию ошибок и недочётов в письменной речи, критерии разграничения ошибок. 

Данная статья сжато и наглядно показывает, что нужно учитывать при проверке заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenivanie_zadaniy_ege.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального образования Плавский район «Сорочинская средняя общеобразовательная школа»

Оценивание выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом по русскому языку.

(Из опыта работы)

Подготовила учитель русского языка  Чернова Л.В.

 

2014 год

Оценивание выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом по русскому языку. Задания С1 (сочинение – рассуждение).

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке – осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.

Экзаменационная работа составлена так, что проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая  и коммуникативная.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для обучения в вузе- определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развёрнутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой – либо речевой единицы языковой норм. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их – и коммуникативную компетенцию- способность понимать высказывание, связно, а также логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях в выбором ответа, языковой материал, причём предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями повышенного уровня сложности.

Задание открытого типа с развёрнутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков:

  1. анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  2. комментировать проблемы исходного текста;
  3. определять позицию автора текста по заявленной проблеме;
  4. выражать и аргументировать собственное мнение;
  5. последовательно и логично излагать мысли;
  6. использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  7. практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.

Каждому учителю русского языка необходимо знать:

- цели единого государственного экзамена;

- структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку;

- общие научно – методические подходы к оценке выполнения задания с развёрнутым ответом;

- специфические подходы к системе оценки выполнения задания с развёрнутым ответом по русскому языку: при проверке 3- ей части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с её помощью;

- специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки задания с развёрнутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за выполнение этой части работы;

- классификацию ошибок и недочётов в письменной речи, критерии разграничения ошибок.

Каждому учителю русского языка необходимо уметь:

- проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений;

- проверять сочинение по следующим составляющим коммуникативной компетенции:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать содержание читаемого текста;

3) умение выражать собственное мнение;

4) умение аргументировать свою точку зрения;

5) умение точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли;

6) орфографические и пунктуационные умения;

7) владение нормами современного русского литературного языка;

- применять критерии и нормативы оценки каждого и предъявленных в системе оценивания речевых умений;

- уметь разграничивать ошибки и недочёты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

- правильно квалифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

- обобщать результаты проверки работ.

Для оценки задания С1 (сочинение – рассуждение) применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной подготовки учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развёрнутого ответа (сочинения) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.

При разработке критериев оценивания задания с развёрнутым ответом учитывались достижения психологии и методики в области преподавания родного и неродного языков. Основу нормативов оценки составили действующие нормы современного русского литературного языка.

Система оценивания сочинения – рассуждения включает критерии, отражающие требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3- 0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, - 23.

В системе выделены аспекты проверки, сформулированы критерии и обозначены нормативы оценки различных составляющих коммуникативной компетенции выпускников средней школы. Такой подход к оценке сочинения представляет определённую трудность, так как  не все учителя вполне владеют новой технологией проверки и оценивания письменных работ.

При оценке грамотности (К – 710) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.

        Если  в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в исследующих случаях:

К7 – допущено не более 2- х ошибок;

К8 – допущено 1- 3 ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7 – К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 К12) оценивается нулём баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Композицию сочинения ученик может выбирать сам. Если не- затенённых слов более 70 % , сочинение проверяют.

Критерии оценивания ответа на задание С1.

Содержание сочинения. (К1- К4)

 

Проблема.

1 балл - верно сформулирована хотя бы 1 из проблем исходного текста в любой части сочинения, Ф ошибок в понимании текста и формулировки проблемы нет.

К1                      

 0 баллов – не сформулирована ни одна из проблем или                  сформулирована неверно.

Комментарий к проблеме.

2 балла - проблема прокомментирована с опорой на текст, Ф ошибок в понимании проблемы исходного текста, в комментариях нет. Комментарий – это пересказ текста своими словами, но применительно к проблеме. Комментарий должен быть связан с текстом обязательно! Автора цитировать .

К2

1  балл–проблема прокомментирована без опоры на исходный текст или в комментариях 1 Ф ошибка  в понимании текста.

0 баллов – не прокомментирована ни одна из проблем, или 2Ф ошибки, или прокомментирована другая, не сформулированная  учеником проблема, или дан просто пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.              

Отражение позиций автора исходного текста.

1 балл позиция автора верно  сформулирована по прокомментированной проблеме, Ф ошибок , связанных с пониманием позиций автора исходного текста, нет.

К3

0  баллов – позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или не сформулирована.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.  

Аргумент не должен быть сам по себе. Надо не просто назвать произведение, но привести аргументы.

3 балла – ученик выразил своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста; привёл не менее 2 аргументов (один из жизни, один из литературы или два из литературы художественной, публицистической, научной).

К4

2  балла– привёл один аргумент из литературы или два примера из жизненного опыта. Ссылка на авторитетное лицо, пословица могут быть оценены в 2 балла.

1 балл – привёл один аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт.      

 0  баллов – экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, но не привёл аргументов; мнение заявлено лишь формально («Я согласен с автором…» ), мнение экзаменуемого не отражено в работе.

Речевое оформление сочинения. (К5- К6)

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

2 балла – нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена; нет нарушений абзацного членения.

К5

1  балл– 1 логическая ошибка и /или 1 нарушение абзацного членения.

0 баллов – 2 и более логических ошибок и /или 2 случая нарушения абзацного членения.

Точность и выразительность речи.

2 балла – характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи  (если по критерию К10- 2 балла; если несколько Г ошибок, 2 балла не ставить).

К6

1  балл– прослеживается однообразие грамматического строя речи или есть нарушения точности выражения мысли (1 балл ставится чаще).

0 баллов – работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Грамотность. (К7- К12)

Соблюдение орфографических норм.

3 балла – орфографических ошибок нет или 1 негрубая ошибка.

К7

2  балла–  не более 2 орфографических ошибок.

1 балл – допущены 3- 4 орфографические ошибки.

0 баллов –  5 и более ошибок.

Соблюдение пунктуационных норм.

3 балла – пунктуационных ошибок нет или 1 негрубая ошибка.

К8

2  балла–   допущено 1- 3  ошибки.

1 балл – допущено 4 – 5  ошибок.

0 баллов –  6 и более ошибок.

Соблюдение языковых норм.

К9

2  балла–   грамматических ошибок нет.

1 балл – допущено 1 – 2  ошибки.

0 баллов –  допущено более 2 ошибок.

Соблюдение речевых норм.

К10

2  балла–  допущено не более 1 речевой ошибки.

1 балл – допущено 2 – 3  ошибки.

0 баллов –  допущено более 3 ошибок.

Соблюдение этических  норм.

К11

1 балл – нет этических ошибок.

0 баллов –  1 и более этических ошибок.

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

К12

1 балл – Ф ошибок в фоновом материале (не автора текста) нет.

0 баллов –  1 Ф ошибка в фоновом материале.

Если объём сочинения маленький, то К11 и К12 оцениваются 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С1.

Содержание сочинения. (К1- К4)

 Проблема.

1 балл - верно сформулирована хотя бы 1 из проблем исходного текста в любой части сочинения, Ф ошибок в понимании текста и формулировки проблемы нет.

К1                      

 0 баллов – не сформулирована ни одна из проблем или                  сформулирована неверно.

Комментарий к проблеме.

2 балла - проблема прокомментирована с опорой на текст, Ф ошибок в понимании проблемы исходного текста, в комментариях нет. Комментарий – это пересказ текста своими словами, но применительно к проблеме. Комментарий должен быть связан с текстом обязательно! Автора цитировать .

К2

1  балл–проблема прокомментирована без опоры на исходный текст или в комментариях 1 Ф ошибка  в понимании текста.

0 баллов – не прокомментирована ни одна из проблем, или 2Ф ошибки, или прокомментирована другая, не сформулированная  учеником проблема, или дан просто пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.              

Отражение позиций автора исходного текста.

1 балл позиция автора верно  сформулирована по прокомментированной проблеме, Ф ошибок , связанных с пониманием позиций автора исходного текста, нет.

К3

0  баллов – позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или не сформулирована.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.  

Аргумент не должен быть сам по себе. Надо не просто назвать произведение, но привести аргументы.

3 балла – ученик выразил своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста; привёл не менее 2 аргументов (один из жизни, один из литературы или два из литературы художественной, публицистической, научной).

К4

2  балла– привёл один аргумент из литературы или два примера из жизненного опыта. Ссылка на авторитетное лицо, пословица могут быть оценены в 2 балла.

1 балл – привёл один аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт.      

0  баллов – экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, но не привёл аргументов; мнение заявлено лишь формально («Я согласен с автором…» ), мнение экзаменуемого не отражено в работе.

Речевое оформление сочинения. (К5- К6)

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

2 балла – нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена; нет нарушений абзацного членения.

К5

1  балл– 1 логическая ошибка и /или 1 нарушение абзацного членения.

0 баллов – 2 и более логических ошибок и /или 2 случая нарушения абзацного членения.

Точность и выразительность речи.

2 балла – характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи  (если по критерию К10- 2 балла; если несколько Г ошибок, 2 балла не ставить).

К6

1  балл– прослеживается однообразие грамматического строя речи или есть нарушения точности выражения мысли (1 балл ставится чаще).

0 баллов – работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Грамотность. (К7- К12)

Соблюдение орфографических норм.

3 балла – орфографических ошибок нет или 1 негрубая ошибка.

К7

2  балла–  не более 2 орфографических ошибок.

1 балл – допущены 3- 4 орфографические ошибки.

0 баллов –  5 и более ошибок.

Соблюдение пунктуационных норм.

3 балла – пунктуационных ошибок нет или 1 негрубая ошибка.

К8

2  балла–   допущено 1- 3  ошибки.

1 балл – допущено 4 – 5  ошибок.

0 баллов –  6 и более ошибок.

Соблюдение языковых норм.

К9

2  балла–   грамматических ошибок нет.

1 балл – допущено 1 – 2  ошибки.

0 баллов –  допущено более 2 ошибок.

Соблюдение речевых норм.

К10

2  балла–  допущено не более 1 речевой ошибки.

1 балл – допущено 2 – 3  ошибки.

0 баллов –  допущено более 3 ошибок.

Соблюдение этических  норм.

К11

1 балл – нет этических ошибок.

0 баллов –  1 и более этических ошибок.

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

К12

1 балл – Ф ошибок в фоновом материале (не автора текста) нет.

0 баллов –  1 Ф ошибка в фоновом материале.

Если объём сочинения маленький, то К11 и К12 оцениваются 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический тренажёр. Выполнение задания типа В8 на ЕГЭ по русскому языку «Анализ средств выразительности»

Данный лингвистический тренажёр поможет оценить уровень сформированности у старшеклассников умения  оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. Устная часть.Английский язык Учитель иностранного языка МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 12 о.Муром"

ОГЭ по английскому языку в 2016 году. Изменения. Содержание устной части ОГЭ по английскому языку. Обобщенный план демонстрационного варианта экзаменационной работы по английскому языку. Образцы Задан...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом

Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена  во многом определяется...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИМетодические материалы для председателейи членов региональных предметных комиссийпо проверке выполнения заданий с развернутым ответом экз...

Основные подходы к выполнению задания 9.2 на ОГЭ по русскому языку

Статья содержит материалы для подготовки к сочинению-рассуждению по предложенной фразе из текста в формате ОГЭ....